Екатеринбург |
|
20 февраля 2015 г. |
Дело N А76-17109/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Тороповой М.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Смирнова А.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 по делу N А76-17109/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Росреестра - Шулепова Е.Г. (доверенность от 30.01.2015);
открытого акционерного общества "Челябинский металлургический комбинат" (далее - общество "ЧМК") - Денега Н.В. (доверенность от 12.11.2012).
Общество "ЧМК" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - сооружение (телефонная канализация) протяженностью 84 м., кадастровый номер 74:36:0117002:485, шифр проекта 12076, расположенный по адресу: г. Челябинск, ул. 2-ая Павелецкая, 14, и обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности заявителя на указанный объект недвижимости.
Определением от 15.07.2014 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска (далее - Главное управление архитектуры)
Решением суда от 18.09.2014 (судья Костылев И.В.) заявленные требования общества "ЧМК" удовлетворены, отказ Управления Росреестра от 08.04.2014 N 01/135/2014-36 в государственной регистрации права собственности общества "ЧМК" на сооружение (телефонная канализация) протяженностью 84 м., кадастровый номер 74:36:0117002:485, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. 2-ая Павелецкая, 14, признан недействительным, на Управление Росреестра возложена обязанность зарегистрировать право собственности общества "ЧМК" на указанный объект недвижимости на основании заявления общества "ЧМК" от 26.02.2014 N 74-74-01/135/2014-36.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 (судьи Суспицина Л.А., Богдановская Г.Н., Соколова И.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение ст. 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Заявитель жалобы полагает необоснованным вывод судов о представлении заявителем на государственную регистрацию полного пакета документов для проведения государственной регистрации права собственности на телефонную канализацию. Ссылаясь на положения статей 130, 131, 133.1, 134 Гражданского кодекса Российской Федерации, Управление Росреестра считает, что спорный объект не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а является составной частью сложной вещи - установка ж/д весов, в отношении которой выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU74315000-166-2013 от 16.12.2013. Ввиду изложенного, по мнению регистрирующего органа, телефонная канализация не подлежит государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а только в составе сложной вещи. Также Управление Росреестра указало, что представленное на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 16.12.2013 N RU74315000-166-2013 не отвечает требованиям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не содержит сведений о вводе в эксплуатацию спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем, не может являться основанием для регистрации права собственности на объект. Заявитель жалобы полагает, что при вынесении решения судом не были учеты особенности государственной регистрации права собственности на линейно-кабельные сооружения связи, установленные в Положении об особенностях государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2005 N 68, согласно которому для регистрации телефонной канализации, являющейся линейно-кабельным сооружением, как самостоятельного объекта недвижимости, необходимо предоставление разрешения его ввода в эксплуатацию.
В отзыве на кассационную жалобу общество "ЧМК" просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов заявителя кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
При рассмотрении спора судами установлено, что 16.05.2012 Администрацией города Челябинска заявителю выдано разрешение N RU74315000-80-г-2012 на строительство объекта капитального строительства - ОАО "ЧМК". ЦПШ. Установка ж/д весов АВП-ВП-СД на пути N 22 станция "Прокат" 9-й маневровый район (шифр проекта 12076).
На основании представленных обществом "ЧМК" документов в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации 23.12.2013 Администрацией города Челябинска заявителю выдано разрешение N RU74315000-171-2013 на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - ОАО "ЧМК". ЦПШ. Установка ж/д весов АВП-ВП-СД на пути N 22 станция "Прокат" 9-й маневровый район (шифр проекта 12076), расположенного по адресу: по ул. Павелецкой 2-й в Металлургическом районе города Челябинска (строительный адрес).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт от 09.10.2013 N 7400/101/13-778605 сооружения - телефонная канализация протяженностью 84 м, назначение: сооружения связи, местоположение: г. Челябинск, ул. Павелецкая, 2-я, д. 14, промплощадка, кадастровый номер 74:36:0117002:485.
Общество "ЧМК" 26.02.2014 обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанное сооружение, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Павелецкая, 2-я, д. 14, с кадастровым номером 74:36:0117002:485.
На государственную регистрацию заявителем также представлены разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013; кадастровый паспорт от 09.10.2013.
Государственная регистрация права собственности на спорный объект Управлением Росреестра приостановлена 05.03.2014 в связи с необходимостью уточнения сведений об объекте, введенном в эксплуатацию разрешением на ввод от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013.
При этом Управлением Росреестра был направлен в Администрацию города Челябинска межведомственный запрос о предоставлении сведений о вводе в эксплуатацию сооружения, права на которое были заявлены на государственную регистрацию, разрешением на ввод от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013.
Письмом от 27.03.2014 N 40-3014/гасн Главное управление архитектуры сообщило, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013 выдано в отношении объекта капитального строительства - ОАО "ЧМК". ЦПШ. Установка ж/д весов АВП-ВП-СД на пути N 22 станция "Прокат" 9-й маневровый район (шифр проекта 12076) по ул. Павелецкой 2-й в Металлургическом районе, в состав которого входит телефонная канализация.
Управлением Росреестра 08.04.2014 принято решение об отказе в проведении государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости - сооружение (телефонная канализация), расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Павелецкая 2-я, д. 14, кадастровый номер 74:36:0117002:485, на основании абз. 8, 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации, поскольку представленный обществом "ЧМК" на государственную регистрацию документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим законом для государственной регистрации прав в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (сообщение об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.04.2014 N 01/135/2014-36). В отказе указано, что представленное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013 не может быть рассмотрено в качестве надлежащего правоустанавливающего документа, подтверждающего право собственности общества "ЧМК" на сооружение (телефонная канализация) по ул. Павелецкая 2-я, г. Челябинск, поскольку не содержит сведения о вводе в эксплуатацию спорного объекта.
Полагая, что отказ Управления Росреестра в государственной регистрации права собственности, выраженный в сообщении от 08.04.2014 N 01/135/2014-36, не соответствует требованиям закона, а также нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, общество "ЧМК" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходили из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу п. 1 ст. 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный ст. 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов.
Как следует из ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п. 1 ст. 25 Закона о регистрации право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона о регистрации, если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 17 Закона о регистрации).
Как указано в п. 1 ст. 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8), не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в качестве основания для отказа в государственной регистрации права Управление Росреестра указано на отсутствие сведений о вводе в эксплуатацию спорного объекта в представленном заявителем разрешении на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013.
Также судами установлено, что заявителем на государственную регистрацию представлены документы, в том числе: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013 с указанием общих показателей вводимого в эксплуатацию объекта и кадастровый паспорт от 09.10.2013 в отношении сооружения (телефонная канализация), расположенного по адресу: г. Челябинск, ул. Павелецкая 2-я, д. 14, кадастровый номер 74:36:0117002:485, соответствующий форме разрешения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2005 N 698 "О форме разрешения на строительство и форме разрешения на ввод объекта в эксплуатацию". Разрешение выдано уполномоченным органом власти в связи с тем, что вновь построенный объект недвижимого имущества соответствует требованиям технических регламентов, нормативных правовых актов и проектной документации (шифр проекта 12076).
Судами принято во внимание, что в ходе проведения правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию Управлением Росреестра документов в ответе на его межведомственный запрос от 14.03.2014 N 6986 Главное управление архитектуры в письме от 27.03.2014 N 40-3014/гасн сообщило, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 23.12.2013 N RU74315000-171-2013 выдано в отношении объекта капитального строительства - ОАО "ЧМК". ЦПШ. Установка ж/д весов АВП-ВП-СД на пути N 22 станция "Прокат" 9-й маневровый район (шифр проекта 12076) по ул. Павелецкой 2-й в Металлургическом районе, в состав которого входит телефонная канализация.
Проанализировав содержание ответа Главного управления архитектуры суды, пришли к обоснованному выводу, что на государственную регистрацию права собственности обществом "ЧМК" заявлена та же телефонная канализация, которая была введена в эксплуатацию названным разрешением на ввод объекта в эксплуатацию, в связи с чем, вывод регистрирующего органа о том, что названный документ не устранил возникшие сомнения в наличии оснований для государственной регистрации, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали надлежащими представленные заявителем на государственную регистрацию правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности общества "ЧМК" на спорный объект недвижимости, и пришли к выводу об отсутствии у Управления Росреестра предусмотренных законом оснований для отказа в государственной регистрации права на спорный объект, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные требования в полном объеме.
Доводы подателя жалобы о том, что спорный объект не имеет самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, а является составной частью сложной вещи, в связи с чем, не подлежит государственной регистрации в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а только в составе сложной вещи, обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции со ссылкой на положения ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", согласно которым к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства; сооружения связи, которые прочно связаны с землей и перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе линейно-кабельные сооружения связи, относятся к недвижимому имуществу, государственная регистрация права собственности и других вещных прав на которое осуществляется в соответствии с гражданским законодательством. Особенности государственной регистрации права собственности и других вещных прав на линейно-кабельные сооружения связи устанавливаются Правительством Российской Федерации; объекты недвижимости подлежат государственному кадастровому учету; государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно Порядку ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденному Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42, объектами кадастрового учета являются объекты недвижимости, в том числе здания, сооружения и помещения, при этом в отношении каждого объекта недвижимости в кадастр недвижимости вносятся сведения, перечисленные в пункте 8 указанного Порядка. В силу п. 3 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные названным Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Органы технической инвентаризации вправе составлять единый технический и кадастровый паспорт только в отношении тех объектов, которые связаны единой правовой судьбой.
Установив, что в отношении телефонной канализации, о государственной регистрации права на которую обратился заявитель, осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выдан отдельный кадастровый паспорт на этот объект, суд апелляционной инстанции, с учетом указанных норм, а также отсутствия доказательств иного, обоснованно признал указанное обстоятельство свидетельствующим о том, что спорный объект является самостоятельным объектом недвижимости, обладающим уникальными характеристиками.
Как правильно отмечено апелляционным судом, то обстоятельство, что телефонная канализация создана для обслуживания объекта капитального строительства (Установка ж/д весов АВП-ВП-СД на пути N 22 станция "Прокат" 9-й маневровый район), не свидетельствует о невозможности осуществления государственной регистрации на неё как на самостоятельный объект недвижимого имущества.
Доводы заявителя жалобы о том, что представленное на государственную регистрацию разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU74315000-166-2013 от 16.12.2013 не отвечает требованиям ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не содержит сведений о вводе в эксплуатацию именно спорного объекта недвижимого имущества, в связи с чем не может являться основанием для регистрации права собственности на него, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании закона.
Кроме того, указанные доводы Управления Росреестра по существу направлены на переоценку собранных по делу доказательств и сделанных на их основании судами выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судами при их рассмотрении, давать иную оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.09.2014 по делу N А76-17109/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.В. Торопова |
Судьи |
Т.В. Сулейменова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.