Екатеринбург |
|
07 августа 2007 г. |
Дело N А76-30179/06 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Анненковой Г.В., Дубровского В.И.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2007 по делу N А76-30179/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2007 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие:
индивидуальный предприниматель - Кутикова Елена Маратовна (далее - предприниматель, налогоплательщик) (паспорт серии 7502 N 934670), представитель предпринимателя - Чванина И.В. (доверенность от 11.04.2007 N 2552);
представитель инспекции - Трапезникова А.А. (доверенность от 10.01.2007 N 04-29/00053).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции от 29.09.2006 N 64.
Решением суда от 18.01.2007 (судья Грошенко Е.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2007 (судьи Дмитриева Н.Н., Бояршинова Е.В., Чередникова М.В.) решение суда оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя за период с 01.01.2003 по 17.05.2006 по вопросам соблюдения налогового законодательства.
В ходе проверки инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о неправомерном занижении предпринимателем налоговой базы по НДС, повлекшем неуплату налога за 4-й квартал 2003 г., неуплате ЕНВД в отношении деятельности по розничной торговле, осуществляемой через магазин, расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Ильича, д. 13.
По результатам проверки инспекцией принято решение от 29.09.2006 N 64, которое оспаривается предпринимателем в части привлечения его к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в сумме 1363 руб. 89 коп. за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в виде взыскания штрафа в сумме 12 863 руб. 80 коп. за неуплату единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД); предусмотренной п. 2 ст.119 Кодекса - в виде взыскания штрафа в сумме 138 936 руб. 10 коп. за непредставление налоговых деклараций по ЕНВД; предусмотренной п. 1 ст. 126 Кодекса - в виде взыскания штрафа в сумме 1650 руб. за непредставление документов; в части доначисления НДС в сумме 6819 руб. 44 коп., ЕНВД - в сумме 64 319 руб., начисления пеней за несвоевременную уплату НДС в сумме 2781 руб. 47 коп., за несвоевременную уплату ЕНВД - в сумме 19 481 руб. 42 коп.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из отсутствия у налогоплательщика оснований для восстановления принятых к вычету сумм НДС за 4-й квартал 2003 г., отсутствия у инспекции оснований для доначисления предпринимателю ЕНВД в отношении деятельности по розничной торговле, осуществляемой через магазин, расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Ильича, д. 13, наличия смягчающих ответственность обстоятельств.
Выводы судов являются правильными, основаны на материалах дела и действующем законодательстве.
Судами установлено и инспекцией не оспаривается, что вычеты применены предпринимателем в 2003 г. в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.
В силу абз. 5 подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах") при переходе налогоплательщика на специальные налоговые режимы в соответствии с гл. 26.2 и 26.3 Кодекса суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, и имущественным правам в порядке, предусмотренном гл. 21 Кодекса, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы.
В 2004 г. у налогоплательщиков при переходе на специальные налоговые режимы отсутствовала обязанность восстанавливать к уплате в бюджет НДС, ранее принятый к вычету, такая обязанность у них возникла лишь с 01.01.2006, когда вступили в действие изменения, внесенные в подп. 2 п. 3 ст. 170 Кодекса. При этом для лиц, уплачивающих налог по упрощенной системе налогообложения, законодательством не предусмотрено переходных положений в связи с внесением изменений в указанную норму, обязывающих их восстановить в бюджет НДС с 01.01.2006.
На момент вступления в силу ст. 170 Кодекса (в редакции Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ) предприниматель уже находился на упрощенной системе налогообложения. Поскольку действие норм, каким-либо образом ухудшающих положение налогоплательщика, обратной силы не имеет (ст. 5 Кодекса), для налогоплательщиков, уже применяющих специальный режим налогообложения, отсутствуют основания для восстановления сумм НДС, принятых ранее к вычету в установленном порядке.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для начисления предпринимателю НДС, пеней и взыскания штрафа.
Судами установлено, что по вопросу уплаты ЕНВД в отношении осуществляемой предпринимателем деятельности по розничной продаже через объекты стационарной торговой сети налогоплательщик руководствовался Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22, не позволяющими применять ЕНВД в случае превышения площади торгового зала ограничения, установленного ст. 346.26 Кодекса, хотя бы по одному объекту стационарной торговой сети.
С учетом того, что доход, полученный предпринимателем в результате деятельности по розничной торговле, осуществляемой через магазин, расположенный по адресу: г. Копейск, пр. Ильича, д. 13, обложен налогом в общеустановленном порядке, суды пришли к правильному выводу об отсутствии у инспекции оснований для доначисления предпринимателю ЕНВД в отношении указанной деятельности.
Также судом кассационной инстанции отклоняется довод инспекции о неправомерном взыскании с налогового органа государственной пошлины.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
В силу п. 47 ст. 2 и п. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 01.01.2007 признан утратившим силу п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления), а также при удовлетворении судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции жалобы (заявления) об отмене судебных актов, принятых в пользу названных органов, возврат истцу (подателю жалобы) уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 01.01.2007 подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный гл. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку Кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика (к данным делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов), с инспекции подлежат взысканию судебные расходы.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене судебных актов, не выявлено.
Оснований для переоценки установленных судами фактических обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.01.2007 по делу N А76-30179/06 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.04.2007 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Копейску Челябинской области в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 руб.
Председательствующий |
О.Г. Гусев |
Судьи |
Г.В. Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что по вопросу уплаты ЕНВД в отношении осуществляемой предпринимателем деятельности по розничной продаже через объекты стационарной торговой сети налогоплательщик руководствовался Методическими указаниями, утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.12.2002 N БГ-3-22/707, письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2004 N 03-06-05-02/22, не позволяющими применять ЕНВД в случае превышения площади торгового зала ограничения, установленного ст. 346.26 Кодекса, хотя бы по одному объекту стационарной торговой сети.
...
Поскольку Кодекс не содержит положений, предусматривающих освобождение государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, выступающих в суде от имени публично-правового образования, от уплаты государственной пошлины при совершении соответствующих процессуальных действий по делам, по которым данные органы или соответствующее публично-правовое образование выступали в качестве ответчика (к данным делам относятся, в частности, дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов), с инспекции подлежат взысканию судебные расходы."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 августа 2007 г. N Ф09-6157/07 по делу N А76-30179/2006