14 июня 2011 г. |
N Ф09-3187/11-С6 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д. И.,
судей Маликовой Э. М., Сулейменовой Т. В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2011 по делу N А71-10671/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, участие в судебном заседании не приняли.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике (далее - управление Росимущества) о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" на помещения площадью 27,8 кв. м (кабинет N 31 площадью 12,1 кв. м и кабинет N 32 площадью 15,7 кв. м), расположенные на первом этаже теплого пристроя - здания нового корпуса литера БIII, находящегося по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 29; и о признании права собственности Удмуртской Республики на указанные помещения (с учетом уточнения требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике, федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике" (далее - учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии").
Решением суда первой инстанции от 24.01.2011 (судья Конькова Е.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 (судьи Панькова Г.Л., Дюкин В.Ю., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Заявитель полагает, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают факт частичного финансирования за счет средств Удмуртской Республики строительства здания нового корпуса по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 29. Как указывает заявитель, долевое финансирование строительства спорного объекта недвижимости осуществлялось на основании договоров от 28.08.1991, 14.08.1992, 30.12.1993, заключенных с Сарапульским городским центром санитарно-эпидемиологического надзора, за счет средств местных фондов охраны природы, Государственного комитета Удмуртской Республики по экологии и природопользованию (Сарапульской инспекции по охране окружающей среды (далее - комитет) и республиканского фонда охраны природы. По условиям указанных договоров Сарапульский городской центр санитарно-эпидемиологического надзора обязался предоставить комитету помещения в здании нового корпуса. Помещения, в которых предполагалось размещение Сарапульской инспекции по охране окружающей среды, определены в приложении к договору от 30.12.1993. Согласно техническому паспорту спорного объекта недвижимости это помещения 1-го этажа N 1, 2, 3, 6, 7, 8.
В отзыве на кассационную жалобу министерство указывает на несостоятельность доводов жалобы, считает судебные акты подлежащими оставлению без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Как установлено судами, распоряжением от 04.10.2004 N 414-р территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Удмуртской Республики за государственным учреждением "Межрайонный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Сарапуле Удмуртской Республики" на праве оперативного управления закреплено федеральное имущество, в том числе 3-этажный новый корпус общей площадью 332 кв. м, 1995 года ввода в эксплуатацию, расположенный по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 29.
Указанное имущество внесено в реестр федерального имущества 04.09.2004 под номером 01800264, что подтверждается свидетельством N 025004.
Учреждение "Центр гигиены и эпидемиологии" образовано в результате слияния федеральных государственных учреждений - центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Удмуртской Республике, на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.01.2005 N 23-р.
Распоряжением управления Росимущества от 13.04.2005 N 117-р из реестра федерального имущества исключены реорганизуемые федеральные государственные учреждения - центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Удмуртской Республике.
Ряд объектов, ранее находившехся на балансе указанных учреждений, в том числе здание нового корпуса общей площадью 618,9 кв. м, по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 29, закреплен на праве оперативного управления за учреждением "Центр гигиены и эпидемиологии".
Имущество передано по акту приема-передачи от государственного учреждения "Межрайонный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. Сарапуле Удмуртской Республики" учреждению "Центр гигиены и эпидемиологии".
На основании распоряжения от 13.04.2005 N 117-р за учреждением зарегистрировано право оперативного управления на 3-этажный теплый пристрой общей площадью 618,9 кв. м, расположенный по адресу: г. Сарапул, ул. Азина, д. 29, что подтверждается свидетельством от 10.11.2008.
Согласно балансовой выписке от 30.09.2008 названное здание находится на балансе учреждения.
Министерство, ссылаясь на то, что комитет принимал участие в финансировании строительства спорного объекта за счет средств муниципального бюджета, собственных средств и средств республиканского фонда охраны природы, а также указывая на использование помещений на первом этаже нового корпуса в целях размещения Сарапульской инспекции по экологии и природопользования, в связи с чем два кабинета относятся к собственности Удмуртской Республики, обратилось в суд с соответствующим иском на основании ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходили из того, что истцом не доказано финансирование строительства спорного здания нового корпуса.
Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, может обратиться в суд с иском о признании права, поскольку такое требование направлено на восстановление его титула. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения на него соответствующего права (п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В качестве основания возникновения права собственности Удмуртской Республики на спорные помещения истец ссылается на заключенные между Сарапульским городским центром санитарно-эпидемиологического надзора и Государственным комитетом Удмуртской Республики по экологии и природопользованию (Сарапульской инспекцией по охране окружающей среды) договоры от 28.08.1991, 14.08.1992, 30.12.1993, согласно условиям которых комитет по экологии и природопользованию принимает долевое участие в финансировании строительства спорного объекта недвижимости, а Сарапульский городской центр санитарно-эпидемиологического надзора обязуется предоставить помещения в строящемся спорном объекте недвижимости для размещения Сарапульской инспекции по экологии и природопользованию.
В подтверждение финансирования строительства спорного объекта за счет средств местного фонда охраны природы и за счет собственных средств министерство представило платежные поручения по оплате расходов на строительство объекта, произведенных по поручению администрации г. Сарапула и Исполкома Сарапульского городского Совета народных депутатов, сметы доходов и расходов Сарапульского городского внебюджетного экологического фонда, сметы расходов республиканского фонда охраны природы и республиканского внебюджетного экологического фонда.
Оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные доказательства, суды признали, что истцом не подтвержден факт долевого участия в финансировании строительства объекта, поскольку представленные платежные поручения подтверждают лишь факт перечисления денежных средств органами местного самоуправления на счет Сарапульской инспекции по охране окружающей среды и не доказывают дальнейшее поступление средств на финансирование спорного здания. Как указали суды, не представляется возможным идентифицировать спорные помещения как созданные с использованием средств Сарапульского фонда охраны природы, подлежащих перечислению в республиканский фонд охраны природы.
Кроме того, судами отмечено, что по условиям договоров от 28.08.1991, 14.08.1992, 30.12.1993 помещения для размещения Сарапульской территориальной инспекции по экологии и природопользованию будут предоставлены в бессрочное пользование.
При таких обстоятельствах суды пришли к правомерному выводу о недоказанности возникновения права собственности Удмуртской Республики на спорные помещения по заявленным в настоящем деле основаниям (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что министерством оспаривается зарегистрированное право оперативного управления учреждения на помещения, находящиеся в здании нового корпуса, судами дана оценка основаниям возникновения указанного права, в результате которой суды признали недоказанной незаконность передачи здания нового корпуса учреждению в оперативное управление в результате реорганизации других государственных учреждений в соответствии со ст. 58, 296, 299 Гражданского кодекса российской Федерации, ст. 48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
С учетом изложенного в удовлетворении требований министерства о признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления учреждения и признании права собственности Удмуртской Республики судами обоснованно отказано.
Доводы заявителя о том, что факт финансирования строительства подтверждается материалами дела, отклоняется. Выводы судов основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 24.01.2011 по делу N А71-10671/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И.Мындря |
Судьи |
Э.М.Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, может обратиться в суд с иском о признании права, поскольку такое требование направлено на восстановление его титула. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае предоставления истцом доказательств возникновения на него соответствующего права (п. 58, 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно п. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
...
Учитывая, что министерством оспаривается зарегистрированное право оперативного управления учреждения на помещения, находящиеся в здании нового корпуса, судами дана оценка основаниям возникновения указанного права, в результате которой суды признали недоказанной незаконность передачи здания нового корпуса учреждению в оперативное управление в результате реорганизации других государственных учреждений в соответствии со ст. 58, 296, 299 Гражданского кодекса российской Федерации, ст. 48 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 июня 2011 г. N Ф09-3187/11 по делу N А71-10671/2010