16 июня 2011 г. |
N Ф09-2933/11-С5 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Митиной М.Г.,
судей Вербенко Т.Л., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.11.2010 по делу N А47-5259/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "РЖД" - Жигала Т.В. (доверенность от 23.12.2010 N 5433).
Общество с ограниченной ответственностью "Оренбург Водоканал" (далее - общество "Оренбург Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с иском к обществу "РЖД" в лице Южно-Уральской железной дороги о взыскании платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в сумме 3 562 833 руб. 74 коп.
Решением суда от 19.11.2010 (судья Лапшина Н.Ю.) исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 (судьи Рачков В.В., Логиновских Л.Л., Карпусенко С.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "РЖД" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы считает несогласованным в договоре условия о месторасположении контрольных колодцев, предназначенных для учета и отбора сточных вод абонента. Кроме того, по мнению общества "РЖД", условиями договора от 10.10.2008 N 282/5-р не предусмотрено применение распоряжения Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга" (в ред. постановления Администрации города Оренбурга от 23.12.2009 N 1500-п).
При рассмотрении спора судами установлено, что общество "Оренбург Водоканал" ((поставщик) и общество "РЖД" (абонент) заключили договор ресурсоснабжения на обеспечение водой и (или) водоотведение от 10.10.2008 N 282/5-р, по условиям которого поставщик обязуется отпускать абоненту воду и принимать сточные воды, а абонент обязуется оплачивать поставщику отпущенную воду и сброшенные сточные воды в объеме и сроки в соответствии с условиями договора.
Прием сточных вод от абонента осуществляется в канализационную сеть поставщика согласно разрешительной технической документации на присоединение объектов абонента к канализационным сетям поставщика, выданной организацией
Водопроводно-канализационного хозяйства. Объекты абонента, присоединенные к канализационной сети поставщика, определяются Приложением N 1 к договору (п. 1.3 договора).
Пунктом 2.1.5 договора от 10.10.2008 N 282/5-р определена обязанность поставщика систематически производить контроль качества состава питьевой воды в источнике водоснабжения и качества сточных вод, отводимых абонентом в систему канализации поставщика, путем отбора проб. Отбор проб может быть произведен в любое время суток, но с обязательным присутствием представителя абонента.
В п. 5.2 названного договора предусмотрено, что сточные воды, сбрасываемые абонентом в систему централизованной канализации, не должны содержать вещества, запрещенные к сбросу в централизованную систему канализации, а также загрязняющие вещества в концентрациях, превышающих установленные абоненту нормы допустимых концентраций (допустимые нормативные показатели при приеме промышленных стоков в городской коллектор), утвержденные Распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 г.. N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга" либо временно согласованные в дополнительном соглашении к настоящему договору нормы допустимых концентраций - при их наличии.
Поставщик имеет право в любое время отобрать контрольные пробы сточных вод абонента и проводить их анализ в своей лаборатории. При отборе контрольной пробы качество сточных вод абонента определяется по результатам ее анализа (п. 5.3 договора от 10.10.2008 N 282/5-р).
Работниками общества "Оренбург Водоканал" 21, 22 и 23 декабря 2009 года произведен отбор проб сточных вод, отводимых ответчиком в системы канализации. В присутствии представителей общества РЖД" составлены акты отбора сточных вод, отводимых абонентом в системы канализации от 21.12.2009, от 22.12.2009, от 23.12.2009.
Из проведенного анализа проб сточных вод обществом "Оренбург Водоканал" выявлено превышение норм допустимых концентраций загрязняющих веществ в отобранных пробах, установленных распоряжением Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в систему канализации города Оренбурга", что подтверждается протоколами результатов анализа сточной воды от 25.12.2009 N 745, от 25.12.2009 N 742, от 28.12.2009 N 747.
Общество "Оренбург Водоканал" произвело расчет платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, сумма которой составила 3 562 833 руб. 74 коп. и выставило обществу "РЖД" счет от 17.03.2010 N 391.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя исковые требования, исходили из обоснованности начисления платы за сброс загрязняющих веществ, поскольку обществом "Оренбург Водоканал" соблюден порядок отбора проб сточной воды.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за прием (сброс) сточных вод сверх установленных нормативов сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Приняв во внимание распоряжение Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р, в котором закреплены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты отбора проб сточных вод от 21.12.2009, от 22.12.2009, от 23.12.2009, протоколы результатов анализа от 25.12.2009 N 745, от 25.12.2009 N 742, от 28.12.2009 N 747, по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив факт сброса ответчиком в системы канализации загрязняющих веществ, превышающих нормы допустимых концентраций, обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с абонента платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, о несогласованности сторонами в договоре месторасположения контрольных колодцев, предназначенных для отбора сточных вод абонента, а также, что спорный договор не предусматривает применение распоряжения Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга" (в ред. постановления Администрации города Оренбурга от 23.12.2009 N 1500-п) были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 19.11.2010 по делу N А47-5259/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.Г. Митина |
Судьи |
Т.Л. Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приняв во внимание распоряжение Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р, в котором закреплены нормы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты отбора проб сточных вод от 21.12.2009, от 22.12.2009, от 23.12.2009, протоколы результатов анализа от 25.12.2009 N 745, от 25.12.2009 N 742, от 28.12.2009 N 747, по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды, установив факт сброса ответчиком в системы канализации загрязняющих веществ, превышающих нормы допустимых концентраций, обоснованно пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с абонента платы за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, о несогласованности сторонами в договоре месторасположения контрольных колодцев, предназначенных для отбора сточных вод абонента, а также, что спорный договор не предусматривает применение распоряжения Главы города Оренбурга от 27.08.1999 N 3404-р "Об условиях приема загрязняющих веществ в систему канализации города Оренбурга" (в ред. постановления Администрации города Оренбурга от 23.12.2009 N 1500-п) были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем на основании ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2011 г. N Ф09-2933/11 по делу N А47-5259/2010