10 июня 2011 г. |
N Ф09-2861/11-С5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Пановой Л.А.,
судей Васильченко Н.С., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования (далее - Пермский краевой фонд) на решение Арбитражного суда Пермского края от 29.11.2010 по делу N А50-20331/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Пермский краевой фонд представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Пермский краевой фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Пермского края с иском к муниципальному учреждению здравоохранения "Черновская сельская врачебная амбулатория" (далее - учреждение "Черновская сельская врачебная амбулатория") о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 253 719 руб. 08 коп., использованных не по целевому назначению.
Решением суда от 29.11.2010 (судья Кремер Ю.О.) исковые требования удовлетворены частично. На учреждение "Черновская сельская врачебная амбулатория" возложена обязанность по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в сумме 200 788 руб. 03 коп. на расчетный счет Пермского краевого фонда.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 (судьи Васева Е.Е., Борзенкова И.В., Полевщикова С.Н.) решение суда изменено, на учреждение "Черновская сельская врачебная амбулатория" возложена обязанность по восстановлению средств обязательного медицинского страхования в сумме 847 руб. 37 коп. на собственный расчетный счет по учету средств обязательного медицинского страхования.
В кассационной жалобе Пермский краевой фонд просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Заявитель считает неправомерным взыскание с него государственной пошлины, от уплаты которой в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пермский краевой фонд освобожден. Заявитель жалобы со ссылкой на ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возражает против принятия судом апелляционной инстанции дополнительных документов, приложенных учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" к апелляционной жалобе. Заявитель считает, что ремонтные работы, проведенные ответчиком, относятся к капитальному ремонту и не подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования. По мнению Пермского краевого фонда, оплата труда санитарки Богомоловой Л.Ф. за счет средств субсидий явилась нарушением п. 3.3 Временного порядка использования средств субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), полученных из Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", утвержденного решением Краевой согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования в марте 2007 (протокол N 1), п. 2.2 Временного порядка использования средств субсидий, полученных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей), утвержденного решением Краевой согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 29.01.2008 (протокол N 7), п. 8 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи", договоров на оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию от 22.01.2007 N 03/237, от 21.01.2008 N 07/99, от 01.01.2009 N 07/775. Кроме того, заявитель жалобы считает необходимым применение постановления Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации".
При рассмотрении спора судами установлено, что Пермский краевой фонд и учреждение "Черновская сельская врачебная амбулатория" заключили договоры от 22.01.2007 N 03/237, от 21.01.2008 N 07/99, от 01.01.2009 N 07/775 на оплату лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
Целью указанных договоров является оплата пролицензированных видов медицинской помощи, оказанной гражданам в объеме и на условиях программы обязательного медицинского страхования населения Пермского края (п. 1 договоров).
Согласно п. 2 данных договоров предметом является оплата лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), оказанной учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" на основании договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию.
В соответствии с п. 3.1.15 договоров учреждение "Черновская сельская врачебная амбулатория" осуществляет расходование средств обязательного медицинского страхования рационально и согласно их целевому назначению - по статьям расходов, финансируемым за счет средств обязательного медицинского страхования.
На основании инструкции "О порядке проведения территориальными фондами обязательного медицинского страхования контрольных проверок целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования в медицинских учреждениях, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования", утвержденной приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 17.12.1998 N 100, в силу п. 4.2.1 названных договоров Пермский краевой фонд осуществляет проверку деятельности учреждения, связанную с исполнением договоров (включая целевое и рациональное расходование средств обязательного медицинского страхования).
В соответствии с данными положениями Пермским краевым фондом проведена с 03.12.2009 по 29.01.2010 проверка целевого и рационального использования средств обязательного медицинского страхования учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" за период работы с 01.01.2007 по 30.09.2009. По результатам проверки составлен акт от 28.01.2010.
Согласно названному акту проверки Пермским краевым фондом установлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 253 719 руб. 08 коп.
Учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" акт проверки подписан с учетом разногласий, в которых учреждение указало на то, что считает обоснованным расходование средств на оплату текущего ремонта и выплату заработной платы санитарке. Данные разногласия Пермским краевым фондом не приняты.
В адрес учреждения "Черновская сельская врачебная амбулатория" направлено предписание от 15.02.2010 N 04/2752 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в срок до 28.02.2010 и восстановлении израсходованных не по целевому назначению 253 719 руб. 08 коп.
Неисполнение учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" указанных требований послужило основанием для обращения Пермского краевого фонда в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования частично, исходил из установления факта нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" в общей сумме 200 788 руб. 03 коп.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев апелляционную жалобу учреждения "Черновская сельская врачебная амбулатория", изменил решение суда первой инстанции, исходя из отсутствия нецелевого использования денежных средств в сумме 199 940 руб. 66 коп.
Проверив законность судебных актов, суд кассационной инстанции установил, что выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, оснований для его отмены не имеется.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является ответственность за нецелевое использование средств обязательного социального страхования.
Пунктами 1, 2 ст. 19 Закона N 165-ФЗ предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами установлено, что Пермским краевым фондом в ходе проверки выявлено неправомерное использование средств обязательного медицинского страхования, а именно: 6 065 руб. 42 коп. на оплату труда санитарке, 45 188 руб. на изготовление и монтаж дверей, 55 419 руб. 66 коп. на выполнение работ по устройству перегородок, 46 865 руб. 63 коп. и 99 333 руб. на оплату капитального ремонта, 797 руб. 37 коп. и 50 руб. на оплату пеней, нарушений, штрафов.
На основании п. 3.1, 3.3 Временного порядка использования средств субсидий на обязательное медицинское страхование в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", утвержденного решением Областной согласительной комиссии по тарифам на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования от 09.03.2006 (протокол N 47), средства в форме субсидий и дотаций, поступившие от фонда, используются для оплаты труда медицинских работников, участвующих в оказании амбулаторно-поликлинической помощи детям, подросткам и неработающим пенсионерам (за исключением участковых врачей-терапевтов, участковых врачей-педиатров, медицинских сестер участковых врачей-педиатров) в соответствии с локальным нормативным актом организации, устанавливающим порядок таких выплат на основании действующего законодательства Российской Федерации и Пермского края, и на приобретение расходных материалов (медикаментов и перевязочных средств) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 N 487 "Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи" обязанность учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помощи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами специалистами, а также специалистами со средним медицинским и высшим сестринским образованием, в соответствии с установленным порядком.
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения социального развития Российской Федерации от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников" должность санитарки относится к профессиональной квалификационной группе "медицинский и фармацевтический персонал первого уровня".
С учетом изложенного вывод суда апелляционной инстанции о необоснованности требований Пермского краевого фонда об обязании восстановить средства обязательного медицинского страхования в сумме 6 065 руб. 42 коп. является правильным.
Из п. 3.1 "Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений", утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 следует, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций.
В силу требований п. 4.1 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении N 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении N 7.
Из приложения N 7 к приказу Госстроя СССР от 23.11.1988 N 312 следует, что смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.), смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры относится к работам по текущему ремонту.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приложение N 7 к Ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденным Приказом Госкомархитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312
В п. 3.8 приложения постановления Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 15/1
Следовательно, вывод апелляционного суда о целевом использовании денежных средств в сумме 199 940 руб. 66 коп. является правомерным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что удовлетворению подлежат требования Пермского краевого фонда о восстановлении средств обязательного медицинского страхования в сумме 847 руб. 37 коп.
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом апелляционной инстанции в нарушение ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты дополнительные доказательства, приложенные учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" к апелляционной жалобе, отклоняется с учетом разъяснений, данных в п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном взыскании с него расходов по государственной пошлине, уплаченной ответчиком при подаче апелляционной жалобы, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку на Пермский краевой фонд возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации учреждению "Черновская сельская врачебная амбулатория" денежных средств, равных понесенным им судебным расходам.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2011 по делу N А50-20331/2010 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Пермского краевого фонда обязательного медицинского страхования - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.А. Панова |
Судьи |
Н.С. Васильченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В п. 3.8 приложения постановления Госстроя Российской Федерации от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
...
Ссылка заявителя жалобы на то, что судом апелляционной инстанции в нарушение ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приняты дополнительные доказательства, приложенные учреждением "Черновская сельская врачебная амбулатория" к апелляционной жалобе, отклоняется с учетом разъяснений, данных в п. 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", поскольку принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
Согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2011 г. N Ф09-2861/11 по делу N А50-20331/2010