Екатеринбург |
|
19 января 2015 г. |
Дело N А07-8980/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Сулейменовой Т.В., Лазарева С.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация) на постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по делу N А07-8980/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебном заседании участие не приняли.
Индивидуальный предприниматель Щербацкий Алексей Александрович (далее - предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным бездействия администрации, выразившегося в непринятии в установленный законом срок решения по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Индустриальное шоссе, 92А, и обязании администрации принять решение о предоставлении предпринимателю обозначенного земельного участка в аренду, направить в его адрес проект договора аренды в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением суда от 10.07.2014 (судья Юсеева И.Р.) отказано в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 (судьи Суспицина Л.А., Ермолаева Л.П., Пивоварова Л.В.) решение суда отменено. Заявленные требования предпринимателя удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии в установленный законом срок решения по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, 92А.
Суд обязал администрацию в пятнадцатидневный срок со дня принятия настоящего постановления принять решение о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, 92А.
В кассационной жалобе администрация просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на тот факт, что ни в постановлении главы администрации от 29.06.2012 N 2986, ни в постановлении Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" не указан срок в течение которого собственник земельного участка обязан разместить информационное сообщение в средствах массовой информации о предстоящем проведении торгов земельных участков.
При исследовании обстоятельств по делу судами установлено, что 03.04.2013 предприниматель обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, под эксплуатацию автостоянки. Указанное заявление поступило в администрацию 04.04.2013 и 09.04.2013 было передано на исполнение в Управление по земельным ресурсам администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, что подтверждается соответствующими отметками на документе.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 29.03.2013 N 02/13/1-230829, земельный участок площадью 207 кв. м с кадастровым номером 02:55:020310:720, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Индустриальное шоссе, д. 92а, поставлен на государственный кадастровый учет 29.03.2013, категория не установлена, разрешенное использование не установлено, сведения о земельном участке носят временный характер.
Письмом от 20.03.2014 предприниматель повторно обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Письмом от 28.03.2014 администрация сообщила предпринимателю о том, что 30.04.2013 в газете "Вечерняя Уфа" N 82 было размещено информационное сообщение о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720 для целей организации автостоянки, а также о том, что в течение срока приема заявлений (30 дней с даты публикации информационного сообщения) в Управление по земельным ресурсам поступили заявления от иных заинтересованных лиц в предоставлении данного земельного участка, в связи с чем Управлением по земельным ресурсам в настоящее время осуществляется процедура подготовки земельного участка к торгам в соответствии с земельным законодательством.
Предприниматель, полагая, что администрацией значительно затянут срок подготовки к проведению торгов спорного земельного участка, чем нарушены его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с соответствующими заявленными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных предпринимателем требований, суд первой инстанции исходил из положений ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и, установив, что после опубликования информационного сообщения о возможном предоставлении испрашиваемого предпринимателем земельного участка поступили заявки от других лиц о предоставлении данного земельного участка, пришел к выводу, что следующим этапом должно стать принятие решения о проведении торгов и проведение самих торгов, в связи с чем возложение на администрацию обязанность предоставить предпринимателю земельный участок в аренду без проведения торгов и в отсутствие акта выбора земельного участка и утверждающего его решения не представляется возможным.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что бездействие администрации не соответствует закону и нарушает права и законные интересы предпринимателя, создавая препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной выше нормы с учетом п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания незаконным решения (действия) органа местного самоуправления необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: несоответствие его закону и иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2, 3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу п. 4 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления на основании указанного в п. 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, осуществляется Положением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в том числе автомобильных стоянок, утвержденного Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011 N 43/7 (далее - Положение).
На основании п. 2.3 Положения заявление с приложением документов на имя главы администрации предоставляется в администрацию для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации (либо уполномоченным заместителем главы администрации), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам.
В соответствии с п. 2.4. Положения Управление по земельным ресурсам (либо специализированная организация, действующая на основании соответствующего соглашения) в пятидневный срок осуществляет публикацию информационного сообщения о предстоящем предоставлении земельного участка для целей, не связанных со строительством, в газете "Вечерняя Уфа" и на официальном сайте администрации в сети Интернет. Информация должна содержать сведения о праве, на котором предполагается предоставление земельного участка, месторасположении земельного участка, его площади, виде разрешенного использования, сроке договора аренды.
В соответствии с п. 2.5. Положения в случае, если в течение месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений предоставлении конкретного земельного участка для целей, не связанных со строительством, заявлений не поступило, комиссия по организации и проведению торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков в пятидневный срок принимает решение об отсутствии дополнительных заявлений. Управление по земельным ресурсам обеспечивает подготовку проекта постановления главы администрации в двухнедельный срок после предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка и заключение в недельный срок после принятия соответствующего постановления договора аренды земельного участка с единственным заявителем.
В случае, если в течение месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для целей, не связанных со строительством, в Управление по земельным ресурсам поступило одно и более заявлений о предоставлении данного земельного участка в аренду, проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка ( п.2.6 Положения).
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в течение месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду оспариваемого земельного участка, от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес групп" поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Кроме того, с момента опубликования в СМИ информации о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720 по настоящее время решение о проведении торгов и последующие действия по организации и проведению торгов администрацией не предприняты. Доказательств обратного администрацией в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно установлено, что администрацией в нарушение п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не принято соответствующее решение по поданному предпринимателем заявлению.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции о том, что непринятие администрацией решения в указанный в законе срок является бездействием, противоречащим закону и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, являются правильными.
Ссылка администрации на отсутствие установленных законодательством сроков организации и проведения торгов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков судом кассационной инстанции отклоняется, как основанная на неправильном применении норм материального права.
В любом случае указанное администрацией обстоятельство не может быть истолковано как возможность создания неопределенности в реализации субъектами предпринимательской деятельности их законных прав и оправдания длительного бездействия.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.09.2014 по делу N А07-8980/2014 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю.Смирнов |
Судьи |
Т.В.Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в п. 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в п. 5 настоящей статьи решения.
...
Судом установлено и сторонами по делу не оспаривается, что в течение месяца с даты опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду оспариваемого земельного участка, от общества с ограниченной ответственностью "Бизнес групп" поступило заявление о предоставлении указанного земельного участка в аренду.
Кроме того, с момента опубликования в СМИ информации о возможном предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020310:720 по настоящее время решение о проведении торгов и последующие действия по организации и проведению торгов администрацией не предприняты. Доказательств обратного администрацией в материалы дела не представлено.
Таким образом, судом апелляционной инстанции обоснованно установлено, что администрацией в нарушение п. 5 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации не принято соответствующее решение по поданному предпринимателем заявлению."
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19 января 2015 г. N Ф09-8163/14 по делу N А07-8980/2014