21 июля 2011 г. |
N Ф09-4258/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" (ИНН: 7401000970, ОГРН: 1027400507221; далее - общество) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2011 по делу N А76-23942/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (ИНН: 6658076401, ОГРН: 1036603498975; далее - отделение, административный орган) - Заякина Е.Л. (доверенность от 15.03.2011 N 22);
общества - Смирнова Е.Н. (доверенность от 20.04.2011 б/н).
Общество обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отделения от 02.08.2010 N 62-10-461/ПН о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 700 000 руб.
Решением суда от 31.01.2011 (судья Елькина Л.А.) в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 (судьи Арямов А.А, Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у него отсутствовала обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета, поскольку общество было создано и регистрация выпуска акций произведена до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг". Кроме того, общество ссылается на необоснованное неприменение судами к спорным правоотношениям ст. 2.9 Кодекса.
Как следует из материалов дела, отделением 16.07.2010 составлен протокол об административном правонарушении N 62-10-538/пр-ап, в котором отражено, что общество в нарушение ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н (далее - Положение) не был представлен в регистрирующий орган ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 1 квартал 2010 г. в срок до 17.05.2010 включительно, а также текст названного отчета не был доступен в сети Интернет.
По данному факту отделением вынесено постановление от 02.08.2010 N 62-10-461/пн о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.19 Кодекса, в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что привлечение к административной ответственности является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия оснований для признания названного правонарушения малозначительным.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 2 ст. 15.19 Кодекса установлена административная ответственность за нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации.
В силу ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет). Ежеквартальный отчет должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям данного Федерального закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала.
Порядок раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов установлен Положением.
Из подп. "в" п. 5.1 Положения следует, что обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется, в том числе, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Согласно п. 5.6 Положения эмитент эмиссионных ценных бумаг обязан предоставлять в регистрирующий орган ежеквартальный отчет не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
В силу п. 5.1, 5.6, 5.7 Положения предусмотрена обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета в установленном порядке, в том числе с использованием сети Интернет (эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала). При этом текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты его опубликования в сети Интернет.
Факт непредставления обществом в регистрирующий орган ежеквартального отчета за I квартал 2010 г., а также отсутствие текста названного отчета на странице общества в сети Интернет, судами установлен, материалами дела подтвержден и сторонами по существу не оспаривается.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом предпринимались зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, материалы дела не содержат.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него обязанности раскрывать информацию в виде ежеквартального отчета, так как Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" не предусматривает распространение его положений на отношения, возникшие до введения его в действие, а общество регистрацию проспекта акций, продажу акций, публичное их размещение после вступления в силу названного Закона не производило, судом кассационной инстанции отклоняется.
Согласно п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном данным Законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В силу ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с подп. "в" п. 5.1. Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета распространяется, в том числе, на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Поскольку раскрытие информации в форме ежеквартального отчета предусмотрено Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением, то непредставление эмитентом, являющимся акционерным обществом, созданным при приватизации государственного и/или муниципального предприятия (их подразделений), этого отчета в случае, если планом приватизации предусматривалась возможность отчуждения акций неограниченному кругу лиц, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
При этом субъектом данного административного правонарушения являются юридические лица - акционерные общества, в том числе, созданные в процессе приватизации, план приватизации которых предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.
Как следует из материалов дела, 18.02.1993 решением Главного финансового управления администрации Челябинской области N 69-1п-63 утвержден план приватизации общества. Названный план приватизации являлся решением о выпуске и проспектом эмиссии акций общества. Указанным планом приватизации предусмотрено размещение 55% акций общества путем свободной продажи на чековом аукционе.
В связи с изложенным, общество, обладая признаками эмитента, определенными подп. "в" п. 5.1 Положения, несет обязанность по представлению в уполномоченный орган информации в форме ежеквартальных отчетов в установленном порядке.
Довод общества о неприменении судом ст. 2.9 Кодекса, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку применение названной нормы является правом суда.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, судами первой и апелляционной инстанций не установлено. Оснований для переоценки данного вывода судов у суда кассационной инстанции не имеется.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены обжалуемого решения судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.01.2011 по делу N А76-23942/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ашинский химический завод" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П. Ященок |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку раскрытие информации в форме ежеквартального отчета предусмотрено Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Положением, то непредставление эмитентом, являющимся акционерным обществом, созданным при приватизации государственного и/или муниципального предприятия (их подразделений), этого отчета в случае, если планом приватизации предусматривалась возможность отчуждения акций неограниченному кругу лиц, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.19 Кодекса.
...
Как следует из материалов дела, 18.02.1993 решением Главного финансового управления администрации Челябинской области N 69-1п-63 утвержден план приватизации общества. Названный план приватизации являлся решением о выпуске и проспектом эмиссии акций общества. Указанным планом приватизации предусмотрено размещение 55% акций общества путем свободной продажи на чековом аукционе.
В связи с изложенным, общество, обладая признаками эмитента, определенными подп. "в" п. 5.1 Положения, несет обязанность по представлению в уполномоченный орган информации в форме ежеквартальных отчетов в установленном порядке.
Довод общества о неприменении судом ст. 2.9 Кодекса, предусматривающей освобождение от ответственности за административное правонарушение в силу его малозначительности, подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку применение названной нормы является правом суда.
В п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 21 июля 2011 г. N Ф09-4258/11 по делу N А76-23942/2010
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14477/11
27.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14477/11
21.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4258/2011
04.04.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2508/11