Екатеринбург |
|
04 марта 2015 г. |
Дело N А60-24661/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Гавриленко О. Л., Сухановой Н. Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вторресурсы" (далее - ООО "Вторресурсы", общество) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2014 по делу N А60-24661/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) - Жабокрик И.Л. (доверенность от 01.09.2014).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к управлению о признании незаконным решения от 14.03.2014 N 3037 об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Муниципального казенного предприятия "Вторресурсы" Асбестовского городского округа (далее - МКП "Вторресурсы"), обязании возбудить дело по факту нарушения и провести расследование.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МКП "Вторресурсы".
Решением суда от 05.08.2014 (судья Воронин С.П.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 (судьи Щеклеина Л.Ю., Цодикович В.М., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на неприменение норм права, подлежащих применению, а именно ст. 209, 210, 213, 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы полагает, что он является потребителем услуги по размещению отходов и вправе требовать заключение публичного договора на размещение отходов на полигоне МКП "Вторресурсы".
По мнению общества, расторжение МКП "Вторресурсы" публичного договора с ООО "Вторресурсы" на прием и размещение отходов и отказ в заключении нового договора на очередной год является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), в связи с чем управление обязано было возбудить дело и провести расследование.
Как следует из материалов дела, в соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на МКП "Вторресурсы " возложена обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (абз. 3 ст. 2 Устава МКП "Вторресурсы", утвержденного распоряжением начальника отдела по управлению муниципальным имуществом Асбестовского городского округа от 09.01.2013 N 2).
В оперативном управлении МКП "Вторресурсы" находится единственный на территории Асбестовского городского округа лицензированный полигон, на котором размещаются отходы производства и потребления, образуемые на территории Асбестовского городского округа.
Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" МКП "Вторресурсы" выдана лицензия от 15.04.2013 года 066 N 00253 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности.
ООО "Вторресурсы" на территории Асбестовского городского округа осуществляет деятельность по сбору и вывозу отходов производства потребления, принятых от третьих лиц.
ООО "Вторресурсы" 15.11.2013 был заключен договор с МКП "Вторресурсы" об оказании услуг по приему и размещению отходов производства и потребления N 0230/13, срок действия договора 31.12.2013.
Письмами от 08.10.2013 N 282, от 02.12.2013 N 443, от 17.12.2013 N 452, от 26.12.2013 N 464 ООО "Вторресурсы" заявляло МКП "Вторресурсы" АГО" о намерении заключить публичный договор на оказание услуг по приему и размещению отходов производства и потребления.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Вторресурсы" в антимонопольный орган с заявлением об уклонении МКП "Вторресурсы" от заключения с обществом договора на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) отходов производства и потребления. В заявлении общество просило принять меры по прекращению нарушения МКП "Вторресурсы" антимонопольного законодательства в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке услуг и использования недобросовестной конкуренции, обязать МКП "Вторресурсы" заключить публичный договор с ООО "Вторресурсы" на оказание услуг по приему и размещению (захоронению) отходов производства и потребления.
По результатам проверки заявления ООО "Вторресурсы" управлением принято решение от 14.03.2014 N 3037 об отказе в возбуждении дела в связи с отсутствием в действиях МКП "Вторресурсы" признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды, отказывая инспекции в удовлетворении заявленных требований, руководствовались следующим.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Частью 3 ст. 4 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
На основании ст. 9 Закона об отходах производства и потребления лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании).
В соответствии с п. 30 ст. 12 Закона о лицензировании лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности.
Деятельность по сбору, использованию и транспортированию отходов не лицензируется.
Таким образом, предприятие, которое занимает сбором и транспортированием отходов производства и потребления I-IV класса опасности не вправе заключать договор с собственником отходов (индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате деятельности которых образуются отходы) на оказание услуг по размещению отходов производства и потребления не имея лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов производства и потребления.
Перевозчик может заключить прямой договор с собственником отходов на оказание услуг по сбору и транспортированию отходов производства и потребления, а собственник отходов обязан заключить прямой договор с предприятием, имеющим лицензию на размещение отходов производства и потребления, непосредственно эксплуатирующим объект размещения отходов (полигон). Также между обозначенными лицами может быть заключен трехсторонний договор, однозначно свидетельствующий о намерении собственника обеспечить доставку отходов I-IV класса опасности предприятию, имеющему лицензию на осуществление деятельности по размещению или обезвреживанию отходов I-IV класса опасности.
Судами установлено, что ООО "Вторресурсы" на территории Асбестовского городского округа осуществляет деятельность по сбору и вывозу отходов производства потребления, принятых от третьих лиц, при этом лицензии на размещение отходов производства и потребления, а также объекта размещения отходов, общество не имеет.
Как верно указано судами, деятельность заявителя, по сути, является деятельностью по транспортированию отходов, которая заключается в перемещении отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Оценив фактические обстоятельства дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что ООО "Вторресурсы" не вправе требовать заключения с МКП "Вторресурсы" договора на размещение отходов, принятых им у иных лиц с целью размещения отходов, а незаключение (отказ от заключения) такого договора нарушением Закона о размещении отходов производства и потребления не является.
Учитывая изложенное, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления общества, указав на законность оспариваемого решения антимонопольного органа.
Доводы общества, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются судом кассационной инстанции, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой и апелляционной инстанции норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного конкретного дела, судами обеих инстанций установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями гл. 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
Судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 05.08.2014 по делу N А60-24661/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Вторресурсы" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
О.Л.Гавриленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.