г. Пермь
03 июня 2011 г. |
Дело N А71-13590/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Савельевой Н.М., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Новожиловой Е.Л.,
при участии:
от истца Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики (ИНН 1831040300, ОГРН 1021801170533) - не явился, извещен надлежащим образом;
от ответчика Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат" (ИНН 1834100692, ОГРН 1031801650320) - Рубцова Т.А., паспорт 9402 551647, доверенность от 30.05.2011 N 224, Балтачев В.В., паспорт 9403 010696, доверенность от 30.05.2011 N 223;
от третьих лиц 1) Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики (ИНН 1831136972, ОГРН 1091831005232) - не явился, извещен надлежащим образом;
2) Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики (ИНН 1831138000, ОГРН 1091831006728) - Балтачев В.В., паспорт 9403 010696, доверенность от 01.12.2010;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца
Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 08 февраля 2011 года
по делу N А71-13590/2010,
принятое судьей Лиуконен М.В.,
по иску Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики
к Государственному унитарному предприятию Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат"
третьи лица: Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики
о взыскании 2 228 500 руб. задолженности по уплате части чистой прибыли,
установил:
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском о взыскании с ГУП УР Ижевский полиграфический комбинат" 2 239 300 руб. задолженности по уплате части чистой прибыли за 2006-2009 г.г. на основании ст. 17 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г..", ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г..", ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г..", ст. 15 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 г."
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным решением в части, Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований о взыскании за 2007-2009гг., поскольку судом неправильно истолкован закон, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы полагает, что законодательством на ответчика возложена обязанность по перечислению в бюджет Удмуртской республики части чистой прибыли. Дополнительного распоряжения Правительства Удмуртской республики по вопросу определения конкретной суммы части чистой прибыли не требуется, поскольку законы о бюджетах определили минимальную величину. Факт получения ответчиком прибыли подтверждается отчетами о прибылях и убытках за 2007-2009гг.
ГУП УР "Ижевский полиграфический комбинат" представлен письменный отзыв на жалобу, согласно которому просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку правовые основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
Представители ответчика в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики письменный отзыв на жалобу не представило, представитель в судебном заседании просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения, поскольку решение суда является законным и обоснованным.
Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики и Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в соответствии п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, государственное унитарное предприятие Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат" создан в соответствии с Приказом председателя Госкомитета УАССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли N 60 от 23.12.1991 и зарегистрирован Решением исполкома Устиновского районного совета народных депутатов г. Ижевска N 265/57 от 23.12.1991 и, в дальнейшем, зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике 08.12.2003.
В соответствии с п. 1.4 Устава предприятия, в редакции изменений, согласованных распоряжением Министерства имущественных отношений Удмуртской Республики N 610-р от 16 июля 2004 г.. (л.д. 25-26), предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
Учредителем ответчика является Удмуртская Республика. Функции учредителя предприятия от имени Удмуртской Республики и по поручению Правительства Удмуртской Республики осуществляет Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики.
В соответствии с п. 3.17 Устава Удмуртская Республика как собственник предприятия имеет право на получение части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты им налогов и иных обязательных платежей, от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Прибыль, полученная за счет самостоятельной хозяйственной деятельности предприятия является собственностью Удмуртской Республики. Размер подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики части прибыли предприятия, устанавливается ежегодно Законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год. Порядок перечисления в бюджет Удмуртской Республики указанных средств определяется Правительством Удмуртской Республики.
Истец, указывая, что в 2006 году чистая прибыль ответчика, являвшегося государственным унитарным предприятием, после уплаты им налогов и иных обязательных платежей, составила 11 713 000 руб., в 2007 г.. - 8 547 000 руб., в 2008 г.. - 812 000 руб., в 2009 г.. - 1 132 000 руб., обратился в суд с настоящими исковыми требованиями на основании ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г..", ст. 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г..", ст. 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г..", ст. 15 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 г.." о взыскании 1 171 300 руб., 854 700 руб., 81 200 руб., 132 100 руб., что составляет 10 % от размера чистой прибыли предприятия за 2006-2009гг., соответственно.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции установил, что до принятия решения по вопросу о размере подлежащей перечислению предприятием части чистой прибыли размер прибыли, подлежащей перечислению в бюджет, считается не определенным, а обязанность предприятия по ее перечислению в сумме иска - не установленной. Судом первой инстанции из материалов дела не установлен факт получения предприятием прибыли.
Кроме того, в отношении 2006 г.. истец обратился в суд за пределами срока исковой давности и представителями ответчика заявлено об этом до вынесения судом решения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей ответчика и третьего лица, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ.
Пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона от 14 ноября 2002 г.. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 Положения о порядке перечисления в бюджет Удмуртской Республики части прибыли, остающейся в распоряжении государственных унитарных предприятий, созданных Удмуртской Республикой, после уплату ими налогов и иных обязательных платежей, утвержденного Постановления Правительства Удмуртской Республики N 199 от 30.06.2003, размер (в процентов отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики, устанавливается ежегодно законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на соответствующий год.
Государственные унитарные предприятия ежегодно в 10-дневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за прошедший год, перечисляют в бюджет Удмуртской Республики часть чистой прибыли (п. 11 Положения) (абзац 1 в ред. постановлений Правительства УР от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
Согласно п. 14 названного Положения контроль за поступлением в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли осуществляют органы исполнительной власти и Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики (в ред. постановлений Правительства УР от 21.02.2005 N 23; от 15.05.2006 N 51).
Статьей 14 Закона Удмуртской Республики от 26.12.2005 N 70-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2006 г..", статьей 13 Закона Удмуртской Республики от 27.12.2006 N 63-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2007 г..", статьей 6 Закона Удмуртской Республики от 18.09.2007 N 54-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2008 г..", статьей 15 Закона Удмуртской Республики от 23.12.2008 N 55-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2009 г.." указано, что государственные унитарные предприятия, учредителем которых является Удмуртская республика, перечисляет в бюджет Удмуртской Республики в 10-тидневный срок со дня, установленного для сдачи налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций за налоговый период, не менее 10% прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей.
На основании изложенных норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу об установлении конкретного размера (в процентом отношении) части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики.
При этом, вывод суда первой инстанции об обязательности принятия распоряжения Правительства Удмуртской Республики, устанавливающего размер перечисляемой прибыли, является ошибочным в силу следующего.
Действительно, пункт 7 указанного положения устанавливает рассмотрение предложений о конкретных суммах части чистой прибыли, подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики соответствующими государственными унитарными предприятиями, осуществляется Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики с привлечением Министерства экономики Удмуртской Республики, Министерства финансов Удмуртской Республики и соответствующего органа исполнительной власти.
При этом, размеры подлежащей перечислению в бюджет Удмуртской Республики части чистой прибыли государственных унитарных предприятий устанавливаются распоряжением Правительства Удмуртской Республики после принятия закона Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной год (абзац 2 введен постановлением Правительства УР от 15.05.2006 N 51).
Между тем, из анализа пунктов 5-8 положения усматривается, что спорный пункт 7 Положения устанавливает процедуру рассмотрения предложений о сумме части чистой прибыли, планируемую для поступлений в бюджет.
При этом, п.11 поименованного Положения не содержит ссылку на принятое по итогам рассмотрения предложений распоряжение.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает обоснованным довод истца о том, что распоряжением Правительства может быть установлен лишь повышенный, относительно установленного законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики, размер.
Поскольку настоящий иск заявлен о взыскании в доход бюджета части прибыли, определенной законами Удмуртской Республики о бюджете на соответствующий год в минимальном размере, выводы суда о необоснованности предъявленного иска по данному основанию являются ошибочными.
В рассматриваемом случае, представленный истцом расчет задолженности ответчика по отчислению части прибыли за пользование муниципальным имуществом за 2006-2009гг. был произведен на основании указанных актов, исходя из отчетов о прибылях и убытках за соответствующие периоды.
Судом апелляционной инстанции установлено, что указанными законами и положением не определено на основании какой: бухгалтерской или налоговой отчетности определяется чистая прибыль (прибыль, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей), следовательно, необходимо руководствоваться положениями ст. 13 АПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст. 13 АПК РФ в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениями, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Между тем, судом первой инстанции ошибочно применены положения НК РФ, поскольку отношения между учредителем и унитарным предприятием регулируются гражданским законодательством и в силу ст.ст. 2, 3 ГК РФ к данным отношениям не могут быть применены положения налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что в соответствии с положениями НК РФ ряд доходов в виде денежных средств, получаемых унитарными предприятиями, не учитывается при определении налоговых обязательств, несмотря на фактическое получение их в собственность, следовательно, налоговое законодательство не может быть признано регулирующим сходные правоотношения.
В данном случае в соответствии с аналогией закона суд апелляционной инстанции полагает необходимым применение Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий".
В соответствии с пунктом 6 Правил часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, рассчитывается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых за счет чистой прибыли. При отсутствии утвержденной программы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, устанавливается путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия, образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Абзацем 3 пункта 6 Правил предусмотрено, что чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности, представляемой предприятиями в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что отношения между учредителем и унитарным предприятием являются аналогичными при сравнении отношений между акционерами и акционерными обществами. При этом, для определения размеров дивидендов, подлежащим выплате, используются также данные бухгалтерской отчетности.
Согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, показатели "чистая прибыль" и "нераспределенная прибыль" формируются на различных счетах бухгалтерского учета и имеют различное значение.
Показатель чистой прибыли формируется на балансовом счете 99 "Прибыли и убытки" только к концу текущего (отчетного) года и предназначен для обобщения информации о формировании конечного финансового результата деятельности организации в отчетном году. Конечный финансовый результат (чистая прибыль или чистый убыток) слагается из финансового результата от обычных видов деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль формируется на балансе организации только к концу текущего (отчетного) года, то есть речь идет об отражении операций организации на счетах бухгалтерского учета за текущий год.
Нераспределенная прибыль предприятия формируется на балансовом счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка организации. Нераспределенная прибыль прошлых лет представляет собой остаток чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации по результатам работы за прошлый отчетный год и принятых решений по ее использованию.
По окончании отчетного года при составлении годовой бухгалтерской отчетности счет 99 закрывается. При этом заключительной записью декабря сумма чистой прибыли (убытка) отчетного года списывается со счета 99 в кредит (дебет) счета 84, то есть по строке 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" бухгалтерского баланса (форма N 1) учитывается чистая прибыль (чистый убыток) за прошедший год, а также прибыль предприятия, полученная за ряд лет, предшествующих отчетному году.
Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденному Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, в то время как отчет о прибылях и убытках - финансовые результаты деятельности организации за отчетный период.
Таким образом, чистая прибыль предприятия текущего года отражает результаты его деятельности за текущий год, а нераспределенная прибыль представляет собой остаток чистой прибыли по результатам работы за прошлые годы (с которой отчисления в бюджет уже производились), оставшейся в распоряжении предприятия и не использованной на отчетную дату.
В этой связи при определении размера чистой прибыли, с которого унитарное предприятие производит отчисления в федеральный бюджет в соответствии с Правилами, должен учитываться показатель чистой прибыли, отраженный в отчете о прибылях и убытках (форма N 2), представленном предприятиями в составе годовой бухгалтерской отчетности.
Таким образом, истцом правомерно определен размер прибыли, полученной унитарным предприятием, на основании отчетов о прибылях и убытках за 2006-2009гг.
Согласно отчетам о прибылях и убытках за 2006 г.. чистая прибыль предприятия составила 11 713 000 руб., за 2007 г.г. - 8 547 000 руб., за 2008 г.. - 812 000 руб., за 2009 г.. - 1 321 000 руб., соответственно, 10% чистой прибыли составили 1 171 300 руб. - 2006 г.., 854 700 руб. - 2007 г., 81 200 руб. - 2008 г.., 132 100 руб. - 2009 г.. Спора по суммам между сторонами нет.
При этом, судом первой инстанции верно указано о пропуске трехлетнего срока исковой давности (ст. 195, 196 ГК РФ) о взыскании чистой прибыли за 2006 г.., поскольку истец должен был узнать о нарушении ответчиком обязательства по уплате части чистой прибыли, начиная с 09 апреля 2007 г.. В данной части истец не приводит доводов в апелляционной жалобе и просит взыскать сумму причитающейся чистой прибыли только за 2007-2009гг.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности и правомерности заявленных истцом требований о взыскании с ответчика части чистой прибыли за 2007-2009 г.. в общей сумме 1 068 000 руб., в связи с чем решение суда в указанной части подлежит отмене, жалоба истца - удовлетворению.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика в сумме 23 680 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 176, 258, 268, 269, ч.1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 08.02.2011 по делу N А71-13590/2010 отменить в части.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Удмуртской Республики "Ижевский полиграфический комбинат" (ИНН 1834100692, ОГРН 1031801650320) в бюджет Удмуртской Республики задолженность в общей сумме 1 068 000 (один миллион шестьдесят восемь тысяч) рублей и в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 23 680 (двадцать три тысячи шестьсот восемьдесят) рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Г.Н. Гулякова |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-13590/2010
Истец: Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, Министерство имущественных отношений УР
Ответчик: ГУП "Ижевский полиграфический комбинат", ГУП Удмуртской республики "Ижевский полиграфический комбинат", г. Ижевск, ГУП УР "Ижевский полиграфический комбинат"
Третье лицо: Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, г. Ижевска, Министерство промышленности и энергетики УР