Екатеринбург |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А60-28151/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
Председательствующего Ященок Т.П.,
судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга (далее - учреждение; ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу N А60-28151/2013.
Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
В заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью "ГБ N 41 - Семейная медицина" (далее - общество, заявитель; ИНН 6674194106, ОГРН 1069674077835) - Камчатов Д.С. (доверенность от 03.06.2014 N 01-06/30).
Общество с ограниченной ответственностью обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании недействительным решения от 30.04.2013 N 103 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 25.11.2013 (судья Савина Л.Ф.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 (судьи Борзенкова И.В., Васева Е.Е., Полевщикова С.Н.) решение суда отменено. Заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе учреждение просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. По мнению учреждения, отказ территориального органа Фонда социального страхования в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения в спорной сумме изменяет социальную направленность непринятых расходов, социальная природа таких выплат не сохраняется и не относится к факту наступления страхового случая, поэтому такие суммы подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, названных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 этого Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в фонд социального страхования, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255- ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной плановой выездной проверки за период с 01.10.2010 по 31.12.2012 учреждением составлен акт выездной проверки от 29.03.2013 N 30 и принято решение от 30.04.2013 N 103 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить выявленную в ходе проверку недоимку, образовавшуюся в результате занижения базы для начисления страховых взносов: 53 711 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе 36 390 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 17 321 руб. на накопительную часть трудовой пенсии; 6224 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4018 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
На выявленную недоимку учреждением также начислены обществу пени в сумме 9060 руб. 26 коп., страхователь на основании ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ привлечен к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 12 790 руб. 60 коп.
Кроме того, по результатам проведенной проверки филиалом N 15 Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение от 17.04.2013 N 82, которым установлены факты занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму 288 620 руб. 11 коп. в виду неверного определения обществом размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ежемесячное пособие по уходу за вторым ребенком выплачивалось в размере 80% среднего заработка, тогда как следовало выплачивать в размере 40% среднего заработка). Названным решением данные расходы не приняты к зачету и страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 288 620 руб. 11 коп. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода учреждения о том, что суммы начисленных выплат в общей сумме 288 620 руб. 11 коп., не принятые к зачету, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что суммы, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд апелляционной инстанции посчитал, что основания для включения спорных выплат в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование отсутствуют, исходя из следующего.
Отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению. При этом в отсутствие опровержения фактов наступления страхового случая застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
При таких обстоятельствах обоснованным является вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для включения выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, исследованным согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и основаны на правильном применении норм права.
Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и обстоятельств по делу, и в связи с этим не принимаются судом кассационной инстанции в силу полномочий, установленных ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Иное толкование учреждением положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм материального права.
Кроме того, приведенные в кассационной жалобе доводы учреждения проверялись судом апелляционной инстанций и были отклонены с приведением в судебном акте мотивов их отклонения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2014 по делу N А60-28151/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.П.Ященок |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255- ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
...
На выявленную недоимку учреждением также начислены обществу пени в сумме 9060 руб. 26 коп., страхователь на основании ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ привлечен к ответственности в виде наложения штрафа в сумме 12 790 руб. 60 коп.
...
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что суммы, не принятые к зачету территориальным органом Фонда социального страхования, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ на общих основаниях."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2014 г. N Ф09-2873/14 по делу N А60-28151/2013