07 июля 2011 г. |
N Ф09-3469/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Сулейменовой Т. В.,
судей Мындря Д. И., Столярова А. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Верхнесалдинского городского округа (далее - администрация) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2011 по делу N А60-39765/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (далее - общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА") - Коркина М.И. (доверенность от 15.12.2010 N 259-10В), Новожилова Е.П. (доверенность от 23.10.2010 N 285-10В);
администрации - Синельникова А.Н. (доверенность от 16.03.2011 N 02/01-22/684);
Комитета по управлению имуществом администрации (далее - Комитет) - Петренко Р.Г. (председатель Комитета, удостоверение N 16 со сроком по 31.12.2011).
Администрация обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" о взыскании 16 306 388 руб. 07 коп. задолженности по арендной плате за период с 01.01.2009 по 10.10.2010 по договору аренды земельного участка от 27.11.2007 N 1021 (с учетом уменьшения размера заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2011 (судья Ванин П.Б.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2, 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон N 137-ФЗ). По мнению заявителя, поскольку ответчиком не представлено доказательств того, что ранее земельный участок был предоставлен ему на праве постоянного (бессрочного) пользования и спорный договор аренды заключен в порядке переоформления этого права, у судов отсутствовали основания для применения предельных размеров арендной платы, предусмотренных в названном федеральном законе. Кроме того, как указывает администрация, ответчиком также не подтверждено право собственности на шламонакопитель.
В отзыве на кассационную жалобу общество "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
В отзыве на кассационную жалобу администрации Комитет поддерживает доводы заявителя, просит данную жалобу удовлетворить.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Исполнительным комитетом Верхнесалдинского городского Совета депутатов трудящихся 08.07.1965 было принято решение N 198 об отводе земельного участка общей площадью 188 га северо-восточнее промплощадки ВСМОЗа в пойме реки Чернушка под строительство шламонакопителя и насосной станции перекачки очистных сооружений промканализации Верхне-Салдинскому металлообрабатывающему заводу.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 13.11.1965 N 4460-р принято предложение, в частности, об отводе Верхнее-Салдинскому металлообрабатывающему заводу под строительство шламонакопителя земельного участка площадью 301 га из земель гослесфонда.
Постановлением Правительства Свердловской области от 06.12.1995 N 101-п принято решение об изъятии земель лесного фонда и отводе акционерному обществу открытого типа "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" земельного участка под существующий шламонакопитель в лесах 1-й группы Салдинского лесхоза площадью 366 га населенных земель в постоянное (бессрочное) пользование.
Между Комитетом (арендодатель) и обществом "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (арендатор) 27.11.2007 заключен договор N 1021 аренды земельного участка площадью 3 526 795 кв. м с кадастровым номером 66:08:07 01 005:0016, расположенного у северной границы г. Верхняя Салда в Свердловской области, для размещения шламонакопителя, на срок с 14.08.2007 по 14.08.2017.
Согласно п. 3.2 договора размер арендной платы (расчет) установлен в приложении N 1 к данному договору. В разделе 3 указанного договора предусмотрен также и порядок перерасчета арендной платы.
Из представленного в материалы дела расчета арендной платы на 2007 год (приложение N 1) следует, что он составлен с учетом базового размера арендной платы, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 31.01.2002 N 64-ПП "Об утверждении базовых размеров арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области или право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области".
По акту приема-передачи земельный участок был передан арендатору.
Договор аренды земельного участка от 27.11.2007 N 1021 зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается уведомлением о государственной регистрации от 16.01.2008 N 22/042/2007/455.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового паспорта земельного участка от 17.07.2009 следует, что разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 66:08:07 01 005:0016 - под шламонакопитель.
Согласно выданной открытому акционерному обществу "Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение" справке Госгортехнадзора России от 18.07.2000 N 27 сооружения шламонакопителя зарегистрированы в качестве гидротехнического сооружения и включены в раздел "4" Российского регистра гидротехнических сооружений.
Администрация, ссылаясь на ненадлежащее исполнение обществом "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" обязательств по внесению арендной платы по вышеназванному договору аренды в период с 01.01.2009 по 10.10.2010, обратилась в суд с соответствующим иском о взыскании арендной платы, определенной согласно условиям договора с учетом утвержденных базовых арендных ставок.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик представил контррасчет размера арендной платы в спорный период с использованием понижающего коэффициента 1,5 к кадастровой стоимости арендуемого земельного участка, согласно которому арендная плата за период с 01.01.2009 по 31.10.2010 составляет 11 638 руб. 42 коп., и платежное поручение от 18.10.2010 N 15382 на сумму 14 812 руб. 56 коп.
Отказывая в удовлетворении требований администрации, суды, руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09, исходили из того, что спорный земельный участок в силу подп. 10 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям, ограниченным в обороте, годовой размер арендной платы в отношении которых установлен в п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ и не зависит от того, получено право аренды в порядке переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком либо в ином порядке, в силу чего указали на ничтожность условий договора аренды, устанавливающих иные ставки арендной платы и иной порядок их определения.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено Федеральным законом "О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п. 10 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения спорного договора аренды земельного участка от 27.11.2007 N 1021) юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2010 года в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2013 года по ценам, предусмотренным соответственно п. 1 и 2 ст. 2 данного Федерального закона.
Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с п. 3 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с п. 10 данной статьи.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо пункта 10 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации имеется в виду пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах:
двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков;
трех десятых процента кадастровой стоимости арендуемых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
полутора процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте.
Предметом регулирования п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ являются правоотношения, возникающие именно при переоформлении юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. Предельный годовой размер арендной платы для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, установленный указанным пунктом, распространяется на случаи переоформления прав на такие земельные участки с права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
Иное толкование п. 2 ст. 3 названного Закона, содержащееся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, согласно которому ограничение размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков, подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет, дано в отношении земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты). При этом суд подчеркнул, что принимая во внимание особый характер этих объектов, рассматриваемое положение, по существу, представляет собой особую льготу, установленную в целях сдерживания роста цен на продукцию и услуги субъектов естественных монополий с учетом необходимости осуществления государственного контроля для обеспечения защиты экономических интересов потребителей указанной продукции и услуг от повышения тарифов, создания недискриминационных и стабильных условий деятельности производителя этой продукции и услуг и тем самым согласования интересов производителей и потребителей.
В рассматриваемом случае, как установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, арендуемый обществом "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" земельный участок находится под шламонакопителем и не относится к земельным участкам, на которых расположены вышеназванные особые объекты, в силу чего правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума от 02.02.2010 N 12404/09, не распространяется на спорные правоотношения.
Кроме того, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 10.05.2011 N 15575/10, при отсутствии переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на арендуемый земельный участок или нахождения линейных объектов на земельном участке, право государственной собственности на который не разграничено, арендная плата должна определяться на основании абзаца пятого п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. При этом ограничения размера арендной платы, установленные п. 2 ст. 3 названного Закона, не применяются.
С учетом изложенного вывод судов о том, что сам по себе факт переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право аренды или отсутствие такого права не имеет правового значения для разрешения вопроса о размере арендной платы, так как значение имеет то, что земельный участок ограничен в обороте и на этом основании возможно применение льготы в виде определения размера арендной платы в соответствии с п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ, основан на неправильном толковании указанной нормы.
Определение размера арендной платы для арендатора в пределах полутора процентов от кадастровой стоимости земельного участка привело бы к установлению преимущественного положения для лица, заключившего договор аренды не в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, в отношении земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, по сравнению с арендаторами земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судам при проверке доводов ответчика о необходимости исчисления арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного для использования под шламонакопитель, с учетом п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ, необходимо было исследовать вопрос о наличии у общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (либо его правопредшественников) до заключения договора аренды земельного участка в установленном порядке оформленного права постоянного (бессрочного) пользования соответствующим земельным участком.
Учитывая, что данный вопрос является существенным для применения ограничений размера арендной платы, установленных в п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ, и не был исследован судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
При новом рассмотрении суду следует устранить выявленные недостатки, установить значимые для дела обстоятельства с учетом доводов и возражений сторон и рассмотреть спор по существу заявленных требований в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2011 по делу N А60-39765/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.04.2011 по тому же делу отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Т.В.Сулейменова |
Судьи |
Д.И.Мындря |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Определение размера арендной платы для арендатора в пределах полутора процентов от кадастровой стоимости земельного участка привело бы к установлению преимущественного положения для лица, заключившего договор аренды не в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования, в отношении земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, по сравнению с арендаторами земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судам при проверке доводов ответчика о необходимости исчисления арендной платы в отношении земельного участка, предоставленного для использования под шламонакопитель, с учетом п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ, необходимо было исследовать вопрос о наличии у общества "Корпорация ВСМПО-АВИСМА" (либо его правопредшественников) до заключения договора аренды земельного участка в установленном порядке оформленного права постоянного (бессрочного) пользования соответствующим земельным участком.
Учитывая, что данный вопрос является существенным для применения ограничений размера арендной платы, установленных в п. 2 ст. 3 Вводного закона N 137-ФЗ, и не был исследован судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене на основании ч. 1 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 июля 2011 г. N Ф09-3469/11 по делу N А60-39765/2010