Екатеринбург |
|
27 января 2015 г. |
Дело N А07-9542/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И. А.,
судей Гусева О.Г., Поротниковой Е.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" (далее - общество) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2014 по делу N А07-9542/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Республики Башкортостан.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Агзамова А.Э. (доверенность от 31.12.2014 N 119/1-62).
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нефтекамский" (далее - отдел "Нефтекамский", административный орган) о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене кузова транспортного средства марки УАЗ-39094, регистрационный знак С 516 AX 02, 2001 года выпуска и о возложении обязанности произвести действия по изменению регистрационных данных автомобиля марки УАЗ-39094, регистрационный знак С 516 AX 02, 2001 года выпуска в связи с заменой номерного агрегата - кузова N 390940D0222377.
Решением суда от 24.07.2014 (судья Чернышева С.Л.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 (судьи Малышева И.А., Иванова Н.А., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального и процессуального права. Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку, сделав вывод о том, что оспариваемый отказ отдела "Нефтекамский" неправомерно основан на положениях абз. 4 п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.08.2013 N 605, вместе с тем отказал в удовлетворении заявленных требований на основании вывода о том, что обществом не произведена оценка соответствия транспортного средства, характеристик транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения после внесённых в его конструкцию изменений (замены кузова) в установленном порядке, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности не получено.
По мнению общества, суд не учел, что подобный вывод не являлся основанием для принятия оспариваемого заявителем отказа административного органа в предоставлении государственной услуги, вследствие чего суды вышли за рамки заявленных требований.
Кроме того, заявитель указывает на отсутствие в судебных актах оценки документов, представленных заявителем в административный орган для осуществления регистрационных действий.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ) транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720 утвержден Технический регламент "О безопасности колесных транспортных средств" (далее - Технический регламент"), названный технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение на территории Российской Федерации и их эксплуатации независимо от места их изготовления в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, защиты имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей колесных транспортных средств.
В пункте 5 Технического регламента понятие "базовое транспортное средство" определено, как транспортное средство, которое в целом, или его кузов, или шасси были использованы для создания другого транспортного средства.
Согласно п. 66 Технического регламента оценка соответствия единичных транспортных средств перед их выпуском в обращение осуществляется после идентификации каждого транспортного средства в формах технической экспертизы конструкции транспортного средства и при необходимости его испытаний.
Согласно пункту 67 Технического регламента оценка соответствия единичного транспортного средства проводится по следующей схеме:
подача заявки на проведение оценки соответствия транспортного средства в аккредитованную испытательную лабораторию, проводящую оценку соответствия единичных транспортных средств.
рассмотрение аккредитованной испытательной лабораторией представленных заявителем документов и принятие решения по заявке;
идентификация единичного транспортного средства;
проверка выполнения требований, предусмотренных пунктами 6-8 настоящего технического регламента и приложениями N 4-7 к настоящему техническому регламенту, посредством проведения технической экспертизы конструкции этого транспортного средства и при необходимости его испытаний;
подготовка протокола технической экспертизы конструкции транспортного средства, включающего в том числе, результаты проведенных испытаний;
оформление свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и передача его заявителю.
Если единичное транспортное средство относится к типу, на который было оформлено одобрение типа транспортного средства, то оценка соответствия в форме технической экспертизы не проводится, а свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства оформляется на основании указанного одобрения типа транспортного средства.
Порядок проведения оценки соответствия установлен пунктами 71-75 Технического регламента.
Требования к оценке соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации на территории Российской Федерации, установлены подразделом 4 раздела 3 Технического регламента.
В соответствии с пунктом 79 Технического регламента оценка соответствия транспортных средств, находящихся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме технической экспертизы конструкции и последующей проверки их технического состояния после идентификации каждого транспортного средства.
Целью технической экспертизы конструкции и проверки технического состояния транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями является удостоверение в том, что характеристики транспортного средства не ухудшились по отношению к требованиям, действовавшим в момент выпуска его в обращение.
При внесении изменений в конструкцию транспортного средства должны выполняться требования приложения N 18 к Техническому регламенту.
Согласно п. 80 Технического регламента объектами оценки соответствия являются единичные транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых:
- изменены конструктивные параметры, оказывающие влияние на характеристики транспортного средства, предусмотренные п. 10 и 11 Технического регламента;
- заменены снятые с производства компоненты на компоненты, находящиеся в производстве, для увеличения ресурса транспортного средства.
При этом не является внесением изменений в конструкцию замена компонентов на компоненты, которые не поставляются на сборочное производство, но разрешены изготовителем транспортного средства для установки на транспортные средства соответствующего типа.
В соответствии с пунктами 81, 82, 83 Технического регламента внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая оценка его соответствия осуществляются по разрешению и под контролем подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения представленных документов подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 16 к настоящему техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.
Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации в паспорт транспортного средства. В паспорт транспортного средства вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Наличие в паспорте транспортного средства номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения его эксплуатации.
Аналогичные требования установлены Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел России от 07.12.2000 N 1240 (далее - Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка "базовое транспортное средство" - это сертифицированное в установленном порядке транспортное средство, в конструкцию которого вносятся изменения; составные части и предметы оборудования - это агрегаты, узлы и детали, установленные и (или) используемые в конструкции полнокомплектного транспортного средства, к которым предъявляются отдельные требования нормативных документов.
В пунктах 4 - 7 Порядка установлено, что рассмотрение заявлений на внесение изменений в конструкцию транспортного средства осуществляется подразделением ГИБДД по месту учета транспортного средства. В заявлении подробно описываются вносимые изменения в конструкцию транспортного средства. При приеме заявления необходимо удостовериться в том, что в отношении транспортного средства, в конструкцию которого вносятся изменения, отсутствуют запреты или ограничения, наложенные судом, следствием, таможенными органами, органами налоговой полиции, органами социальной защиты населения. По результатам рассмотрения заявления подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения принимается соответствующее решение. В решении по заявлению указываются порядок и условия оформления и выдачи свидетельства, а также необходимость получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию. Кроме того, в решении приводятся организации, в которых оно может быть получено. Если решение предусматривает получение заключения, то собственник транспортного средства обращается в организацию, уполномоченную его выдавать.
В соответствии с пунктом 2 Наставления по техническому надзору Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение N 1 к Приказу) под изменением конструкции транспортного средства понимается исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкций конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения.
Порядок регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним на территории Российской Федерации установлены Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства внутренних дел России от 24.11.2008 N 1001 (далее - Правила).
Правилами предусмотрено, что регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.
На основании п. 3 Правил не подлежат регистрации и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю транспортными средствами в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке, предназначенных для продажи; конструкция, которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях государственной инспекции безопасности дорожного движения и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел России, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 (далее - Положение), на административный орган возлагаются обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от 07.08.2013 N 605 предусмотрен отказ в предоставлении государственной услуги по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Согласно Техническому регламенту документом, удостоверяющим соответствие единичного транспортного средства, выпускаемого в обращение, требованиям регламента является Свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства, которое выдается аккредитованной испытательной лабораторией после составления заключения, содержащего мотивированное обоснование достаточности представленных доказательственных материалов для оценки.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет регистрацию и ведение реестра свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства.
Процедура удостоверения соответствия транспортных средств, требованиям безопасности дорожного движения предусмотрена Техническим регламентом.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в собственности общества имеется автомобиль УАЗ-390945, регистрационный знак С 516 АХ 02, VIN XTT39094010002749, 2001 года выпуска, цвет защитный, номер кузова 10002749, двигатель N 10102330, шасси (рама) N 10001620, что подтверждается ПТС 73 КА 328495 и свидетельством о регистрации ТС 02 ОТ 027096.
Судами выявлено, что в связи с физическим износом кузова, невозможностью его восстановления, общество приобрело новый кузов 1-ой комп. УАЗ-39094 арт. 3909-40-5000010-20 для автомобиля УАЗ, кузов N 390940D0222377, цвет белая ночь, год выпуска 2013, в подтверждение чего обществом представлен договор N 49/381 от 27.02.2014, спецификация N 1 к договору, акт приема-передачи от 03 марта 2014 года, товарная накладная N 21 от 03 марта 2014 г.
Обществом на автомобиле УАЗ-39094, государственный регистрационный знак С 516 АХ 02, с идентификационным номером ( VIN) ХТТ39094010002749 произведена замена кузова (цвет "защитный" номер 10002749, год выпуска 2001), на кузов с номером 390940D0222377 (цвет "белая ночь", год выпуска 2013) с утратой номера VIN.
Общество обратилось с заявлением от 26.03.2014 (вх. 28.03.2014) в Регистрационно-экзаменационное отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел России "Нефтекамский" о совершении регистрационного действия, связанного с изменением регистрационных данных транспортного средства в связи с заменой кузова на автомобиле УАЗ-39094 государственный регистрационный знак С 516 АХ 02.
Рассмотрев поступившее заявление, административный орган отказал в предоставлении государственной услуги по совершению регистрационного действия по замене кузова на транспортном средстве марки УАЗ-39094, государственный регистрационный знак С516АХ102, указав на п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел России по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом Министерства внутренних дел России от 07.08.2013 N 605, по причине обнаружения признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией-изготовителем.
Далее судами установлено, что транспортное средство с идентификационным номером ХТТ39094010002749 по причине утраты номера кузова в связи с коррозией на сверку в отдел не предоставлялось.
Исследовав и оценив указанные обстоятельства, суды пришли к выводам о том, что в рассматриваемом случае замена кузова автомобиля влечет ликвидацию транспортного средства как базового, имеющего идентификационный номер (VIN) XTT39094010002749, которое, согласно паспорту транспортного средства, имело номерной кузов 10002749, цвет "защитный", соответствующий идентификационному номеру (VIN) ХТТ39094010002749, поскольку замена кузова привела к фактическому уничтожению маркировки (утрата идентификационного номера - VIN) и изменению номера кузова.
Кроме того, судами установлено, что оценка соответствия транспортного средства, характеристик транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения после внесённых в его конструкцию изменений (замены кузова) в установленном порядке обществом не произведена, свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 16 к Техническому регламенту, не получено.
С учетом изложенного суды обоснованно заключили, что указанные обстоятельства свидетельствуют о невыполнении обществом требований Технического регламента, исключающем получение разрешения на эксплуатацию такого транспортного средства, что, соответственно, препятствует замене свидетельства о регистрации транспортного средства и оказанию испрашиваемой государственной услуги по совершению регистрационного действия в отношении транспортного средства после замены кузова, в связи с чем отказ в предоставлении услуги по совершению регистрационного действия является законным и обоснованным.
Фактические обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.07.2014 по делу N А07-9542/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башкирские распределительные тепловые сети" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
О.Г. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.