г. Пермь |
|
11 марта 2011 г. |
Дело N А50-20013/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Усцова Л.А., Зелениной Т.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от заявителя: Добрынина С.Н., доверенность от 15.02.2010,
от ответчиков: от Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии - не явились,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю - Моисеева Т.А., доверенность от 10.12.2010,
от Агентства по управлению имуществом Пермского края - Макотченко Н.В., доверенность от 12.01.2011,
от заинтересованного лица: не явились,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Овчинниковой Светланы Михайловны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 декабря 2010 года
по делу N А50-20013/2010,
вынесенное судьей Гуляевой Е.И.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Овчинниковой Светланы Михайловны
к Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, Агентству по управлению имуществом Пермского края,
заинтересованное лицо: общество с ограниченной ответственностью "Пермская межевая компания",
о признании незаконными действий, обязании исключить из государственного земельного кадастра сведения о кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Индивидуальный предприниматель Овчинникова Светлана Михайловна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к ответчикам Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление), Агентству по управлению имуществом Пермского края о признании незаконными действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пермскому краю по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3805,08 кв.м. с кадастровым номером 59:07:0010904:150, находящегося по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, 21б, выразившихся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости; о признании незаконными действий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков, выразившихся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Кемеровской области по состоянию на 01.01.2007; обязании Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю привести кадастровую оценку вышеуказанного земельного участка в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации.
Заявитель уточнил заявленные требования, просил: признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 3805,08 кв.м. с кадастровым номером 59:07:0010904:150, находящегося по адресу: Пермский край, г. Краснокамск, ул. Коммунистическая, 21б, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, в размере 20704734,01 руб.; обязать Управление Росреестра по Пермскому краю исключить из государственного земельного кадастра сведения об указанной кадастровой стоимости земельного участка; признать незаконными действия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей проверки отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по Пермскому краю по состоянию на 01.01.2007; обязать Управление Росреестра по Пермскому краю привести сведения о государственной кадастровой стоимости указанного земельного участка в соответствие с Конституцией Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации; признать незаконными действия Агентства по управлению имуществом Пермского края по формированию в государственном земельном кадастре недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка, выразившиеся в осуществлении ненадлежащей предварительной проверке отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края по состоянию на 01.01.2007 и внесении в государственный земельный кадастр недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере 20704734,01 руб. Уточнение заявителем заявленных требований принято арбитражным судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 15.10.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО "Пермская межевая компания".
Решением суда от 31.12.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель предприниматель Овчинникова С. М. просит об отмене решения суда и удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, кадастровая стоимость данного земельного участка определена на основании недостаточной и недостоверной информации, отчет об определении кадастровой стоимости земель в Пермском крае, в том числе земель Краснокамского муниципального района, был выполнен ООО "Пермская межевая компания" с нарушением требований закона - ст. 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", не был оформлен надлежащим образом, не содержал необходимой информации; нарушена Методика государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденная приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337; судом не дана оценка представленному заявителем в материалы дела отчету от 30.08.2010 N 08-30-01/10, составленному предпринимателем Головниным С.В. В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик Управление в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве. Считает решение суда законным и обоснованным, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указал, что кадастровая стоимость указанного заявителем земельного участка была определена в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель и утверждения удельных показателей кадастровой стоимости постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п; работы по государственной кадастровой оценке земель проводились в 2006 году, нарушения установленного порядка при проведении данных работ отсутствовали; оспариваемые действия сами по себе не нарушают прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку результаты государственной кадастровой оценки земель в Пермском крае утверждены указанным выше постановлением Правительства края, обязательным для исполнения на территории Пермского края; показатель рыночной стоимости земельного участка несопоставим с показателем кадастровой стоимости, поскольку данные показатели определяются в различном порядке.
Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии в суд апелляционной инстанции представителя не направила, в отзыве на апелляционную жалобу изложила доводы, аналогичные доводам Управления, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик Агентство по управлению имуществом Пермского края в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве; указало, что работы по актуализации государственной кадастровой оценки земель в Пермском крае осуществлялись на основании государственного контракта, заключенного Департаментом имущественных отношений Пермской области с ООО "Пермская межевая компания", результаты работ были приняты, Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю выдано положительное заключение на соответствие выполненных работ установленной методике. Агентство также указывает, что результаты проведенной кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п, заявитель не лишен возможности оспаривания указанного постановления в порядке, установленном для оспаривания нормативных правовых актов. По мнению Агентства, оспариваемые действия не нарушают прав заявителя, так как ставки земельного налога устанавливаются органами местного самоуправления с учетом экономического обоснования и фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
Заинтересованное лицо в апелляционный суд не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предприниматель Овчинникова С.М. является собственником кирпичного здания гаража с пристроями общей площадью 443,3 кв.м. (лит.В-В4), 1-этажного кирпичного производственного здания общей площадью 433 кв.м. (лит.П), расположенных по адресу: Пермский край, г.Краснокамск, ул.Коммунистическая, д.21б (свидетельства о регистрации права от 09.09.2006 л.д.96,97).
25.10.2006 на основании распоряжения главы Краснокамского муниципального района Пермского края N 1008-р, между Комитетом имущественных отношений Администрации Краснокамского муниципального района (арендодатель) и предпринимателем Овчинниковой С.М. заключен договор N ПК 94-37.1 аренды земельного участка, согласно условиям которого, арендатору во временное владение передан земельный участок общей площадью 3805,08 кв.м. с кадастровым номером 59:07:0010904:150, расположенный по адресу: Пермский край, г.Краснокамск, ул.Коммунистическая, д.21б. Срок аренды с 09.10.2006 по 08.10.2006 (л.д.72 т. 1).
В договоре указано целевое использование земельного участка - торговая деятельность, категория арендатора - розничная торговля авто, запчастями, ювелирными изделиями, мебелью, строй и хозтоварами, правовой статус - объект недвижимости (п.1.1 договора).
В кадастровом паспорте земельного участка от 08.07.2010 указана кадастровая стоимость указанного земельного участка - 20704734,01 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 5441,34 руб. (л.д.83 т. 1).
По мнению заявителя, нарушена методика кадастровой оценки земель незаконность действий ответчиков выразилась во внесении в государственный кадастр недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.
Пунктом 2 указанной статьи 1 установлено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.
Согласно пункту 3 данной статьи государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ установлено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.97 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
08.08.2006 между Департаментом имущественных отношений Пермской области (заказчик) и ООО "Пермская межевая компания" был заключен государственный контракт N 19 на выполнение работ по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории 13 административных районов в том числе г. Краснокамск (л.д.6 т.2).
Техническим заданием (приложение N 1 к контракту) предусмотрено 2 этапа работ: 1-й - актуализация (по состоянию на 01.01.2006) результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Пермской области в соответствии с положениями Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель поселений, утвержденных приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337; 2-й - после подписания протоколов согласования результатов кадастровой стоимости с межведомственными комиссиями муниципальных районов - формирование оценочных описей в границах кадастровых кварталов по категории земель поселений с целью обновления в государственном земельном кадастре сведений об экономических характеристиках земельных участков, после подписания протоколов согласования результатов кадастровой стоимости с межведомственными комиссиями муниципальных районов.
По результатам проведенных работ ООО "Пермская межевая компания" составлен итоговый отчет по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в том числе г.Краснокамск.
17.10.2007 Управлением Роснедвижимости по Пермскому краю дано положительное заключение N 8 в отношении указанного итогового отчета в 3 томах.
Постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п утверждена кадастровая стоимость земель населенных пунктов муниципальных образований Пермского края (за исключением земель Пермского городского округа, земель населенных пунктов Пермского муниципального района и муниципальных образований, расположенных на территории Коми-Пермяцкого автономного округа). Согласно Приложению к указанному постановлению кадастровая стоимость земель определена по видам функционального использования в соответствии с Методикой государственной кадастровой оценки земель поселений, утвержденной приказом Росземкадастра от 17.10.2002 N П/337. В кадастровом квартале 001 09 04 удельный показатель кадастровой стоимости приведен в 14 вариантах; для земель под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса данный удельный показатель составляет 5441,34 руб./кв.м.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заявитель избрал ненадлежащий способ защиты права.
Данный вывод суда первой инстанции основан на положениях действующего законодательства, анализе правовых позиций лиц, участвующих в деле, имеющихся в материалах дела доказательствах.
Согласно статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом осуществляется защита нарушенных либо оспоренных гражданских прав, законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Одним из способов защиты нарушенных прав является признание недействительными актов государственных органов, признание незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, противоречащих закону, иному правовому акту и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица (ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что, оспаривая действия Агентства по управлению имуществом Пермского края, Роснедвижимости и Управления Роснедвижимости по Пермскому краю по проверке результатов актуализации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории г.Краснокамска, с учетом того, что следствием данных действий стало принятие правового акта органом исполнительной власти Пермского края, заявитель фактически оспаривает результаты работ по государственной кадастровой оценке земель на территории г.Краснокамска и применительно к занимаемому заявителем земельному участку. Заявленные требования направлены на внесение, посредством судебного решения, изменений в государственный кадастр недвижимости относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 59:07:0010904:150.
Является верной правовая позиция суда первой инстанции, выражающаяся в выводе о том, что результаты указанных выше работ утверждены постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п, являющимся правовым актом, обязательным для исполнения органами, организациями и гражданами на территории Пермского края, и надлежащим способом защиты нарушенного, по мнению заявителя, права является оспаривание указанного постановления в установленном на то порядке, которые в рамках настоящего спора заявлены не были.
Оспаривание действий ответчиков по проверке результатов актуализации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории г. Краснокамска, учитывая, что следствием этих работ явилось принятие соответствующего постановления Правительства Пермского края, само по себе не устранит допущенное, по мнению заявителя, нарушение его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления у суда первой инстанции не имелось.
В силу вышеизложенного доводы апелляционной жалобы не могут привести к иным выводам суда апелляционной инстанции.
Решение суда от 31.12.2010 отмене (изменению), а апелляционная жалоба - удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы. Согласно абзацу 2 пункта 15 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с тем, что при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 рублей для физических лиц и 2000 рублей для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических лиц. Излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе в сумме 1 900 рублей подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании и руководствуясь ст.ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Арбитражного суда Пермского края от 31 декабря 2010 года по делу N А50-20013/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выдать индивидуальному предпринимателю Овчинниковой Светлане Михайловне справку на возврат из федерального бюджета 1 900 (одной тысячи девятисот) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 26 января 2011 года N 3870.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-20013/2010
Истец: ИП Овчинникова С. М.
Ответчик: Агентство по управлению имуществом Пермского края, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
Третье лицо: Агентство по управлению имуществом Пермского края, ООО "Пермская межевая компания"