22 июля 2011 г. |
N Ф09-3764/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15 ноября 2010 г. N Ф09-9239/10-С6 по делу N А60-14742/2010-С5
Резолютивная часть постановления объявлена 19 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Семеновой З.Г.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество "ТГК N 9") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 по делу N А60-36178/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее - Управление Росреестра) - Муллагалиева Р.Р. (доверенность от 20.12.2010 N 08-18/1411);
общества "ТГК N 9" - Мансурова Е.А. (доверенность от 30.12.2010 N 35).
Общество "ТГК N 9" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Росреестра, выразившегося в неотнесении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:42 к 10 группе видов разрешенного использования, неопределении кадастровой стоимости в размере 13 652 062 руб. 56 коп., неприменении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 458 руб. 97 коп. / кв. м и обязании Управления Росреестра в порядке, установленном действующим законодательством, оформить и утвердить акт определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:42 в сумме 13 652 062 руб. 56 коп., исходя из отнесения участка к 10 группе видов разрешенного использования и применения удельного показателя кадастровой стоимости в размере 458 руб. 97 коп. / кв. м; а также направить акт определения кадастровой стоимости земельного участка в федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата по Свердловской области" (далее - учреждение "ЗКП") для внесения изменений в данные государственного кадастрового учета недвижимости (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение "ЗКП".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 (судья Горбашова И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 (судьи Гребенкина Н.А., Дюкин В.Ю., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "ТГК N 9" просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановления Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП, а также неприменение судами приказа Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295, п. 1.2.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2002 N 222, Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152. По мнению заявителя, в данном случае указание вида разрешенного использования в полном соответствии с постановлением главы г. Екатеринбурга от 08.12.2009 N 5526, а именно: "под производственно-технологический комплекс "Мазутное хозяйство Кировской котельной" и комплекс зданий, сооружений и инженерных сетей "Кировская котельная", дает надлежащее основание для последующего отнесения земельного участка к 10 группе видов разрешенного использования - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов. При этом общество "ТГК N 9" считает, что вид разрешенного использования указан уполномоченным органом верно, однако неправильно квалифицирован данным органом по 9 группе видов разрешенного использования. Кроме того, заявитель полагает, что заинтересованным лицом не представлено доказательств правомерности такой квалификации, а также доказательств, подтверждающих законность оспариваемого бездействия.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. В Методических указаниях по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 г. N 222 пункт 1.2.3 отсутствует. Дату Приказа Министерства экономического развития и торговли РФ N 222 следует читать как "12 августа 2006 г."
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся от 14.02.1973 N 82-е ТЭЦ-1 "Свердловэнерго" в бессрочное пользование отведен земельный участок площадью 3,84 га с южной стороны существующей котельной завода железобетонных изделий им. Ленинского комсомола, для строительства здания водогрейной котельной на четыре котла, мощностью на 400 гкал/час, в том числе одного котла для собственных нужд завода железобетонных изделий им. Ленинского комсомола, мазутохранилища, магистральных теплотрасс с баками-аккумуляторами и газораспределительного пункта. Пунктом 2 данного решения у завода частично изъят земельный участок площадью 3,84 га.
На основании указанного решения актом от 08.10.1973 N 3520-б земельный участок предоставлен в бессрочное пользование ТЭЦ-1. В пункте 2 данного акта предусмотрена обязанность ТЭЦ-1 возвести на земельном участке здание районной водогрейной котельной.
В связи с реорганизацией открытого акционерного общества "Энергетики и электрификации "Свердловэнерго" комплекс зданий, сооружений и замощений - "Мазутное хозяйство Кировской котельной", а также право на земельный участок, занятый комплексом, перешли к открытому акционерному обществу "Свердловская генерирующая компания", которое 09.01.2006 было реорганизовано путем присоединения к обществу "ТГК N 9".
За обществом "ТГК N 9" 13.06.2006 зарегистрировано право собственности на комплекс зданий, сооружений и инженерных сетей "Кировская котельная" - Производственно-технологический комплекс, о чем выдано свидетельство серии 66 АГ N 278250.
Постановлением Правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Свердловской области. В частности, в отношении кадастрового квартала N 66:41:07 06 001 установлено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости входящих в него земельных участков, соответствующее 9 группе видов разрешенного использования, в размере 5191 руб. 74 коп./кв. м.
Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 08.12.2009 N 5526 утверждена схема расположения земельного участка N 98403 из земель населенных пунктов площадью 29 745 кв. м на кадастровом плане территории (кадастровый квартал 66:41:07 06 001) по адресу: г. Екатеринбург, ул. 40-летия Комсомола, д. 45, под комплекс зданий, сооружений и замощений - Производственно-технологический комплекс "Мазутное хозяйство Кировской котельной" и комплекс зданий, сооружений и инженерных сетей "Кировская котельная" - Производственно-технологический комплекс.
Согласно выписке из кадастрового паспорта от 10.03.2009 разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 66:41:0706001:42 указано как "земли промышленности (для промышленных нужд)", площадь земельного участка составляет 26 202 кв. м, кадастровая стоимость - 134 501 940 руб. 54 коп., удельный показатель кадастровой стоимости - 5133 руб. 27 коп. /кв. м.
На основании заявления общества "ТГК N 9" от 26.05.2010 об исправлении технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, а также акта от 08.10.1973 N 3520-б о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации Управлением Росреестра 01.06.2010 принято решение об исправлении технической ошибки в кадастровых сведениях относительно площади земельного участка - на 38 400 кв. м, вида разрешенного использования - под здание районной водогрейной котельной, правообладателя - на ТЭЦ-1, определена кадастровая стоимость исходя из площади 38 400 кв. м. и удельного показателя, соответствующего 9 группе видов разрешенного использования - земли промышленности (для промышленных нужд).
Общество "ТГК N 9" 28.06.2010 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о проведении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости в связи с уточнением местоположения и площади земельного участка, имеющего кадастровый номер 66:41:0706001:42, с приложением межевого плана от 05.06.2010, постановления главы г. Екатеринбурга от 08.12.2009 N 5526 "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: ул. 40-летия Комсомола, 45".
На основании указанного заявления в государственный кадастр недвижимости по спорному земельному участку внесены изменения относительно его площади, с указанием 29 745 кв. м, вида разрешенного использования - "под комплекс зданий, сооружений и замощений - Производственно-технологический комплекс "Мазутное хозяйство Кировской котельной" и комплекс зданий, сооружений и инженерных сетей "Кировская котельная" - производственно-технологический комплекс", кадастровой стоимости - 154 428 306 руб. 30 коп.
При расчете кадастровой стоимости земельного участка органом кадастрового учета был применен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 5191 руб. 74 коп./кв. м, соответствующий 9 группе видов разрешенного использования, установленный постановлением правительства Свердловской области от 19.12.2008 N 1347-ПП.
Общество "ТГК N 9", полагая, что Управлением Росреестра необоснованно не осуществлены действия по отнесению спорного земельного участка к 10 группе видов разрешенного использования по определению его кадастровой стоимости в размере 13 652 062 руб. 56 коп. и применению удельного показателя кадастровой стоимости в размере 458 руб. 97 коп./кв. м, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 5 ст. 4 Федерального закона 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре N 221-ФЗ) установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Федеральным законом.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 7 названного закона в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии со ст. 22 Закона о кадастре N 221-ФЗ в орган кадастрового учета должны быть представлены копии документов, устанавливающих или удостоверяющих право собственности заявителя на объект недвижимости. Правоустанавливающими документами являются документы, на основании которых возникает, прекращается и переходит право собственности или иное вещное право, возникает и прекращается ограничение (обременение) таких прав на объекты недвижимого имущества.
Сведения о разрешенном использовании вносятся в государственный кадастр недвижимости на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.
Пунктом 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила N 316), установлено, что государственная кадастровая оценка земель проводится Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п. 4 Правил N 316).
В силу п. 10 Правил N 316 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты кадастровой оценки земель.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (п. 13 Правил N 316).
В случае образования нового земельного участка в границах существующего поселения кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала поселения, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка (п. 2.1.3 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222).
В пункте 2.4 названных Методических указаний предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка при упорядочении его границы, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или выявление ранее учтенных земельных участков, не включенных в состав инвентаризационной описи, происходят после 1 января года проведения государственной кадастровой оценки земель и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, в 9 группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; к 10 группе - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В рассматриваемом случае судами установлено, что сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с информацией, содержащейся в правоустанавливающих документах - решении Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся от 14.02.1973 N 82-е, акте от 08.10.1973 N 3520-б, а также постановлении главы г. Екатеринбурга от 08.12.2009 N 5526; размер кадастровой стоимости определен в порядке, установленном п. 2.1.3 вышеназванных Методических указаний, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего девятой группе видов разрешенного использования.
Таким образом, суды, учитывая, что органом кадастрового учета удельный показатель кадастровой стоимости и кадастровая стоимость спорного земельного участка были определены на основании и в соответствии с целевым использованием, указанны в правоустанавливающих документах, расхождений в сведениях государственного кадастра недвижимости и иных правоустанавливающих документах на земельный участок не имеется, а из представленных в Управление Росреестра документов не следует, что земельный участок был предоставлен заявителю для использования с целевым назначением - для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов, непосредственно задействованных в технологическом процессе производства энергии, пришли к верному выводу о неподтвержденности обществом "ТГК N 9" того, что спорный земельный участок следует отнести к 10 группе видов разрешенного использования.
При этом судами также обоснованно указано, что общество "ТГК N 9" в Управление Росреестра с заявлением об изменении непосредственно вида разрешенного использования не обращалось.
С учетом изложенного выводы судов об отсутствии незаконного бездействия Управления Росреестра, выразившегося в неотнесении спорного земельного участка к 10 группе видов разрешенного использования, неопределении кадастровой стоимости в размере 13 652 062 руб. 56 коп. и неприменении удельного показателя кадастровой стоимости в размере 458 руб. 97 коп. / кв. м, соответствующего названной группе, являются правомерными.
Кроме того, у общества "ТГК N 9" в настоящий момент не утрачена возможность в предусмотренном законом порядке обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования с последующим внесением сведений об измененном виде разрешенного использования земельного участка в Государственный кадастр недвижимости.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Определением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 01.06.2011 о принятии кассационной жалобы к производству удовлетворено ходатайство заявителя о зачёте государственной пошлины, уплаченной платёжным поручением от 28.09.2010 N 63386 в сумме 2000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы по делу N А60-14742/2010, в счет уплаты государственной пошлины по настоящей кассационной жалобе. Уплаченные по платёжному поручению от 28.09.2010 N 63386 денежные средства в сумме 2000 руб. зачтены на основании п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в счет уплаты за рассмотрение кассационной жалобы по настоящему делу.
Поскольку в соответствии с подп. 3, 12 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, принятых по результатам рассмотрения заявлений о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, незаконными, подлежит уплате государственная пошлина в размере 1000 руб., излишне уплаченная по платежному поручению от 28.09.2010 N 63386 государственная пошлина в размере 1000 руб. подлежит возврату обществу "ТГК N 9" на основании подп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 28.01.2011 по делу N А60-36178/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 9" из федерального бюджета 1000 руб. 00 коп. излишне уплаченной государственной пошлины по кассационной жалобе платежным поручением от 28.09.2010 N 63386, находящимся в материалах дела.
Председательствующий |
З.Г.Семенова |
Судьи |
В.А.Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, в 9 группу видов разрешенного использования входят земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок; к 10 группе - земельные участки, предназначенные для размещения электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.
В рассматриваемом случае судами установлено, что сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с информацией, содержащейся в правоустанавливающих документах - решении Исполкома Свердловского городского Совета депутатов трудящихся от 14.02.1973 N 82-е, акте от 08.10.1973 N 3520-б, а также постановлении главы г. Екатеринбурга от 08.12.2009 N 5526; размер кадастровой стоимости определен в порядке, установленном п. 2.1.3 вышеназванных Методических указаний, исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, соответствующего девятой группе видов разрешенного использования.
...
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены или изменения судебных актов в силу ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции, постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22 июля 2011 г. N Ф09-3764/11 по делу N А60-36178/2010