г. Пермь |
|
20 апреля 2011 г. |
Дело N А71-12387/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 апреля 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В.Г.,
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Келлер О.В.,
при участии:
от заявителя (ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727): Мартовская В.А., паспорт, доверенность от 26.10.2010 N 543,
от заинтересованного лица (ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска): Леонтьева М.В., удостоверение, доверенность от 09.11.2010 N 16851,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 января 2011 года
по делу N А71-12387/2010
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к ИФНС России по Ленинскому району г. Ижевска
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска (далее - налоговый орган, инспекция, заинтересованное лицо) N 14278 от 28.05.2010г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 января 2011 года Заявление Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" удовлетворены полностью. Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска N 14278 от 28.05.2010г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения признано недействительным. С Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ижевска, в пользу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" взыскано в возмещение расходов по госпошлине 2000 руб.
Не согласившись с решением, налоговый орган обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, оспариваемый ненормативный акт признать законным. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно не учел, что согласно Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 24 ноября 2008 года N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года" кадастровая стоимость земельных участков 18:26:041704:12 и 18:26:04005:19 составляет соответственно 787 030 850 руб. и 64 413 175 руб., в то время как в представленной 13.01.2010 налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год кадастровая стоимость данных участков было занижена на 569 206 473 руб. и 27 401 547 руб. соответственно. Также, по мнению инспекции, суд необоснованно не учел, что инспекцией при вынесении оспариваемого решения кадастровая стоимость земельного участка 18:26:040570:23 с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009г. N 116 взята из расчета 2 947 221 руб., тогда как в соответствии с Постановлением Правительства N 275 от 24.11.2008 кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 5 478 590 руб. То есть, несмотря на увеличение кадастровой стоимости земельных участков (в редакции постановления Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009), общая сумма доначислений по решению инспекции не больше суммы земельного налога, подлежащего уплате заявителем в случае исчисления его с учетом Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N4453/2010.
Кроме того, налоговый орган ссылается на непредставление обществом доказательств нарушения в результате принятия оспариваемого решения прав и законных интересов заявителя.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения в части признания оспариваемого решения инспекции незаконным; устранить допущенные в формулировках решения противоречие выводов. Считает, что при расчете земельного налога необходимо руководствоваться кадастровой стоимостью, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2002 года". По мнению заявителя, Постановления Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 и от 15.05.2009 N 116 подлежат применению с начала нового налогового периода - января 2010 года, поскольку оба нормативных акта вступили в силу после 01.01.2009 (03.01.2009 и 18.06.2009 соответственно) и, следовательно, утвердили кадастровую стоимость в текущем налоговом периоде, что недопустимо.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддерживает доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из обстоятельств дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2009 г., представленной заявителем.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 14.04.2010 г. N 83/9894 (л.д. 46-53) и принято решение от 28.05.10г N 14278 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налогоплательщику предложено уплатить доначисленный земельный налог в сумме 378 392 руб., пени в сумме 10 773,53 руб., также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 75 678,40 руб. (л.д. 17).
Проверкой установлено занижение налогоплательщиком налоговой базы в результате занижения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 18:26:041704:12, 18:26:0400325:10, 18:26:040005:19, 18:26:040570:23, 18:26:041706:33.
При этом налоговый орган руководствовался Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г., которым определена следующая кадастровая стоимость принадлежащих ОАО "РЖД" земельных участков: 18:26:041704:12 - 787 030 850 руб., 18:26:0400325:10- 247 184 руб., 18:26:040005:19- 64 413 175 руб., 18:26:040570:23 - 2 947 221 руб., 18:26:041706:33 - 133 606 руб.
Не согласившись с данным решением, заявитель обратился с жалобой в вышестоящий орган.
Решением от 20.07.10г Управление ФНС РФ по Удмуртской Республике в удовлетворении жалобы заявителя отказало (л.д. 29-30).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения налогоплательщика в арбитражный суд за защитой нарушенных прав.
Суд первой инстанции, принимая решение, исходил из обоснованности заявленных обществом требований и подтвержденности данных требований материалами дела.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года являющегося налоговым периодом.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила проведения государственного кадастровой оценки земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 1 января 2007 года. 15.05.2009 г. Правительством Удмуртской Республики принято постановление N 116 о внесении изменений в постановление Правительства УР от 24.11 .2008 N 275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01.01.2007 года".
В соответствии с указанным постановлением кадастровая стоимость принадлежащих ОАО "РЖД" земельных участков с кадастровыми номерами изменена и составила 18:26:041704:12- 787 030 850 руб., 18:26:0400325:10- 247 184 руб., 18:26:040005:19- 64 413 175 руб., 18:26:040570:23- 2 947 221 руб., 18:26:041706:33 - 133 606 руб.
Как следует из обстоятельств дела, при вынесении оспариваемого решения, налоговый орган руководствовался Постановлением Правительства Удмуртской Республики N 116 от 15.05.2009 г.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 21.09.2010г. N 4453/10, а так же в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ от 18.11.10г N ВАС-14753/10, налоговая база по земельному налогу, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, установленной на 1 января года, являющегося налоговым периодом, не может быть исчислена, исходя из кадастровой стоимости, утвержденной в текущем налоговом периоде.
С учетом указанной правовой позиции, Постановление Правительства Удмуртской Республики от 24.11.2008 N 275 и Постановление Правительства Удмуртской Республики от 15.05.2009 N 116 подлежат применению с начала нового налогового периода - января 2010 года, поскольку оба нормативных акта вступили в силу после 01.01.2009, а именно: 03.01.2009 и 18.06.2009 соответственно, т.е. в текущем налогов периоде. Соответственно применение упомянутой кадастровой оценки недопустимо.
До принятия Правительством Удмуртской Республики вышеуказанных постановлений кадастровая стоимость земельных участков была утверждена Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2002 года".
Таким образом, с учетом правовой позиции ВАС РФ, при расчете земельного налога следует руководствоваться кадастровой стоимостью, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 26.05.2003 N 181 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель поселений Удмуртской Республики по состоянию на 01 января 2002 года".
Исходя из этого, доводы налогового органа, изложенные в апелляционной жалобе, касающиеся отсутствия доказательств нарушения в результате принятия оспариваемого решения прав и законных интересов заявителя, не основаны на законе.
С учетом положений ст. 198 АПК РФ требование о признании недействительным ненормативного правового акта может быть удовлетворено при наличии одновременно двух условий: если ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права лица, подавшего заявление о признании этого ненормативного правового акта недействительным.
В рассматриваемом случае, с учетом фактических обстоятельств дела, нарушенное право заявителя на законное налогообложение, а также несоответствие оспариваемого решения закону следует из вышеизложенных апелляционным судом обстоятельств.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется, нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции, не установлены.
В силу ст. 333.37 НК РФ инспекция освобождена от уплаты госпошлины при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21 января 2011 г. по делу N А71-12387/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
В.Г. Голубцов |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12387/2010
Истец: ОАО "РЖД" в лице филиала "Горьковская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице Горьковской железной дороги - филиал ОАО "РЖД" г. Нижний Новгород
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Ленинскому району г. Ижевска