г. Пермь |
|
14 февраля 2014 г. |
Дело N А60-28151/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.,
судей Васевой Е.Е., Полевщиковой С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пьянковой Е.Л.,
при участии:
от заявителя ООО "ГБ N 41-Семейная медицина" (ИНН 6674194106, ОГРН 1069674077835) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ООО "ГБ N 41-Семейная медицина"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2013 года
по делу N А60-28151/2013,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению ООО "ГБ N 41-Семейная медицина"
к Управлению Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
ООО "ГБ N 41-Семейная медицина" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к УПФР в Чкаловском районе г. Екатеринбурга о признании недействительным решения о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.04.2013 N 103.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит оспариваемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указывает на отсутствие оснований для включения спорных сумм в базу по страховым взносам. Настаивает на том, что факт неправильного определения размера страхового обеспечения не изменяет правовую природу выплаченных сумм и не изменяет социальной направленности выплаты.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в заседание суда представителей не направили, что в порядке п. 3 ст. 156, п. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, УПФР в Чкаловском районе города Екатеринбурга Свердловской области на основании решения N 27 от 22.02.2013 проведена плановая выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования ООО "ГБ N 41-Семейная медицина" за период с 01.10.2010 по 31.12.2012.
По результатам проверки управлением составлен акт выездной проверки от 29.03.2013 N 30 и вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 30.04.2013 N 103, которым обществу предложено уплатить выявленную в ходе проверку недоимку, образовавшуюся в результате занижения базы для начисления страховых взносов: 53 711 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе 36 390 руб. на страховую часть трудовой пенсии и 17 321 руб. на накопительную часть трудовой пенсии; 6 224 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 4 018 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Кроме того, плательщику на выявленную недоимку начислены пени в общем размере 9 060,26 руб. и на основании ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) страхователь привлечен к ответственности в виде штрафа в общей сумме 12 790,60 руб.
Основаниями для начисления недоимки по страховым взносам послужили выводы проверяющих о занижении базы для начисления страховых взносов.
Так, в ходе проведения проверки Управлением установлено, что согласно справке Филиала N 15 Государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в ходе проверки, проведенной на основании решения N 52 от 22.02.2013, не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требования законодательных актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, либо не подтвержденные документами в установленном порядке, в сумме 288 620,11 руб., в том числе: за 2011 года в размере 200 876,31 руб., за 2012 год в размере 87 743,80 руб.
По результатам проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, проведенной в отношении заявителя, ГУ - СРОФСС РФ (филиал N 15) вынесено решение от 17.04.2013 N 82, которым зафиксированы факты занижение базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ на сумму 288 620,11 руб. в результате неверного определения обществом размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет (ежемесячное пособие за вторым ребенком выплачивалось в размере 80% среднего заработка, тогда как следовало выплачивать в размере 40% среднего заработка).
Названным решением филиала данные расходы не приняты к зачету и страхователю предложено произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию путем отражения сумы непринятых к зачету расходов в сумме 288 620,11 руб. в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.01.2010 по 31.12.2012.
Исходя из установленных в ходе проверки обстоятельств, Управлением сделан вывод о том, что суммы начисленных выплат в общем размере 288 620,11 руб., не принятые к зачету филиалом ГУ - СРОФСС РФ, подлежат обложению страховыми взносами на общих основаниях.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из правомерности оспариваемого решения в связи с доказанностью факта осуществления выплат с нарушением действующего законодательства.
Изучив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2010 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 названного Федерального закона.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 9 названного закона не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;
Согласно ч. 2 ст. 15 Закона N 212-ФЗ сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в фонд социального страхования, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму произведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", подп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Материалами дела установлено, что основанием для начисления недоимки по страховым взносам послужили выводы проверяющих о занижении базы для начисления страховых взносов на суммы не принятых ГУ - СРОФСС РФ (филиал N 15) расходов страхователя на обязательное социальное страхование в сумме 288 620,11 руб. в результате неверного определения обществом размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Принимая оспариваемое обществом решение, суд первой инстанции исходил из того, что суммы, не приняты к зачету территориальным органом ФСС, подлежат обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ на общих основаниях.
Между тем, суд апелляционной инстанции приходит к иным выводам.
По мнению суда апелляционной инстанции, отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения, заявленных страхователем к возмещению из средств Фонда социального страхования Российской Федерации, влечет за собой лишь обязанность страхователя перечислить в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации страховые взносы, начисленные в установленном порядке и не погашенные в компенсационном порядке исполнением встречной обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации по возмещению страхователю произведенных расходов по страховому обеспечению.
При этом в отсутствие опровержения фактов наступления страхового случая застрахованных лиц отказ территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации в принятии к зачету расходов по выплате страхового обеспечения не изменяет социальной направленности непринятых расходов, социальная природа указанных выплат сохраняется.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для включения выплат, не принятых к зачету территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании ч. 2 ст. 270 АПК РФ, апелляционная жалоба заявителя - удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе в силу положений ст. 110 АПК РФ относятся на заинтересованное лицо, излишне уплаченная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 25 ноября 2013 года по делу N А60-28151/2013 отменить.
Требования ООО "ГБ N 41-Семейная медицина" удовлетворить. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга от 30.04.2013 N 103 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Чкаловском районе города Екатеринбурга (ИНН 6661103045, ОГРН 1026605254510) в пользу ООО "ГБ N 41-Семейная медицина" (ИНН 6674194106, ОГРН 1069674077835) судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) руб.
Возвратить ООО "ГБ N 41-Семейная медицина" из федерального бюджета госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) руб., ошибочно уплаченную по платежному поручению от 17.12.2013 N 971.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Е. Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28151/2013
Истец: ООО "ГБ N41-Семейная медицина"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ в Чкаловском районе г. Екатеринбурга по Свердловской области