26 июля 2011 г. |
N Ф09-4259/11 |
См. дополнительную информацию к настоящему постановлению
Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июля 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе: председательствующего Мындря Д.И.,
судей Купреенкова В.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом (далее - комитет) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2011 по делу N А60-17429/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель администрации г. Екатеринбурга - Чернышева И.В. (доверенность от 30.12.2010 N 227).
Общество с ограниченной ответственностью "Асфальтовый завод" (ОГРН: 1026604972866, ИНН: 6670022508; далее - общество "Асфальтовый завод") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным отказа в реализации преимущественного права на приобретение в собственность арендуемого имущества - объекта недвижимости общей площадью 52 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 28, литера В, возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация г. Екатеринбурга.
Решением суда от 26.01.2011 (судья Севастьянова М.А.) заявленные требования удовлетворены. Признать незаконным выраженный в письме от 21.04.2010 N 02.12-24-4797 отказ комитета в реализации преимущественного права общества "Асфальтовый завод" на приобретение арендуемого имущества, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 28, литера В. На комитет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества "Асфальтовый завод" путем совершения действий, предусмотренных п. 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 (судьи Зеленина Т.Л., Усцов Л.А., Гребенкина Н.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе комитет просит указанные судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами п. 3 ст. 1 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон "О приватизации государственного и муниципального имущества"), п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, в приватизации арендуемого имущества в связи с непредставлением обществом "Асфальтовый завод" кадастрового паспорта земельного участка под отдельно стоящим зданием отказано правомерно, поскольку к отношениям по выкупу земельных участков применяется земельное законодательство и законодательство о приватизации. Комитет указывает, что поскольку земельный участок по адресу: г. Екатеринбург, 28, является неделимым, то невозможной является и приватизация расположенных на нем отдельно стоящих зданий, находящихся в муниципальной собственности. Сделка по отчуждению здания без земельного участка будет недействительной (ничтожной) как противоречащая ст. 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество "Асфальтовый завод" на основании договора аренды объекта муниципального нежилого фонда от 01.12.2003 N 52530047 является арендатором муниципального имущества - отдельно стоящего одноэтажного строения площадью 52 кв. м, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Сибирский тракт, д. 28, литера В.
Общество "Асфальтовый завод" 31.03.2010 обратилось к комитету с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в собственность.
Письмом от 21.04.2010 комитет отказал обществу "Асфальтовый завод" в реализации преимущественного права на приобретение названного арендуемого муниципального имущества в связи с тем, что данный объект включен в Перечень муниципального имущества (зданий, строений, сооружений и нежилых помещений), предназначенного для оказания имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании "Город Екатеринбург", утвержденный постановлением главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 (далее - Перечень муниципального имущества), и заявителем не представлен кадастровый паспорт земельного участка под указанным объектом.
Общество "Асфальтовый завод", полагая, что отказ комитета в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность является незаконным, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия правовых оснований для отказа обществу "Асфальтовый завод" в выкупе арендуемого здания.
Выводы судов являются правильными.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в ч. 3 ст. 14 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 9 Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 3 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ при получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ).
Судами установлено, что общество "Асфальтовый завод" относится к субъектам малого и среднего предпринимательства, объект муниципального имущества находится во временном владении и пользовании заявителя непрерывно более двух лет на основании договора аренды от 01.12.2003 N 52530047, площадь арендуемого имущества не превышает предельные значения площади, предусмотренные Законом Свердловской области от 19.12.2008 N 134-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области", арендуемое имущество на момент подачи заявления находится в пользовании общества "Асфальтовый завод".
При этом, принимая во внимание, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.09.2010 по делу N А60-24818/2010 постановление главы г. Екатеринбурга от 04.03.2009 N 521 об утверждении Перечня муниципального имущества в части включения в него объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 28, в том числе отдельно стоящего одноэтажного строения площадью 52 кв. м, литера В, признано недействующим в данной части с момента его принятия, и учитывая положения ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно исходили из того, что данное обстоятельство является установленным и не нуждается в повторном доказывании при рассмотрении спора по настоящему делу.
С учетом этого суды сделали обоснованный вывод о незаконности отказа комитета в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в собственность на основании включения спорного объекта в Перечень муниципального имущества.
Отказывая обществу "Асфальтовый завод" в приватизации арендуемого имущества, комитет также сослался на непредставление заявителем кадастрового паспорта земельного участка под отдельно стоящим зданием по адресу: г. Екатеринбург, Сибирский тракт, д. 28, литера В.
Суды верно указали, что условия для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества предусмотрены ст. 3 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ, соответственно, основания для отказа в реализации указанного права, установленные п. 4 ст. 9 данного закона, является исчерпывающими и не содержат такого основания, как непредставление заявителем кадастрового паспорта на земельный участок, занимаемый данным объектом и необходимый для его использования.
Судами также принято во внимание, что к заявлению о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества от 31.03.2010 обществом "Асфальтовый завод" был приложен кадастровый паспорт от 28.01.2010 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0000000:610.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ отношения, связанные с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества и не урегулированные данным законом, регулируются Законом "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Исходя из содержания договора аренды земельного участка от 16.11.2007 N 6-900, дополнительного соглашения от 16.07.2008 N 1 к данному договору, постановления главы г. Екатеринбурга от 29.03.2007 N 1305, судами установлено, что названный земельный участок является неделимым, при этом этот земельный участок был предоставлен обществу "Асфальтовый завод" под существующие здания и сооружения, в том числе и под здание литера В.
Кроме того, судами установлено, что на указанном земельном участке помимо спорного объекта находятся и иные объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию "Город Екатеринбург, а также объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Асфальтовый завод". При этом объекты муниципальной собственности находятся в аренде у общества "Асфальтовый завод" и в отношении них данным обществом поданы заявления о приобретении в собственность в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах и учитывая положения п. 4 ст. 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ", суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае невозможность одновременной приватизации спорного здания и земельного участка, на котором оно расположено, в связи с неделимостью этого участка не является препятствием для реализации обществом "Асфальтовый завод" преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, предусмотренного положениями Закона 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Кроме того, доводы о необходимости одновременной приватизации спорного здания и земельного участка, на котором оно расположено, не являлись основанием отказа комитета в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого здания в собственность.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные требования общества "Асфальтовый завод".
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено. Обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2011 по делу N А60-17429/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.И. Мындря |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исходя из содержания договора аренды земельного участка от 16.11.2007 N 6-900, дополнительного соглашения от 16.07.2008 N 1 к данному договору, постановления главы г. Екатеринбурга от 29.03.2007 N 1305, судами установлено, что названный земельный участок является неделимым, при этом этот земельный участок был предоставлен обществу "Асфальтовый завод" под существующие здания и сооружения, в том числе и под здание литера В.
Кроме того, судами установлено, что на указанном земельном участке помимо спорного объекта находятся и иные объекты недвижимости, принадлежащие муниципальному образованию "Город Екатеринбург, а также объекты недвижимости, принадлежащие обществу "Асфальтовый завод". При этом объекты муниципальной собственности находятся в аренде у общества "Асфальтовый завод" и в отношении них данным обществом поданы заявления о приобретении в собственность в соответствии с положениями Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
При таких обстоятельствах и учитывая положения п. 4 ст. 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ", суды пришли к правильному выводу о том, что в данном случае невозможность одновременной приватизации спорного здания и земельного участка, на котором оно расположено, в связи с неделимостью этого участка не является препятствием для реализации обществом "Асфальтовый завод" преимущественного права на приобретение недвижимого имущества, предусмотренного положениями Закона 22.07.2008 N 159-ФЗ.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 26.01.2011 по делу N А60-17429/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Екатеринбургского комитета по управлению городским имуществом - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 июля 2011 г. N Ф09-4259/11 по делу N А60-17429/2010