09 июня 2011 г. |
N Ф09-3072/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Решетниковой И.В.,
судей Кангина А.В., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области (далее - Межрайонный отдел судебных приставов) на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 января 2011 г. по делу N А47-9883/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Отзывов и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступало.
Открытое акционерное общество "Завод "Инвертор" (далее - общество "Завод "Инвертор") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонному отделу судебных приставов об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением от 25 октября 2010 г. N 53/3/13851/8/2010.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области.
Определением суда от 20 января 2011 г. (судья Александров А.А.) заявление удовлетворено. Размер исполнительского сбора, установленный постановлением от 25 октября 2010 г. N 53/3/13851/8/2010, уменьшен до 534 424 руб. 35 коп.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. (судьи Степанова М.Г., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) определение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрайонный отдел судебных приставов просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Заявитель считает незаконным снижение размера исполнительского сбора, поскольку его взыскание в полном размере не приведет организацию к банкротству либо иным негативным последствиям. Кроме того, заявитель полагает, что заявление было предъявлено к ненадлежащему ответчику, поскольку Межрайонный отдел судебных приставов не является юридическим лицом. В жалобе также указано, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела в части того, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, долг не погашал, а начал производить выплаты только после того, как к нему были применены штрафные санкции. Заявителем также отмечено, что ссылка суда на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 04 мая 2010 г. по делу N А47-1153/2010, которым установлено, что у заявителя имелись обстоятельства, затрудняющие исполнение решения, несостоятельна, так как с 04 мая 2010 г. имущественное положение должника изменилось.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 15 марта 2010 г. закрытому акционерному обществу "Акку-Фертриб" Арбитражным судом Оренбургской области по делу N А47-1153/2010 выдан исполнительный лист серии АС N 002274834 на принудительное исполнение решения третейского суда.
На основании данного исполнительного листа с общества "Завод "Инвертор" в пользу закрытого акционерного общества "Акку-Фертриб" подлежит взысканию 10 179 511 руб. 97 коп.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов Агапкиной Е.М. (далее - судебный пристав-исполнитель) 27 апреля 2010 г. возбуждено исполнительное производство в отношении общества "Завод "Инвертор" о взыскании с общества в пользу закрытого акционерного общества "Акку-Фертриб" задолженности в размере 10 179 511 руб. 97 коп. Пунктом 2 постановления от 27 апреля 2010 г. о возбуждении исполнительного производства N 53/3/13851/8/2010 был установлен срок для добровольного исполнения - 3 дня с даты получения постановления обществом.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 04 мая 2010 г. обществу "Завод "Инвертор" предоставлена рассрочка исполнения судебного акта сроком на 6 месяцев, начиная с 01 июня 2010 г., с ежемесячными платежами в размере 1 696 585 руб. 33 коп., вносимым не позднее первого числа соответствующего месяца. Последний платеж был произведен 02 декабря 2010 г. Судебным приставом-исполнителем 25 октября 2010 г. вынесено постановление N 53/3/13851/8/2010 о взыскании исполнительского сбора.
Общество "Завод "Инвертор", посчитав сумму исполнительского сбора, указанную в постановлении от 25 октября 2010 г., несоразмерной последствиям допущенного обществом нарушения норм Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", обратилось в суд с заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора, установленного постановлением о взыскании исполнительского сбора от 25 октября 2010 г. N 53/3/13851/8/2010, указав на наличие тяжелого финансового положения, вызванного большой дебиторской задолженностью, возникшей в результате нарушения контрагентами общества своих обязательств по оплате, и, как следствие, наличие задолженности перед бюджетом.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В силу ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств, уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив тяжелое финансовое положение общества "Завод "Инвертор", а также приняв во внимание тот факт, что данное общество в добровольном порядке производит выплаты суммы долга посредством перечисления денежных средств с расчетных счетов, суды пришли к выводу о возможности снижения размера исполнительского сбора до 534 424 руб. 35 коп.
Вывод судов согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
В кассационной жалобе указано, что в добровольном порядке в срок, определенный судебным приставом-исполнителем, общество "Завод "Инвертор" задолженность не погашало. Однако судами установлено, что общество предпринимало меры для исполнения исполнительного документа, обратившись в Арбитражный суд Оренбургской области с ходатайством о рассрочке исполнения судебного акта. После предоставления рассрочки платежи осуществлялись.
Кроме того, при рассмотрении дела судами установлено тяжелое материальное положение общества "Завод "Инвертор", отсутствие необходимых финансовых средств на счетах, наличие большой дебиторской задолженности, наличие обязательств по исполнению сделок.
Довод заявителя о том, что Межрайонный отдел судебных приставов является ненадлежащим ответчиком, отклоняется. Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 77 рассмотрение данной категории заявлений производится с привлечением к участию в деле судебного пристава-исполнителя, действия и решения которого оспариваются. Как следует из материалов дела, Межрайонный отдел судебных приставов и Управление ФССП России по Оренбургской области надлежащим образом извещались о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, судебный пристав-исполнитель, вынесший оспариваемое постановление о наложении исполнительского сбора, принимал участие при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 20 января 2011 г. по делу N А47-9883/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2011 г. по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Решетникова |
Судьи |
А.В. Кангин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов согласуется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 июля 2001 г. N 13-П, согласно которой установленный размер взыскания исполнительского сбора (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу ч. 1 ст. 34, ч. 1 - 3 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации недопустимо.
...
Довод заявителя о том, что Межрайонный отдел судебных приставов является ненадлежащим ответчиком, отклоняется. Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 июня 2004 г. N 77 рассмотрение данной категории заявлений производится с привлечением к участию в деле судебного пристава-исполнителя, действия и решения которого оспариваются. Как следует из материалов дела, Межрайонный отдел судебных приставов и Управление ФССП России по Оренбургской области надлежащим образом извещались о времени и месте судебного разбирательства. Кроме того, судебный пристав-исполнитель, вынесший оспариваемое постановление о наложении исполнительского сбора, принимал участие при рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 июня 2011 г. N Ф09-3072/11 по делу N А47-9883/2010