05 августа 2011 г. |
N Ф09-4742/11 |
См. также Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2010 г. N 17АП-4955/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Наумовой Н.В.,
судей Меньшиковой Н.Л., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А71-10297/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенные надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание своих представителей не направили.
Индивидуальный предприниматель Мальцев Вячеслав Викторович (ИНН: 182700193884, ОГРН: 3081838196000); (далее - предприниматель, истец), уточнив заявленные требования в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, чьи интересы представляет Управление Федерального казначейства по Удмуртской республике (ИНН: 1835028304; 7710168360, ОГРН: 1021801664994; 1037739085636) за счет казны Российской Федерации 912 927 руб. 10 коп. убытков, понесенных в связи с предоставлением льгот для отдельных категорий граждан в виде проезда по социальным проездным билетам за 2007, 2008 гг., январь - август 2009 г.
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики (ИНН 18330004883; ОГРН: 1021801503173), открытое акционерное общество "Удмуртавтотранс" (ОАО "Удмуртавтотранс") (ИНН: 1835076756, ОГРН: 1071841002210).
Решением суда от 20.01.2011 (судья Лиуконен М.В.) в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 (судьи Полевщикова С.Н., Голубцов В.Г., Сафонова С.Н.) решение суда отменено, заявленные предпринимателем требования удовлетворены в полном объеме.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Управление Федерального казначейства просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами норм материального права. По мнению заявителя, предпринимателем не доказан размер причиненных ему убытков в виде выпадающих доходов, а представленный истцом расчет не отражает фактические затраты истца на транспортное обслуживание льготных категорий граждан.
По мнению предпринимателя, изложенному в отзыве на кассационную жалобу, обжалуемый судебный акт является законным, обоснованным, принят при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целях социальной защиты граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики Правительством Удмуртской Республики принято Постановление от 19.12.2005 N 170 "О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике" (далее - Постановление N 170).
В соответствии с п. 5 Постановления N 170 Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики осуществляет возмещение выпадающих доходов предприятиям пассажирского автомобильного и электрического транспорта, связанных с реализацией социальных проездных билетов: гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Российской Федерации, - за счет средств, полученных из федерального бюджета на указанные цели; гражданам, социальная поддержка которых является в соответствии с законодательством расходным обязательством Удмуртской Республики, - в пределах средств, предусмотренных в бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.
Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02.03.2006 N 183-р "О порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов", утверждено Положение о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов (далее - Положение).
В соответствии с п. 8 Положения Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики на основании договоров, заключенных с транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, производит возмещение сумм выпадающих доходов за счет средств федерального бюджета и бюджета Удмуртской Республики при наличии сводных актов сверки.
Между Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики и предпринимателем заключены договоры о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, N 01/11СБ от 01.02.2007, N 29/08-СБ от 01.02.2008, N 50/09-СБ от 16.02.2009, предметом которых является возмещение транспортной организации (истцу) выпадающих доходов, связанных с реализацией транспортной организацией социальных проездных билетов отдельным категориям граждан.
Согласно Закону Удмуртской республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 год" бюджету Удмуртской республики из Федерального фонда компенсаций были выделены субвенции на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению РФ в размере 306 704 000 рублей, что отражено в Федеральном законе от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" (приложение 21).
В соответствии с Законом Удмуртской республики от 09.07.2008 N 25-РЗ "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2007 год" кассовое исполнение субвенций из Федерального фонда компенсаций на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению РФ указанных субвенций составило 306 924 000 руб.
Денежные средства, выделенные из федерального бюджета на указанные цели, в размере 306 924 000 тыс. руб. были перечислены транспортным предприятиям, в том числе ОАО "Удмуртавтотранс" в размере 19 022 306 руб., ОАО "ИжГЭТ" -11 559 600 руб., ОАО "Речной порт "Сарапул" - 69 993 руб., ГУП г. Ижевска "Пристань Ижевск" 40 500 руб.
Кроме того, на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 21.11.2007 N 1065-р выделены денежные средства из бюджета Удмуртской Республики на погашение задолженности предприятиям автомобильного и электрического транспорта на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Удмуртской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым, относится к ведению Российской Федерации, в общей сумме 15 000 000 руб. Выделенные из бюджета Удмуртской Республики денежные средства распределены следующим образом: ОАО "Удмуртавтотранс" - 9 000 000 руб.; МУП "ИжГЭТ" - 6000 000 руб.
Кроме этого, решением Арбитражного суда 05.08.2010 по делу N А717911/ 2010 удовлетворены исковые требования ОАО "Удмуртавтотранс" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании задолженности с января по декабрь 2007 года по возмещению суммы выпадающих доходов по предоставлению автотранспортных услуг отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр в размере 2 167 211 руб. 60 коп.
Согласно Закону Удмуртской республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 год" из федерального бюджета в бюджет Удмуртской Республики направлены межбюджетные трансферты на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ в размере 329 424 000 рублей, что отражено в приложении 37 к Федеральному закону от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".
В соответствии с Законом Удмуртской республики от 25.06.2009 N 30-РЗ "Об утверждении отчета об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2008 год" кассовое исполнение указанных межбюджетных трансфертов составило 329 424 000 руб.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Закон Удмуртской республики от 25 июня 2009 г. N 30-РЗ "Об исполнении бюджета Удмуртской Республики за 2008 год"
В 2008 году на основании договора N 21 от 23.01.2008 о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетом Удмуртской Республики, заключенного между Министерством социальной защиты Удмуртской Республики и ОАО "Удмуртавтотранс" из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Удмуртской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, были выделены денежные средства в размере 32 942 400 руб.
Выделенные из федерального бюджета денежные средства были перечислены транспортным организациям Удмуртской Республики, в том числе ОАО "Удмуртавтотранс" в сумме 5 452 276 руб. 60 коп. (по договору от 23.01.2008 N 21 - 4282560 руб.), ОАО "ИПОПАТ" в сумме - 14 933 083 руб. 40 коп., ОАО "ИжГорЭлектроТранс" в сумме -12 463 760 руб., ОАО "Речной порт Сарапул" в сумме 64 040 руб., ГУП г. Ижевска "Пристань Ижевск" - 29 240 руб.
На основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 13.10.2008 N 935-р "Об увеличении бюджетных ассигнований" (далее - Распоряжение N 935-р), из бюджета Удмуртской Республики выделены денежные средства на погашение кредиторской задолженности предприятиям автомобильного и электрического транспорта на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Удмуртской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации, в общей сумме 38 000 000 руб.
В соответствии с Распоряжением N 935-р между Министерством социальной защиты Удмуртской Республики и ОАО "Удмуртавтотранс" заключено Соглашение от 23.10.2008 N 726 (далее - Соглашение) в целях урегулирования расчетов по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки за счет средств федерального бюджета за 2006, 2007, 2008 годы (далее - Расчеты) по договорам от 15.03.2006 N 33, от 30.01.2007 N 22, от 23.01.2008 N 21, от 10.03.2006 N 30, от 23.01.2008 N 22, государственному контракту от 30.01.2007 N 21 на общую сумму 14 000 000 руб.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71 -20073/2009 от 22.03.2010 удовлетворены исковые требования ОАО "Удмуртавтотранс" к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании убытков за январь - декабрь 2008 года в виде выпадающих доходов в связи с предоставлением льгот по перевозке общественным транспортом отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр в сумме 8 603 816 руб.
В 2009 году на основании договора N 180 от 12.02.2009 года о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, за счет и в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом или бюджетом Удмуртской Республики из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Удмуртской Республики для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки, которых относится к ведению Российской Федерации, были выделены денежные средства в размере 17 591 300 руб. (таблица 38 приложения 19 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов").
Денежные средства, выделенные из федерального бюджета, были перечислена транспортным организациям Удмуртской Республики, в том числе ОАО "Удмуртавтотранс" в размере 2 691 939 руб. (в том числе по договору от 12.02.2009 N 180 -1 797 253 руб. 00 коп.), ОАО "ИПОПАТ" в размере 7 457 684 руб., ОАО "ИжГорЭлектроТранс" в размере 7 222 944 руб., ОАО "Речной порт Сарапул" в размере 53 404 руб., ГУП г. Ижевска "Пристань Ижевск" в размере 34 480 руб., индивидуальным предпринимателям в размере 130 942 руб.
Поскольку выпадающие доходы возмещены перевозчику не в полном объеме, предприниматель обратился с иском о взыскании с Российской Федерации 912 502 руб. 08 коп. убытков.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что предпринимателем не доказано наличие убытков в заявленной сумме.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, требования истца удовлетворил. Учитывая, что средства из федерального и областного бюджетов не были доведены до перевозчика, который понес расходы, связанные с предоставлением льгот, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о доказанности факта наличия у истца убытков, понесенных в рассматриваемом периоде при оказании услуг перевозки гражданам, имеющим право на оказание мер государственной социальной поддержки, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, представленным доказательствам и нормам действующего законодательства.
В силу нормы п. 1 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 16-19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", в тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категории потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Одновременно субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям предписано при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
В силу ст. 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что все денежные средства, предусмотренные в федеральном бюджете для бюджета Удмуртской республики (межбюджетные трансферты), поступили в региональный бюджет и были в установленном порядке распределены.
При этом судом выявлено, что выделенные федеральным бюджетом денежные средства не были доведены до перевозчика, осуществлявшего перевозку льготных категорий граждан автомобильным транспортом и потерпевшего убытки от предоставления услуг льготным категориям граждан.
Размер убытков определен истцом с учетом полученных им доходов от продажи социальных проездных документов льготникам федерального регистра.
Представленный предпринимателем расчет задолженности федерального бюджета по компенсации убытков за оказанные в 2007-2009 гг. услуги по перевозке пассажиров по социальным проездным билетам судом апелляционной инстанции проверен и признан правильным.
Учитывая, что предоставление льгот по перевозке отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования, включенных в федеральный регистр, относится к расходным обязательствам федерального бюджета, суд правомерно удовлетворил требования истца о взыскании за счет средств казны Российской Федерации понесенных убытков.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом апелляционной инстанции установлены, исследованы и получили надлежащую правовую оценку. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу требований ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений при рассмотрении дела норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2011 по делу N А71-10297/2010 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Наумова |
Судьи |
Н.Л. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со ст. 16, 1069, 1071 Кодекса убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. От имени соответствующей казны выступают финансовые органы.
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ льготы по проезду отдельным категориям граждан, законодатель при этом не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами права бесплатного проезда независимо от места жительства. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по обеспечению равной доступности транспортных услуг льготным категориям граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации в виде субвенций не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 5 августа 2011 г. N Ф09-4742/11 по делу N А71-10297/2010