Екатеринбург |
N Ф09-10144/08-С6 |
16 января 2009 г. |
Дело N А50-8039/2008 |
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Маликовой Э.М.,
судей Сулейменовой Т.В., Мындря Д.И.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее - Департамент земельных отношений) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу N А50-8039/2008 Арбитражного суда Пермского края.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Яковлева Юрия Федоровича - Яковлев М.Ю. (доверенность от 07.07.2008).
В судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 15.01.2009 на 14 час. 20 мин., объявлен перерыв до 15 час. 00 мин. 16.01.2009.
После перерыва в судебном заседании принял участие тот же представитель.
Предприниматель Яковлев Ю.Ф. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконными действий Департамента земельных отношений, выразившихся в отказе от заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 1212,64 кв. м с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113а, а также об обязании Департамента в течение двух недель заключить договор купли-продажи указанного земельного участка.
Определением суда от 14.07.2008 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент планирования и развития территории г. Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.08.2008 (судья Гуляева Е.И.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 (судьи Карпова Т.Е., Рубцова Л.В., Жукова Т.М.) решение суда отменено. Признаны незаконными действия Департамента земельных отношений, выразившиеся в отказе от заключения договора купли-продажи земельного участка площадью 1212,64 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113а, имеющего кадастровый номер 59:01:44 1 1075:0057. На Департамент земельных отношений возложена обязанность в двухнедельный срок со дня принятия постановления подготовить проект договора купли-продажи указанного земельного участка и направить его предпринимателю Яковлеву Ю.Ф. с предложением о заключении договора.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, Департамент земельных отношений просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неприменение судом апелляционной инстанции п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежащего применению, неправильное применение п. 4 ст. 28, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом заявитель кассационной жалобы указывает на то, что испрашиваемый земельный участок частично находится на землях общего пользовании, в связи с чем не может быть передан в собственность истца.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Яковлев М.Ю. считает изложенные в ней доводы необоснованными, просит постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждено материалами дела, предпринимателю Яковлеву Ю.Ф. принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества - 2-этажный административный корпус (литеры В, В1) общей площадью 240, 5 кв. м, 1-этажное здание административно-бытового корпуса (литеры Д, Д1, Д2) общей площадью 172, 9 кв. м, расположенные по адресу г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 113а, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 23.12.2004 серии 59 АК N 780715, 780716.
Под указанные здания сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок площадью 1212, 64 кв. м с кадастровым номером 59:01:44 1 1075:0057.
Предприниматель Яковлев Ю.Ф. 31.03.2008 обратился в Департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1212, 64 кв. м под объекты недвижимости, расположенные по ул. Куйбышева, д. 113 а и принадлежащие заявителю на праве собственности.
Письмом от 30.04.2008 N И-21-01-09-7848 Департамент земельных отношений сообщил заявителю об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что часть указанного земельного участка расположена на землях общего пользования.
Полагая, что действия Департамента земельных отношений, выразившиеся в отказе от заключения договора купли-продажи спорного земельного участка, являются незаконными, предприниматель Яковлев Ю.Ф. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с указанным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В силу п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Принимая во внимание, что факт расположения части земельного участка, используемого предпринимателем Яковлевым Ю.Ф., на землях общего пользования подтвержден актом установления красных линий от 06.06.2002 N 1303, утвержденным постановлением главы г. Перми от 27.01.2003 N 322, а также схемой градостроительного зонирования и застройки г. Перми, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки г. Перми решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 N 143, суд первой инстанции пришел к выводу о невозможности предоставления спорного земельного участка в собственность заявителя, в связи с чем признал действия Департамента земельных отношений правомерными.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования предпринимателя, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из отсутствия доказательств невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность заявителя.
В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены названным Кодексом, федеральными законами.
В силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Одним из указанных случаев является нахождение земельного участка на землях общего пользования (п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу ч. 4 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, действовавшего на момент принятия постановления главы г. Перми от 27.01.2003 N 322 об утверждении красных линий, к территориям общего пользования относятся территории, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами. Территории общего пользования в городских и сельских поселениях предназначены для удовлетворения общественных интересов населения.
Границами, отделяющими территории кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры от улиц, проездов и площадей в городских и сельских поселениях являются красные линии (ст. 1 названного Кодекса).
Согласно ч. 1 ст. 58 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ проекты планировки являются градостроительной документацией и состоят из следующих элементов планировочной структуры: красных линий и линий регулирования застройки; границ земельных участков; размещения объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения; плотности и параметров застройки; параметров улиц, проездов и пешеходных зон, а также сооружений и коммуникаций транспорта, связи, инженерного оборудования и благоустройства территории.
Проект планировки подлежит опубликованию, обсуждению с населением и утверждается органами местного самоуправления с учетом результатов такого обсуждения.
Аналогичные положения содержит также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ.
Таким образом, красные линии являются составной частью проекта планировки, подлежащего утверждению в установленном законом порядке, и должны быть отражены в генеральном плане города.
Между тем судом апелляционной инстанции установлено, что решением Ленинского районного суда г. Перми от 09.04.2007 признано незаконным решение Пермской городской Думы от 16.11.2004 N 151 "Об утверждении генерального плана г. Перми".
Как усматривается из материалов дела, Департамент земельных отношений в обоснование своих доводов ссылался также на акт установления красных линий от 06.06.2002 N 1303, утвержденный постановлением главы г. Перми от 27.01.2003 N 322.
Однако решением Арбитражного суда Пермского края от 18.09.2008 по делу N А50-11299/08, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2008, постановление главы г. Перми от 27.01.2003 N 322 "Об утверждении красных линий" признано недействующим.
При этом названными судебными актами установлено, что постановление главы г. Перми от 27.01.2003 N 322 является нормативным актом, который не был официально опубликован в установленном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Такие же нормы содержат ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия указанного постановления) и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Руководствуясь приведенной нормой права, принимая во внимание указанные выше обстоятельства и учитывая, что Департаментом земельных отношений не представлено доказательств того, что часть испрашиваемого предпринимателем Яковлевым Ю.Ф. земельного участка расположена на землях общего пользования, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказ Департамента земельных отношений в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, ул. Куйбышева, 113а, со ссылкой на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации является незаконным.
Обстоятельства дела исследованы судом полно и всесторонне, нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы Департамента земельных отношений, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств, исследованных судом апелляционной инстанции, что в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу N А50-8039/2008 Арбитражного суда Пермского края оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми - без удовлетворения.
Взыскать с Департамента земельных отношений администрации г. Перми в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины по кассационной жалобе.
Председательствующий |
Э.М. Маликова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как усматривается из материалов дела, Департамент земельных отношений в обоснование своих доводов ссылался также на акт установления красных линий от 06.06.2002 N 1303, утвержденный постановлением главы г. Перми от 27.01.2003 N 322.
Однако решением Арбитражного суда Пермского края от 18.09.2008 по делу N А50-11299/08, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24.11.2008, постановление главы г. Перми от 27.01.2003 N 322 "Об утверждении красных линий" признано недействующим.
При этом названными судебными актами установлено, что постановление главы г. Перми от 27.01.2003 N 322 является нормативным актом, который не был официально опубликован в установленном порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Такие же нормы содержат ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия указанного постановления) и ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования)."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 января 2009 г. N Ф09-10144/08 по делу N А50-8039/2008
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-10144/08