17 августа 2011 г. |
N Ф09-4702/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Анненковой Г.В., Дубровского В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (ИНН: 7707329152, ОГРН: 1047707030513; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 по делу N А71-12387/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Леонтьева М.В. (доверенность от 09.11.2010 N 16851).
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727; 7708503727, ОГРН: 1037739877295; 1037739877295; далее - общество, налогоплательщик) надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседании на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Обществом подано заявление от 05.08.2011 о рассмотрении кассационной жалобы инспекции в отсутствие представителя общества. Учитывая данное заявление, соответствующее положениям ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции, руководствуясь ч. 1, 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел кассационную жалобу в отсутствие представителя общества.
Общество обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения инспекции N 14278 от 28.05.2010 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 (судья Симонов В.Н.) заявленные требования удовлетворены полностью. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска N 14278 от 28.05.2010 г.. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" - взыскано в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 (судьи Голубцов В.Г., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда оставлено без изменения.
Инспекция в кассационной жалобе просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование требований инспекция ссылается на неправильное применение судами ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), постановлений Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181, от 24.11.2008 N 275, от 15.05.2009 N 116. Кроме того, налоговый орган полагает не соответствующими обстоятельствам дела выводы судов о нарушении оспариваемым решением прав налогоплательщика.
Общество в отзыве просит оставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Как установлено судами, инспекцией по результатам камеральной проверки налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, представленной Ижевским отделением Горьковской железной дороги открытого акционерного общества "Российские железные дороги", принято решение от 28.05.10г N 14278 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Проверкой установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы - кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:041704:12, 18:26:0400325:10, 18:26:040005:19, 18:26:040570:23, 18:26:041706:33. Этот вывод инспекции основан на данных о кадастровой стоимости указанных земельных участков, отраженных в постановлении Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009. Из содержания решения инспекции следует, что кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков, составляет: земельного участка с номером 18:26:041704:12 - 787 030 850 руб., земельного участка с номером 18:26:0400325:10- 247 184 руб., земельного участка с номером 18:26:040005:19 - 64 413 175 руб., земельного участка с номером 18:26:040570:23 - 2 947 221 руб., земельного участка с номером 18:26:041706:33 - 133 606 руб. Согласно решению налогового органа налогоплательщику предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 378 392 руб., пени в сумме 10773 руб. 53 коп. Также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Кодекса в виде взыскания штрафа в размере 75 678 руб. 40 коп.
Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике в удовлетворении жалобы заявителя отказано решением от 20.07.2010.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Судами установлено, что в обоснование требований налогоплательщик ссылался на не соответствующее положениям п. 3 ст. 391, п. 14 ст. 396 Кодекса применение инспекцией постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" (далее - Постановление от 15.05.2009 N 116).
Налоговый орган кадастровую стоимость земельных участков, указанную в данном нормативном акте, применил, сославшись на то, что поскольку постановление от 15.05.2009 N 116 является нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, оно подлежит обязательному применению на территории соответствующего субъекта Российской Федерации до тех пор, пока не будет признано утратившим силу вновь принятым нормативным правовым актом того же органа государственной власти либо отменено по решению суда. Указанное постановление, по мнению налогового органа, действовало в проверяемом периоде и подлежало применению при исчислении земельного налога.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались ст. 52, 389, 390, 391 Кодекса, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Статьей 390 Кодекса предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии со ст. 52 Кодекса налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Правилами проведения государственного кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 года" (далее - постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11 2008 N 275) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением от 15.05.2009 N 116 Правительством Удмуртской Республики внесены изменения в постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11 2008 N 275.
В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116 кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами была изменена и составила: участка с кадастровым номером 18:26:041704:12 - 787 030 850 руб., участка с кадастровым номером 18:26:0400325:10 - 247 184 руб., участка с кадастровым номером 18:26:040005:19 - 64 413 175 руб., участка с кадастровым номером 18:26:040570:23 - 2 947 221 руб., участка с кадастровым номером 18:26:041706:33 - 133 606 руб.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 4453/10 и в определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.11.2010 N ВАС-14753/10, налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не может быть исчислена исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
Учитывая изложенное, суды обоснованно признали недействительным решение налогового органа, основанное на данных о кадастровой стоимости земельных участков, отраженных в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116.
В кассационной жалобе инспекция заявляет о несоблюдении судами требований ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что факт нарушения прав налогоплательщика оспариваемым решением судами не был установлен. Налоговый орган ссылается на допущенные налогоплательщиком ошибки при определении налоговой базы, связанные с одновременным применением как постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11 2008 N 275, так и постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года". Доначисленная сумма налога, по мнению инспекции, менее той, которую налогоплательщик должен был бы уплатить при правильном исчислении налога.
Данный довод судом кассационной инстанции отклоняется на основании ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как вывод судов о несоответствии закону решения инспекции, основанного на не подлежащем применению нормативном правовом акте, он не опровергает. Инспекция в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе приводила аналогичные доводы об исчислении налога, однако, доводы инспекции не нашли подтверждения при судебном разбирательстве в судах первой и апелляционной инстанций. Таким образом, в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции данный довод не может быть принят.
Вместе с тем суд кассационной инстанции отмечает, что указание в постановлении суда апелляционной инстанции на дату вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11 2008 N 275 не имеет ссылок на нормы права, в том числе нормы законодательства субъекта Российской Федерации, и на фактические обстоятельства, явившиеся основанием для такого вывода.
Однако это не повлияло на существо судебных актов.
С учётом отмеченного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отмене не подлежат.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 по делу N А71-12387/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н.Токмакова |
Судьи |
Г.В.Анненкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе инспекция заявляет о несоблюдении судами требований ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагая, что факт нарушения прав налогоплательщика оспариваемым решением судами не был установлен. Налоговый орган ссылается на допущенные налогоплательщиком ошибки при определении налоговой базы, связанные с одновременным применением как постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11 2008 N 275, так и постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2002 года". Доначисленная сумма налога, по мнению инспекции, менее той, которую налогоплательщик должен был бы уплатить при правильном исчислении налога.
Данный довод судом кассационной инстанции отклоняется на основании ст. 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как вывод судов о несоответствии закону решения инспекции, основанного на не подлежащем применению нормативном правовом акте, он не опровергает. Инспекция в отзыве на заявление и в апелляционной жалобе приводила аналогичные доводы об исчислении налога, однако, доводы инспекции не нашли подтверждения при судебном разбирательстве в судах первой и апелляционной инстанций. Таким образом, в соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом кассационной инстанции данный довод не может быть принят.
Вместе с тем суд кассационной инстанции отмечает, что указание в постановлении суда апелляционной инстанции на дату вступления в силу постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11 2008 N 275 не имеет ссылок на нормы права, в том числе нормы законодательства субъекта Российской Федерации, и на фактические обстоятельства, явившиеся основанием для такого вывода.
...
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.01.2011 по делу N А71-12387/10 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 17 августа 2011 г. N Ф09-4702/11 по делу N А71-12387/2010