Екатеринбург |
|
02 октября 2007 г. |
Дело N А07-13313/07 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Первухина В.М., Токмаковой А.Н.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы (далее - инспекция, налоговый орган) на решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2007 по делу N А07-13313/07.
В судебном заседании приняли участие представители:
налогового органа - Борзилов С.Г. (доверенность от 03.09.2007 N 36);
государственного унитарного предприятия "Башкиравтодор" (далее - предприятие, налогоплательщик) - Егоров А.В. (доверенность от 25.01.2007 N 5).
Инспекция обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с предприятия процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 38 346 984 руб. 96 коп.
Решением суда от 09.04.2007 (судья Азаматов А.Д.) заявленные требования удовлетворены частично. С предприятия взыскано 558 016 руб. 80 коп. процентов за пользование бюджетными средствами. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит указанный судебный акт в части отказа во взыскании с предприятия процентов за пользование бюджетными средствами в сумме 37 788 968 руб. 16 коп. отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решениями инспекции от 30.10.2001 N 11, 11/1, от 19.05.2003 N 11/2 обществу было предоставлено право на реструктуризацию задолженности по налогам и сборам в сумме 399 029 746 руб., пеням и штрафам в сумме 378 456 237 руб., согласно которому общество было обязано осуществлять платежи в погашение задолженности и оплату процентов за пользование бюджетными средствами в соответствии с установленным графиком.
Инспекция письмом от 16.12.2005 N 14-73/16639 уведомила предприятие о наличии у него по состоянию на 01.12.2005 задолженности по процентам за пользование бюджетными средствами в сумме 38 346 984 руб. 96 коп.
Неуплата предприятием указанной суммы процентов в добровольном порядке послужила основанием для обращения налогового органа в суд с заявлением о ее взыскании.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части, суд первой инстанции исходил из пропуска инспекцией пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002) целью проведения названной реструктуризации является урегулирование кредиторской задолженности юридических лиц по обязательным платежам в бюджет и создание условий для их финансового оздоровления путем замены установленного налоговым законодательством порядка уплаты налогов, пеней и штрафов в федеральный бюджет поэтапным погашением имеющейся у налогоплательщиков задолженности по этим платежам.
В соответствии с п. 4 "Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, с сумм реструктурированной задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15 числа последнего месяца квартала, организацией уплачиваются проценты исходя из расчета одной десятой годовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Следовательно, по своей правовой природе подлежащие уплате в связи с предоставлением права на реструктуризацию задолженности проценты за пользование бюджетными средствами относятся к обязательным платежам.
В соответствии с п. 19 Порядка контроль за исполнением организацией обязательств по погашению задолженности по обязательным платежам, а также обязательств по своевременной и полной уплате текущих платежей в течение всего срока реструктуризации этой задолженности осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации.
Поскольку особый порядок взыскания задолженности и начисленных на нее процентов постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 не предусмотрен, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что при взыскании процентов налоговые органы обязаны руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах, в том числе устанавливающими пресекательные сроки для обращения в суд.
Согласно п. 1 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Кодекса (с учетом п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5) заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом следует исходить из того, что требование должно быть направлено в установленный срок, а при его нарушении срок обращения в суд с иском должен исчисляться с учетом начала течения срока на предъявление требования со дня, установленного для уплаты налога.
На основании ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71).
Судом установлено и из материалов дела следует, что реструктуризация задолженности закончена предприятием досрочно, до 30.10.2001, а с заявлением о взыскании процентов за пользование бюджетными средствами налоговый орган обратился в суд 17.05.2006.
Таким образом, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что взысканию в судебном порядке подлежит только сумма процентов за пользование бюджетными средствами, начисленная за последний квартал реструктуризации, а именно с 01.08.2005 по 30.10.2005.
Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права кассационной инстанцией отклоняются как не нашедшие своего подтверждения и основанные на ошибочном толковании этих норм налоговым органом.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 09.04.2007 по делу N А07-13313/07 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Уфы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В. Жаворонков |
Судьи |
В.М. Первухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 3 ст. 48 Кодекса (с учетом п. 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5) заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица может быть подано в соответствующий суд налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом следует исходить из того, что требование должно быть направлено в установленный срок, а при его нарушении срок обращения в суд с иском должен исчисляться с учетом начала течения срока на предъявление требования со дня, установленного для уплаты налога.
На основании ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом.
Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 6 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 октября 2007 г. N Ф09-6458/07 по делу N А07-13313/2007