Екатеринбург |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А76-21188/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Лукьянова В. А., Поротниковой Е. А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфалейский завод металлоизделий" (далее - общество "УЗМИ") на решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2013 по делу N А76-21188/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "УЗМИ"
- Шакиров М.Р. (доверенность от 10.04.2013 N УЗМИ/98-86-13).
Общество "УЗМИ" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 22.06.2012 N 188 о включении общества "УЗМИ" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Литейный центр" (далее - общество "Литейный центр").
Решением суда от 29.01.2013 (судья Костылев И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 (судьи Малышев М.Б., Арямов А.А, Малышева И.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "УЗМИ" просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель кассационной жалобы считает, что суды неправомерно признали общество единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды на территории Верхнеуральского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания водопроводных и канализационных сетей общества по итогам 2011 года. Заявитель поясняет, что общество "Литейный центр" самовольно подключило к сетям водоснабжения технической водой и водой из оборотного цикла, а также к системам водоотведения промышленной ливневой канализации реконструированный объект капитального строительства. Кроме того, общество "УЗМИ" ссылается на то, что в нарушение п. 7, 8 ст. 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" муниципальное унитарное предприятие "Многопрофильное производственное объединение "Водоканал" необоснованно отказало обществу "Литейный центр" в подключении к городским сетям водопровода, кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не учтено, что индивидуальным предпринимателем Герасимовым не заключался договор на подачу воды и использование систем водоснабжения с обществом. Помимо изложенного, общество "УЗМИ" ссылается на отсутствие у него сетей водоснабжения и водоотведения на праве собственности.
Антимонопольный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) под товарным рынком понимается сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Частью 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ одним из полномочий антимонопольного органа является, в частности, ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что антимонопольным органом во исполнение п. 3.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и рынке услуг по удалению и обработке сточных вод по итогам 2011 года.
Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее - Порядок проведения анализа), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
В соответствии с пунктом 1.5 Порядка проведения анализа при анализе состояния конкуренции на исследуемом товарном рынке в качестве исходной информации антимонопольным органом использовались сведения, полученные от общества "Литейный центр", общества "УЗМИ", Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области", общества с ограниченной ответственностью "Коммерческое предприятие "УЗММ", общества с ограниченной ответственностью "Бриз", индивидуального предпринимателя Герасимова.
Исходя из особенностей рынка услуг по удалению и обработке сточных вод расчет общего объема товарной массы и долей хозяйствующих субъектов на рынке услуг по удалению и обработке сточных вод осуществлен на основе объемов приема сточных вод в натуральном выражении от покупателей, расположенных в пределах территории пролегания канализационных сетей общества "УЗМИ", по итогам 2011 года.
Антимонопольным органом 22.06.2012 составлен аналитический отчет по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды на рынке услуг по удалению и обработке сточных вод Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в пределах территории пролегания водопроводных и канализационных сетей общества "УЗМИ" по итогам 2011 года.
Управлением 22.06.2012 издан приказ N 188 "О включении в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % или занимающего доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого субъекта федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов", которым общество "УЗМИ" включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 % по видам деятельности: услуги по сбору и распределению технической воды с долей на соответствующем товарном рынке более 50%; услуги по сбору, очистке и распределению воды с долей на соответствующем товарном рынке более 50%; услуги по удалению и обработке сточных вод с долей на соответствующем товарном рынке более 50%.
Судами установлено, что общество "Литейный центр" расположено на производственной площадке общества "УЗМИ", система водоснабжения и водоотведения ограничена территорией общества "УЗМИ".
В 2011 году часть земельных участков перешла в собственность общества "УЗМИ", часть земельных участков, а также весь имущественный комплекс, в том числе водопроводные и канализационные сети перешли в пользование общества "УЗМИ" по договору аренды, в связи с чем внутренние водопроводные и канализационные сети общества "Литейный центр" присоединены к сетям потребления и водоотведения общества "УЗМИ".
Судами установлено, что услуги по удалению и обработке сточных вод оказывались в 2011 году обществу "Литейный центр" только с использованием канализационных сетей, принадлежащих обществу "УЗМИ".
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что общество "УЗМИ" осуществляет услуги по сбору, очистке, и распределению воды в пределах территории пролегания своих водопроводных сетей с долей на соответствующем товарном рынке более 50%.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении требований общества "УЗМИ" о признании недействительным приказа антимонопольного органа от 22.06.2012 N 188 о включении общества "УЗМИ" в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35 процентов.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.01.2013 по делу N А76-21188/2012 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Уфалейский завод металлоизделий" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
В.А.Лукьянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 8 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ одним из полномочий антимонопольного органа является, в частности, ведение реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что антимонопольным органом во исполнение п. 3.4 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 N 5, был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по сбору, очистке и распределению воды и рынке услуг по удалению и обработке сточных вод по итогам 2011 года.
Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (далее - Порядок проведения анализа), утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 июля 2013 г. N Ф09-6644/13 по делу N А76-21188/2012