Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2011 г. N 17АП-13253/2010
г. Пермь
27 января 2011 г. |
Дело N А71-9111/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Шварц Н. Г.
судей Рубцовой Л.В., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой О.В.,
лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, в судебное заседание не явились;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика -
Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 10 ноября 2010 года по делу N А71-9111/2010,
принятое судьёй Сидоренко О.А.
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы"
к 1) Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, 2) Муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Ленинского района г. Ижевска, 3) Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска
третье лицо: Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска,
о взыскании задолженности по муниципальному контракту по поставке тепловой энергии и горячего водоснабжения, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "Удмуртские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному образованию "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска (далее - Управление дошкольного образования), Муниципальному учреждению "Центр дошкольного образования и воспитания" Ленинского района г. Ижевска (далее - Учреждение) о взыскании солидарно 2 721 194 руб. 83 коп. задолженности по оплате стоимости тепловой энергии и горячей воды, поставленных в период с 01 октября 2009 года по 15 июля 2010 года по муниципальным контрактам N К728 от 01.01.2009г. и от 01.01.2010г., 100 384 руб. 07 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, с их последующим взысканием по день фактической уплаты суммы задолженности, на основании ст.ст. 309, 310, 395, 539, 544 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).
Определением арбитражного суда от 03.08.2010г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска (далее - Управление финансов, третье лицо, том 1 л.д. 1-4).
Определением арбитражного суда от 13.09.2010г. в соответствие со статьёй 46 АПК РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Администрации г. Ижевска (далее - Администрация, том 1 л.д. 101-102).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ судом принят от истца отказ от иска в части взыскания основного долга, в связи с его оплатой, производство по делу в указанной части прекращено в порядке ст. 150 АПК РФ, и увеличение размера иска в части взыскания процентов до 103 532 руб. 77 коп., начисленных за период с 01.01.2010г. по 22.07.2010г. (том 1 л.д. 107-113, том 2 л.д. 40). ООО "Удмуртские коммунальные системы" просит взыскать 103 532 руб. 77 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами с Учреждения, а при недостаточности денежных средств у Учреждения возложить субсидиарную ответственность по заявленным исковым требованиям на Муниципальное образование "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск".
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2010 года судом принят заявленный Обществом с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" отказ от иска в части взыскания 2 721 194 руб. 83 коп. основного долга. Производство по делу в части взыскания 2 721 194 руб. 83 коп. долга прекращено. С Муниципального учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания" Ленинского района г. Ижевска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 31 248 руб. 97 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 1 219 руб. 25 коп. в возмещение судебных расходов, указано в случае недостаточности средств у Муниципального учреждения "Центр дошкольного образования и воспитания" Ленинского район г. Ижевска взыскание произвести в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск". С Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" взыскано 66 009 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 2 786 руб. 73 коп. в возмещение судебных расходов. В удовлетворении иска к третьему ответчику отказано. В удовлетворении остальной части иска истцу отказано.
Обществу с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" возвращена из федерального бюджета госпошлина в размере 33 001 руб. 92 коп.
Ответчик (Управление дошкольного образования) с решением суда от 10.11.2010г. не согласилось, обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, считая, что пользование чужими денежными средствами как по вине Учреждения, так и по вине Управления дошкольного образования не установлено, просит решение суда отменить.
Указывает, что в соответствии с п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 22.07.2006 г. N 21 суду в резолютивной части следовало указать, что соответствующий долг взыскивается с муниципального образования, а не с органа, выступающего от имени публично-правового образования.
Истец, ООО "Удмуртские коммунальные системы", и третье лицо, Управление финансов, с доводами жалобы не согласились по мотивам, изложенным в письменных отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ООО "Удмуртские коммунальные системы" (Энергоснабжающая организация) и Учреждением (Абонент) были заключены муниципальные контракты на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения N К728 от 01.01.2009г. и от 01.01.2010г. (том 1 л.д. 15-42, 68-74), на основании которых Энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать Абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде до границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сетей Энергоснабжающей организации и сетей Абонента, при определенной Муниципальным контрактом максимальной (расчетной) нагрузке, а Абонент обязался своевременно оплачивать потребляемую тепловую энергию и горячую воду, невозвращенные на источники теплоты и в тепловую сеть Энергоснабжающей организации (пункт 1.1. контрактов).
Порядок расчетов за тепловую энергию предусмотрен приложением N 3 к муниципальному контракту N К728 от 01.01.2009г. и пунктом 4.1.2 муниципального контракта N К728 от 01.01.2010г., согласно которым оплата тепловой энергии производится до 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Во исполнение условий контрактов ООО "Удмуртские коммунальные системы" в период с 01 октября 2009 года по 15 июля 2010 года поставило Абоненту тепловую энергию и горячую воду на общую сумму 11 405 489 руб. 17 коп. и предъявил к оплате счета-фактуры (том 1 л.д. 43-57, 75-84).
Факт поставки истцом тепловой энергии и горячей воды Учреждению в спорный период, ее количество и стоимость ответчиками не оспаривается.
Поскольку обязательства по уплате тепловой энергии и горячей воды были исполнены несвоевременно и не в полном объеме, задолженность на момент подачи иска по расчету истца составила 2 721 194 руб. 83 коп.
Наличие у ответчиков задолженности по оплате стоимости потребленной тепловой энергии, горячей воды послужило истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку сумма основного долга после подачи истцом настоящего иска в суд была оплачена, судом первой инстанции в соответствии со статьёй 49 АПК РФ принят отказ от иска в данной части, производство по делу прекращено в части в соответствии со статьёй 150 АПК РФ.
Решение суда в указанной части сторонами не оспаривается.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2010г. по 22.07.2010г. частично в размере 97 258 руб. 06 коп., исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ 7,75%, действующей на момент принятия решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что факт пользования чужими денежными средствами подтвержден материалами дела.
При этом, суд первой инстанции посчитал, что требования истца в сумме 31 248 руб. 97 коп. подлежат удовлетворению за счет Учреждения, а в случае недостаточности средств у Учреждения в порядке субсидиарной ответственности подлежат взысканию с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск"; а требования в сумме 66 009 руб. 09 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами - удовлетворению за счет Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене либо изменению по основания, установленным ст. 270 АПК РФ, не подлежит, в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила, предусмотренные статьями 539-547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Установленный судом первой инстанции на основании совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, факт поставки тепловой энергии, горячей воды Абоненту в количестве и стоимостью, определенными истцом, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Размер и период начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, взысканных судом первой инстанции лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Судом первой инстанции правильно установлено, что между ООО "Удмуртские коммунальные системы" и Учреждением были заключены муниципальные контракты N К728 от 01.01.2009г. и от 01.01.2010г. (том 1 л.д. 15-42, 68-74).
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, регулируются Федеральным законом N 94-ФЗ, частями 1, 2 ст. 9 которого установлено, что государственный или муниципальный контракт заключается заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 94-ФЗ под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Поскольку при заключении муниципальных контрактов на оказание услуг по теплоснабжению для муниципальных нужд муниципальные заказчики действуют от имени и в интересах муниципального образования, должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование. Условиями муниципальных контрактов предусмотрена оплата услуг теплоснабжения из средств бюджета.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно установил, что проценты по муниципальным контрактам подлежат взысканию с Муниципального образования "город Ижевск" за счет казны Муниципального образования "город Ижевск".
Исходя из фактических обстоятельств дела, положений статьи 532 Гражданского кодекса Российской Федерации выступление Учреждения от имени муниципального заказчика не исключает ответственности публично-правового образования перед ресурсоснабжающей организацией, как поставщиком по муниципальным контрактам, для нужд муниципального образования.
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок исполнения бюджетов, исполнение местного бюджета обеспечивается местной администрацией муниципального образования. Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения об Управлении финансов Администрации города Ижевска, утвержденного решением Городской Думы города Ижевска от 03.10.2006г. N 137, Управление финансов является функциональным органом - структурным подразделением Администрации города Ижевска, организующим исполнение бюджета города Ижевска.
Отношения, возникшие в процессе исполнения бюджета муниципального образования "город Ижевск" по расходам регулируются "Порядком санкционирования оплаты денежных средств и ведения Управлением финансов лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета города Ижевска", утвержденным приказом Управления финансов Администрации г. Ижевска от 27.03.2008 N 111-п.
Согласно условиям указанного Порядка, Управление финансов является финансовым органом, организующим исполнение бюджета, осуществляющим санкционирование расходов и кассовое обслуживание бюджета.
Заявитель жалобы правильно указал, что судом первой инстанции в резолютивной части решения не сделана ссылка на Управление финансов Администрации г. Ижевска главного распорядителя бюджетных средств.
Однако, отсутствие указания на распорядителя бюджетных средств в резолютивной части решения само по себе не расценивается апелляционным арбитражным судом нарушением норм материального права, являющимся самостоятельным и достаточным основанием для отмены судебного акта.
Управление дошкольного образования в случае неясности решения суда первой инстанции либо порядка его исполнения, вправе в соответствии со статьёй 179 АПК РФ обратиться в суд первой инстанции с соответствующим заявлением о разъяснении судебного акта или порядка его исполнения.
Вместе с тем указание в резолютивной части решения Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2010 года по делу N А71-9111/2010 на то, что взыскание производится с Муниципального образования и за счет казны муниципального образования, соответствует требованиям статьи 120, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Обжалуя решение суда первой инстанции в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, Управление дошкольного образования указывает, что пользование чужими денежными средствами по вине ответчиков не установлено материалами дела.
Указанный довод Управления дошкольного образования судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку материалами дела установлено обратное.
Так, Учреждением в материалы дела представлены платежные поручения, из которых следует, что часть платежных поручений передавалась им в Управление финансов своевременно, но оплата производилась значительно позже их поступления.
Платежные поручения N N 403, 404 от 15.01.2010г. были приняты Управлением финансов 15.01.2010г., оплачены в ходе судебного разбирательства, платежные поручения NN 435, 436, 437 от 19.01.2010г. приняты 19.01.2010г., оплачены 21.01.2010г., платежное поручение N 2070 от 22.03.2010г. принято 22.03.2010г., оплачено 01.04.2010г., платежное поручение N 2074 от 22.03.2010г. принято 22.03.2010г., оплачено 07.06.2010г., платежное поручение N 2073 от 22.03.2010г. принято 22.03.2010г., оплачено в ходе судебного разбирательства, платежное поручение N 2026 от 19.03.2010г. принято 23.03.2010г., оплачено 24.03.2010г., платежные поручения NN 2231, 2222, 2859 от 25.03.2010г. приняты 25.03.2010г., оплачены 07.06.2010г., платежное поручение N 3102 от 20.04.2010г. принято 19.04.2010г., оплачено 20.04.2010г., платежные поручения NN 3101, 3100 от 20.04.2010г. приняты 19.04.2010г. оплачены 21.06.2010г., платежные поручения NN 3885, 3884, 3883 от 19.05.2010г. приняты 19.05.2010г., оплачены 22.06.2010г., платежные поручения NN 4815, 4814 от 01.07.2010г. приняты 01.07.2010г. оплачены 28.07.2010г., платежное поручение N 5433 от 27.07.2010г. принято 27.07.2010г., оплачено 30.07.2010г., платежное поручение N 5432 от 27.07.2010г. принято 27.07.2010г. оплачено 30.07.2010г., платежное поручение N 5329 от 21.07.2010г. оплачено 09.08.2010г., платежное поручение N 5925 от 13.08.2010г. принято 18.08.2010г., оплачено в ходе судебного разбирательства.
Также в дело представлены письма, адресованные Управлению финансов с просьбой оплатить счета.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Учреждением в материалы дела представлены документы, из которых следует, что Учреждение приняло все, зависящие от него меры для своевременной оплаты энергоресурсов.
Согласно муниципальным контрактам, приложению N 4 к муниципальным контрактам, представленным в материалы дела уведомлениям о лимитах бюджетных обязательств, финансирование по данным контрактам предусмотрено за счет бюджета города Ижевска.
Учитывая, что источником финансирования обязательств по муниципальным контрактам является бюджет города Ижевска, Учреждением приняты все зависящие от него меры по своевременной оплате по муниципальным контрактам, а также учитывая положения статьи 158 Бюджетного кодекса РФ суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении части исковых требований ООО "Удмуртские коммунальные системы" о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 31 248 руб. 97 коп. за счет Учреждения, а в случае недостаточности средств у Учреждения в порядке субсидиарной ответственности с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска за счет казны муниципального образования "город Ижевск", а части - в размере 66 009 руб. 09 коп. с Муниципального образования "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска за счет казны Муниципального образования "город Ижевск".
Оснований для отмены решения суда первой инстанции судом апелляционной инстанции не усматривается.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 10 ноября 2010 года по делу N А71-9111/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Н.Г. Шварц |
Судьи |
Л.В. Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9111/2010
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: "город Ижевск" в лице Управления дошкольного образования и воспитания Администрации г. Ижевска, МУ "Центр дошкольного образования и воспитания Ленинского района"
Третье лицо: "город Ижевск" в лице Управления финансов Администрации г. Ижевска, МО "Город Ижевск" в лице Администрации города Ижевска