04 июля 2011 г. |
N Ф09-3664/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июля 2011 г .
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Мындря Д.И.,
судей Семёновой З.Г., Сулейменовой Т.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Овчинниковой Светланы Михайловны на решение Арбитражного суда Пермского края от 31.12.2010 по делу N А50-20013/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом путём направления в их адреса копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняла участие представитель предпринимателя Овчинниковой С.М. - Добрынина С.Н. (доверенность от 15.02.2011).
Предприниматель Овчинникова С.М. обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3805,08 кв. м с кадастровым номером 59:07:0010904:150, находящегося по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, 21б, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007, в осуществлении ненадлежащей проверки указанного отчета и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости названного земельного участка, в размере 20 704 734 руб. 01 коп., об обязании Управления Росреестра исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка и привести сведения о государственной кадастровой стоимости этого земельного участка в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, а также о признании незаконными действий Агентства по управлению имуществом Пермского края (далее - Агентство) по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3805,08 кв. м с кадастровым номером 59:07:0010904:150, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 20 704 734 руб. 01 коп. (с учетом уточнения заявленных требований в порядка, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением суда от 15.10.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Пермская межевая компания" (далее - общество "Пермская межевая компания").
Решением суда от 31.12.2010 (судья Гуляева Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 (судьи Голубцова Ю.А., Усцов Л.А., Зеленина Т.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Овчинникова С.М. просит постановление апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон "Об оценочной деятельности"), нарушение ст. 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Заявитель полагает, что судом не дана надлежащая оценка представленному в материалы дела отчету от 30.08.2010 N 08-30-01/10, выполненному индивидуальным предпринимателем Головниным Сергеем Васильевичем. По мнению заявителя, при проведении государственной кадастровой оценки земель была нарушена Методика по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337 (далее - Методика), поскольку при составлении отчета об оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 не использовались формы для сбора исходной информации (приложение N 3, 5 Методики). Заявитель считает, что судом не дана оценка его доводам о нарушениях при оформлении названного отчета требований Закона "Об оценочной деятельности".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо Приложения N 5 имеется в виду Приложение N 4 названной Методики
В отзывах на кассационную жалобу Управление Росреестра и Агентство просят решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 09.09.2006 серии 59 БА N 299269, 299299 предпринимателю Овчинниковой С.М. на праве собственности принадлежат кирпичное здание гаража с пристроями общей площадью 443,3 кв. м, литеры В - В4) и 1-этажное кирпичное производственное здание общей площадью 433 кв. м, литера П, расположенные по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, 21б.
На основании договора от 25.10.2006 N ПК 94-37.1, заключенного с Комитетом имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района, предприниматель Овчинникова С.М. является арендатором земельного участка общей площадью 3805,08 кв. м с кадастровым номером 59:07:0010904:150, расположенного по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, 21б.
Согласно п. 1.1 договора целевое использование земельного участка - торговая деятельность, категория арендатора - розничная торговля автозапчастями, ювелирными изделиями, мебелью, строй- и хозтоварами, правовой статус - объект недвижимости.
Между Департаментом имущественных отношений Пермской области (заказчик) и обществом "Пермская межевая компания" заключен государственный контракт от 08.08.2006 N 19 на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 13 административных районов, в том числе г. Краснокамска.
Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) предусмотрено два этапа работ: 1-й - актуализация (по состоянию на 01.01.2006) результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пермской области в соответствии с положениями Методики; 2-й - после подписания протоколов согласования результатов кадастровой стоимости с межведомственными комиссиями муниципальных районов - формирование оценочных описей в границах кадастровых кварталов по категории земель поселений с целью обновления в государственном земельном кадастре сведений об экономических характеристиках земельных участков после подписания протоколов согласования результатов кадастровой стоимости с межведомственными комиссиями муниципальных районов.
По результатам проведенных работ обществом "Пермская межевая компания" составлен итоговый отчет по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в том числе г. Краснокамска.
Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю 17.10.2007 дано положительное заключение N 8 в отношении указанного итогового отчета.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п утверждена кадастровая стоимость земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края (за исключением земель Пермского городского округа, земель населенных пунктов Пермского муниципального района и муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого автономного округа).
В приложении к указанному постановлению определена кадастровая стоимость земель по 14 видам функционального использования в соответствии с Методикой.
Согласно п. 200 названного приложения удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале 001 09 04 для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса составляет 5441,34 руб./кв. м.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка от 08.07.2010, кадастровая стоимость указанного земельного участка составляет 20 704 734 руб. 01 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 5 441,34 руб.
Предприниматель Овчинникова С.М., полагая, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена на основании недостаточной и недостоверной информации, поскольку отчет об определении кадастровой стоимости земель в Пермском крае, в том числе в Краснокамском муниципальном районе, выполнен обществом "Пермская межевая компания" с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем в результате ненадлежащей проверки (в том числе предварительной) отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 Управлением Росреестра и Агентством сформированы и внесены в государственный кадастр недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3805,08 кв. м с кадастровым номером 59:07:0010904:150, обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленным названным Кодексом.
Избираемый способ защиты (ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации) в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со ст. 3 Закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период совершения оспариваемых действий) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил кадастровой оценки).
В силу п. 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.
По итогам государственной кадастровой оценки земель орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает акт об утверждении ее результатов. В полномочия органов кадастрового учета входит внесение в государственный кадастр результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, оспаривая действия Управления Росреестра и Агентства по проверке результатов актуализации работ по государственной кадастровой оценке земель, предприниматель Овчинникова С.М. по существу не согласна с определением в сведениях государственного кадастра недвижимости размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010904:150, принадлежащего ей на праве аренды, а заявленные требования направлены на исключение из государственного кадастра недвижимости соответствующих сведений.
Вместе с тем из материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель, в том числе на территории г. Краснокамска, утверждены постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п. Данное постановление опубликовано 29.01.2008 в "Собрании законодательства Пермского края".
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010904:150, принадлежащего предпринимателю Овчинниковой С.М. на праве аренды, внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с удельным показателем, утвержденным названным нормативным правовым актом.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что оспаривание действий по проверке результатов актуализации работ по государственной кадастровой оценке земель при наличии соответствующего нормативного акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего данные результаты, само по себе не повлечет восстановление нарушенных, по мнению предпринимателя Овчинниковой С.М., прав и законных интересов.
С учетом изложенного судами правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Вышеизложенные выводы судов заявителем кассационной жалобы не оспариваются, существо настоящего спора судами определено верно.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несоответствии отчета об оценке кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 требованиям действующего законодательства, недостоверности содержащихся в нем сведений, а также о том, что судами не дана надлежащая оценка представленному в материалы дела отчету от 30.08.2010 N 08-30-01/10, выполненному индивидуальным предпринимателем Головниным С.В., отклоняются, поскольку по существу направлены на оценку отчета о кадастровой стоимости земельных участков, вместе с тем предметом оспаривания по настоящему делу является законность действий государственных органов.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 31.12.2010 по делу N А50-20013/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу предпринимателя Овчинниковой Светланы Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
З.Г. Семёнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила кадастровой оценки), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил кадастровой оценки).
В силу п. 10 названных Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.
...
Как установлено судами и следует из материалов дела, оспаривая действия Управления Росреестра и Агентства по проверке результатов актуализации работ по государственной кадастровой оценке земель, предприниматель Овчинникова С.М. по существу не согласна с определением в сведениях государственного кадастра недвижимости размера кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010904:150, принадлежащего ей на праве аренды, а заявленные требования направлены на исключение из государственного кадастра недвижимости соответствующих сведений.
Вместе с тем из материалов дела следует, что результаты государственной кадастровой оценки земель, в том числе на территории г. Краснокамска, утверждены постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п. Данное постановление опубликовано 29.01.2008 в "Собрании законодательства Пермского края"."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 4 июля 2011 г. N Ф09-3664/11 по делу N А50-20013/2010