Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2011 г. N Ф09-2363/11 по делу N А71-13590/2010
16 сентября 2011 г. |
N Ф09-2363/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Дубровского В.И.,
судей Токмаковой А.Н., Первухина В.М.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат" (ИНН: 1834100692, ОГРН: 1031801650320); (далее - унитарное предприятие, ответчик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А71-13590/10 Арбитражного суда Удмуртской Республики.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного разбирательства на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
унитарного предприятия - Рубцова Т.А. (доверенность от 30.05.2011 N 224), Балтачев В.В. (доверенность от 30.05.2011 N 223);
Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (ИНН: 1831040300, ОГРН: 1021801170533); (далее - истец) - Балтачев В.В. (доверенность от 01.12.2010).
Министерство обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с унитарного предприятия задолженности по уплате части чистой прибыли за 2006-2009 гг. в сумме 2 239 300 руб. на основании ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г.", ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г.", ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г..", ст. 15 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 г.".
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле были привлечены третьи лица: Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики.
Решением суда от 08.02.2011 (резолютивная часть от 01.02.2011; судья Лиуконен М.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 (резолютивная часть от 31.05.2011; судьи Гулякова Г.Н., Савельева Н.М., Голубцов В.Г.) решение суда отменено в части. С унитарного предприятия в бюджет Удмуртской Республики взыскана задолженность по перечислению части прибыли в общей сумме 1 068 000 руб. и госпошлина в сумме 23 680 руб. в доход федерального бюджета. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе унитарное предприятие просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела. Выводы суда апелляционной инстанции о том, что расчет задолженности ответчика по отчислению части прибыли в бюджет за пользование государственным имуществом должен быть произведен на основании отчета о прибылях и убытках не соответствует сложившейся практике по аналогичным делам. Определение размера прибыли следует производить только на основании налоговой отчетности, согласно которой унитарное предприятие в спорный период прибыль не получило, следовательно оснований требовать перечисление ее части не имеется. Кроме того, размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, не был законодательно определен, поскольку решения Правительства Удмуртской Республики по указанному вопросу не принимались, следовательно, обязанность по перечислению части прибыли у унитарного предприятия отсутствовала.
В отзыве на кассационную жалобу, истец с доводами унитарного предприятия не согласен, считает, что им правомерно определен размер чистой прибыли на основании бухгалтерской отчетности, соответствующая обязанность унитарного предприятия по перечислению части чистой прибыли установлена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.06.2003 N 199 и ежегодными законами Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий финансовый год. Дополнительного распоряжения Правительства Удмуртской республики по вопросу определения конкретной суммы части чистой прибыли не требуется, поскольку законы о бюджетах определили минимальный размер взыскания. Факт получения ответчиком прибыли подтверждается отчетами о прибылях и убытках за 2007-2009 гг.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражений относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела, унитарное предприятие создано в соответствии с Приказом председателя Госкомитета УАССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли N 60 от 23.12.1991 и зарегистрировано Решением исполкома Устиновского районного совета народных депутатов г. Ижевска от 23.12.1991 N 265/57 и, в дальнейшем, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике 08.12.2003.
В соответствии с п. 1.4 Устава унитарного предприятия, в редакции изменений, согласованных распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики N 610-р от 16.07.2004 (л.д. 25-26), предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
Учредителем ответчика является Удмуртская Республика. Функции учредителя предприятия от имени Удмуртской Республики и по поручению Правительства Удмуртской Республики осуществляет Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 3.17 Устава Удмуртская Республика как собственник предприятия имеет право на получение части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты им налогов и иных обязательных платежей, от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Прибыль, полученная за счет самостоятельной хозяйственной деятельности предприятия является собственностью Удмуртской Республики. Размер подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики части прибыли предприятия, устанавливается ежегодно Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Порядок перечисления в бюджет Удмуртской Республики указанных средств определяется Правительством Удмуртской Республики.
В связи с тем, что указанная обязанность унитарным предприятием не исполнена, а в добровольном порядке задолженность ответчиком не погашена, истец обратился с соответствующим иском в арбитражный суд.
Истец, указывая, что в 2006 г. чистая прибыль ответчика, являвшегося государственным унитарным предприятием, после уплаты им налогов и иных обязательных платежей, составила 11 713 000 руб., в 2007 г. - 8 547 000 руб., в 2008 г.. - 812 000 руб., в 2009 г.. - 1 132 000 руб., на основании ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г.", ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г.", ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г..", ст. 15 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 г." просит взыскать 1 171 300 руб., 854 700 руб., 81 200 руб., 132 100 руб. - 10 % от размера чистой прибыли предприятия за 2006-2009 гг., соответственно.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что до принятия решения Правительства Удмуртской Республики по вопросу о размере подлежащей перечислению предприятием части чистой прибыли размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, считается не определенным, а обязанность предприятия по ее перечислению в сумме иска - не установленной. При этом судом первой инстанции исходил из отсутствия получения предприятием прибыли. Кроме того, пришел к выводу о том, что в отношении 2006 г. заявлены требования за пределами срока исковой давности.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований истца в отношении 2007-2009 гг., суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания спорной суммы.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
В силу ст. 294 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - Кодекс) государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (п. 1 ст. 295 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 Положения о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли (далее - Положение), остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, созданных Удмуртской Республикой, после уплаты ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.06.2003 N 199, размер (в процентов отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, устанавливается ежегодно законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Государственные унитарные предприятия ежегодно в 10-дневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за прошедший год, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики часть чистой прибыли (п. 11 Положения) (абз. 1 в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
Согласно п. 14 названного Положения контроль за поступлением в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли осуществляют органы исполнительной власти и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (в ред. постановлений Правительства Удмуртской Республики от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
В соответствии со ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г.", ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г.", ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г.", ст. 15 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 г." указано, что государственные унитарные предприятия, учредителем которых является Удмуртская республика, перечисляет в бюджет Удмуртской Республики в 10-тидневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций за налоговый период, не менее 10% прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
Таким образом, на основании изложенных норм суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу об установлении конкретного размера (в процентом отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики.
При этом, вывод суда первой инстанции об обязательном принятии распоряжения Правительства Удмуртской Республики, устанавливающего размер перечисляемой прибыли, верно признан судом апелляционной инстанции ошибочным, поскольку п. 11 Положения не содержит ссылку на принятое по итогам рассмотрения предложений распоряжение.
Поскольку иск заявлен о взыскании в доход бюджета части прибыли, определенной законами Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий год в минимальном размере, выводы суда апелляционной инстанции об обоснованности заявленных требований является правомерным.
В отношении определения размера чистой прибыли, суд апелляционной инстанции верно исходил из следующего.
Суд апелляционной инстанции установил, что указанными законами и Положением не определено на основании какой, бухгалтерской или налоговой, отчетности определяется чистая прибыль (прибыль, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей), в связи с чем верно, применив аналогию закона в соответствии со ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовался положениями гражданского законодательства, регулирующими данные отношения между учредителем и унитарным предприятием.
Более того, суд апелляционной инстанции также пришел к выводу, что в силу ст. 2, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что ряд доходов в виде денежных средств, получаемых унитарными предприятиями, не учитывается при определении налоговых обязательств, несмотря на фактическое получение их в собственность в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации, налоговое законодательство не может быть признано регулирующим сходные правоотношения.
В рассматриваемом случае суд апелляционной инстанции правомерно применил Правила разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
В соответствии с п. 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли. При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, устанавливается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
В силу абз. 3 п. 6 Правил чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности, представляемой предприятиями в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, показатели "чистая прибыль" и "нераспределенная прибыль" формируются на различных счетах бухгалтерского учета и имеют различное значение.
Показатель чистой прибыли формируется на балансовом счете 99 "Прибыли и убытки" только к концу текущего (отчетного) года и предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходов.
Чистая прибыль формируется на балансе организации только к концу текущего (отчетного) года, то есть речь идет об отражении операций организации на счетах бухгалтерского учета за текущий год.
Нераспределенная прибыль предприятия формируется на балансовом счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Нераспределенная прибыль прошлых лет представляет собой остаток чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84, то есть по строке 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса (форма N 1) учитывается чистая прибыль (чистый убыток) за прошедший год, а также прибыль предприятия, полученная за ряд лет, предшествующих отчетному году.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, в то время как отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Таким образом, чистая прибыль предприятия текущего года отражает результаты его деятельности за текущий год, а нераспределенная прибыль представляет собой остаток чистой прибыли по результатам работы за прошлые годы (с которой отчисления в бюджет уже производились), оставшейся в распоряжении предприятия и не использованной на отчетную дату.
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в федеральный бюджет в соответствии с Правилами, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках (форма N 2), представленном предприятиями в составе годовой бухгалтерской отчетности.
Более того, данный вывод также следует из сравнения указанных отношений между учредителем и унитарным предприятием с аналогичными отношениями между акционерами и акционерными обществами, в которых для определения размеров дивидендов, подлежащим выплате, используются также данные бухгалтерской отчетности.
Таким образом, истцом правомерно определен размер прибыли, полученной унитарным предприятием, на основании отчетов о прибылях и убытках за спорный период.
Согласно отчетам о прибылях и убытках за 2006 г. чистая прибыль предприятия составила 11 713 000 руб., за 2007 г. - 8 547 000 руб., за 2008 г. - 812 000 руб., за 2009 г. - 1 321 000 руб., соответственно, 10% чистой прибыли составили 1 171 300 руб. - 2006 г., 854 700 руб. - 2007 г., 81 200 руб. - 2008 г., 132 100 руб. - 2009 г. Спора по суммам между сторонами нет.
При этом судами верно указано о пропуске трехлетнего срока исковой давности (в соответствии со ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части взыскания чистой прибыли за 2006 г.
При таких обстоятельствах, судом апелляционной инстанции обоснованно удовлетворены заявленные истцом требования о взыскании с ответчика части чистой прибыли за 2007-2009 гг. в общей сумме 1 068 000 руб.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку доказательств и сделанных на их основании выводов суда, оснований для которой у суда кассационной инстанции не имеется в силу ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции по отношению к установленным обстоятельствам правильно, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А71-13590/10 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.И. Дубровский |
Судьи |
А.Н. Токмакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, в то время как отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Таким образом, чистая прибыль предприятия текущего года отражает результаты его деятельности за текущий год, а нераспределенная прибыль представляет собой остаток чистой прибыли по результатам работы за прошлые годы (с которой отчисления в бюджет уже производились), оставшейся в распоряжении предприятия и не использованной на отчетную дату.
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в федеральный бюджет в соответствии с Правилами, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках (форма N 2), представленном предприятиями в составе годовой бухгалтерской отчетности.
...
Согласно отчетам о прибылях и убытках за 2006 г. чистая прибыль предприятия составила 11 713 000 руб., за 2007 г. - 8 547 000 руб., за 2008 г. - 812 000 руб., за 2009 г. - 1 321 000 руб., соответственно, 10% чистой прибыли составили 1 171 300 руб. - 2006 г., 854 700 руб. - 2007 г., 81 200 руб. - 2008 г., 132 100 руб. - 2009 г. Спора по суммам между сторонами нет.
При этом судами верно указано о пропуске трехлетнего срока исковой давности (в соответствии со ст. 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации) в части взыскания чистой прибыли за 2006 г.
...
постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2011 по делу N А71-13590/10 Арбитражного суда Удмуртской Республики оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 сентября 2011 г. N Ф09-2363/11 по делу N А71-13590/2010
Хронология рассмотрения дела:
22.06.2012 Определение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13590/10
16.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2363/11
03.06.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-3993/11
08.02.2011 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-13590/10