Екатеринбург |
|
03 марта 2015 г. |
Дело N А60-21559/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Вдовина Ю.В.,
судей Гавриленко О.Л., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санитарно-гигиеническая компания" (далее - заявитель, общество "Санитарно-гигиеническая компания") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу N А60-21559/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества "Санитарно-гигиеническая компания" - Малоземов М.В. (директор, решение от 19.01.2015 N 7), Астафьев В.В. (доверенность от 25.09.2014);
Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - управление) - Абсатарова Е.Р. (доверенность от 17.12.2014 N 01-01-05-28/253).
Общество "Санитарно-гигиеническая компания" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании незаконными действий, выразившихся в отказе принимать экспертное заключение общества "Санитарно-гигиеническая компания" в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.
Решением суда от 08.08.2014 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 (судьи Щеклеина Л.Ю., Осипова С.П., Муравьева Е.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, а также на неверное применение п. 1 ст. 42 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) и иные нормы действующего законодательства. Заявитель жалобы обращает внимание на то, что отказ управления в выдаче экспертного заключения является незаконным и противоречащим обстоятельствам дела, поскольку общество "Санитарно-гигиеническая компания" имеет свидетельство об аккредитации, в связи с чем имеет право в силу действующего законодательства проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы наряду с государственными и иными учреждениями и извлекать из данной деятельности прибыль.
Отзыв на кассационную жалобу управлением не представлен.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, обществом "Санитарно-гигиеническая компания" в соответствии с договором от 01.04.2014 N 122/14-П, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ" (далее - общество "ТЕХНОЛОГИЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОСТИ"), проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза проекта "Расчет СЗЗ и ЗОЗ базовой станции сети подвижной радиотелефонной связи стандарта DCS-1800 N 112КУ "Новый завод", разработанного данной организацией для общества с ограниченной ответственностью "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" (далее - общество "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000").
Указанное общество является владельцем базовой станции сотовой радиотелефонной связи - передающего радиотехнического объекта (далее - ПРТО) и обязано обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических требований в отношении своего ПРТО в соответствии с положениями Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов. СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 135.
По результатам проведенной экспертизы обществом "Санитарно-гигиеническая компания" было выдано экспертное заключение, с которым общество "ЕКАТЕРИНБУРГ-2000" обратилось в управление за получением санитарно-эпидемиологического заключения.
Отказывая в предоставлении данной государственной услуги, управление сослалось на то, что поскольку общество "Санитарно-гигиеническая компания" не указано в приложении N 2 к Административному регламенту Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по предоставлению государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Административный регламент), оно не может предоставлять данную государственную услугу, так как оказывать ее могут лишь организации, указанные в Административном регламенте. Кроме того, общество "Санитарно-гигиеническая компания" в соответствии с аккредитацией имеет право осуществлять деятельность исключительно в сфере государственного контроля (надзора) при проведении проверок и не может проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения.
Полагая такой отказ в выдаче экспертного заключения незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, сделав вывод о законности оспоренного отказа управления, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов являются правильными, соответствуют действующему законодательству и материалам дела.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив по правилам, определенным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные участниками процесса в обоснование своих требований и возражений доказательства, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для удовлетворения заявления общества.
В силу ст. 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ, действующей до 01.07.2014, санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений); установления соответствия (несоответствия) требованиям данного Федерального закона документов, зданий, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств и других объектов, используемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями для осуществления своей деятельности, и результатов указанной деятельности.
Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.07.2012 N 775 утвержден Административный регламент.
Согласно п. 1 ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг) перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
В силу п. 2 Перечня услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 352 "Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание", данные услуги являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, к которым относится, в частности, санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
Пунктом 25 Административного регламента санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок отнесены к услугам, необходимым и обязательным для предоставления государственной услуги.
Административным регламентом также установлено, что в предоставлении государственной услуги в качестве организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценки, участвуют организации Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (п. 13).
Приказом Роспотребнадзора от 01.08.2005 N 656 на Управление государственной регистрации и лицензирования в сфере обеспечения благополучия человека Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия возложена организация работ по аккредитации организаций, осуществляющих проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, проводимой Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. На Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возложено проведение экспертных работ по аккредитации организаций, осуществляющих проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.
Статьёй 42 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в редакции, действующей до 01.07.2014, установлено, что санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться также экспертами и экспертными организациями, аккредитованными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Судами отмечено, что поскольку порядок аккредитации экспертов и экспертных организаций в целях проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в рассматриваемый период установлен не был, оказание таких услуг до настоящего времени производится лишь организациями, входящими в систему Роспотребнадзора и аккредитованными последним.
Судами установлено и материалами дела подтверждено (свидетельство, выданное Федеральной службой по аккредитации от 25.09.2013 N РОСС RU.0001.410149), что общество "Санитарно-гигиеническая компания" имеет аккредитацию в сфере государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и при проверке определенных названным свидетельством видов деятельности может быть привлечено в качестве экспертной организации, в частности, в целях обеспечения защиты прав потребителей и потребительского рынка; рассмотрения документов юридического лица, индивидуального предпринимателя; обследования используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов; проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи между выявленными нарушениями обязательных требований и фактами причинения вреда.
Судами также отмечено, что из свидетельства об аккредитации общества "Санитарно-гигиеническая компания" следует, что она осуществлена в соответствии с положениями Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2009 N 689 (далее - Правила), согласно которым такая аккредитация осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, уполномоченными на проведение соответственно государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее - органы по аккредитации), с целью признания компетентности граждан и организаций в соответствующей сфере науки, техники и хозяйственной деятельности для участия в проведении мероприятий по контролю. Аккредитация осуществляется на заявленные виды деятельности (п. 2).
Названые Правила аккредитации утверждены в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ), в соответствии с которым органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля при организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля привлекают экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, и анализа соблюдения указанных требований, по проведению мониторинга эффективности государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, учета результатов проводимых проверок и необходимой отчетности о них.
В силу названного Закона экспертами и экспертными организациями признавались граждане, имеющие специальные знания, опыт в сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, и организации, аккредитованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке в соответствующей сфере науки, техники, хозяйственной деятельности, которые привлекаются органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.
С учетом изложенного судами отмечено, что ссылка общества "Санитарно-гигиеническая компания" на то, что данная аккредитация дает ему право в качестве экспертной организации проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в целях последующего предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений, основана на неверном толковании норм действующего законодательства.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды пришли к обоснованному выводу о том, что аккредитация общества не предусматривает осуществление деятельности в качестве экспертной организации по проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценки соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований в целях последующего предоставления государственной услуги по выдаче на основании результатов санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и иных видов оценок, оформленных в установленном порядке, санитарно-эпидемиологических заключений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон об аккредитации) аккредитация в национальной системе аккредитации - это подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации, которой, в свою очередь, признается сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена или сокращена в рамках соответствующих процедур (п. 9).
Таким образом, в настоящее время создается национальная система по аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия (за исключением работ, выполняемых органами государственной власти по оценке соответствия, работ, выполняемых органами по сертификации и испытательными лабораториями (центрами) по подтверждению соответствия морских судов и речных судов (за исключением маломерных судов), авиационной техники, объектов гражданской авиации), а также юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, привлекаемых органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля, к проведению мероприятий по контролю (ст. 1 Закона об аккредитации).
Кроме того, судами верно отмечено, что отсутствие установленного порядка аккредитации лиц для выполнения работ по оценке соответствия являлось объективным препятствием для осуществления такой деятельности, и, как следствие, привело к невозможности принятия результатов услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
Следовательно, правильным является вывод судов о законности оспариваемых действий управления.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали действия управления, выразившиеся в отказе принимать экспертное заключение общества "Санитарно-гигиеническая компания" в целях выдачи санитарно-эпидемиологического заключения, обоснованными и соответствующими требованиям законодательства.
В связи с изложенным приведенные в жалобе доводы общества "Санитарно-гигиеническая компания" судом кассационной инстанции не принимаются, поскольку основаны на неверном толковании законодательства.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Таким образом, обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 08.08.2014 по делу N А60-21559/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Санитарно-гигиеническая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Ю.В. Вдовин |
Судьи |
О.Л. Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.