27 сентября 2011 г. |
N Ф09-5783/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Сухановой Н.Н., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2011 по делу N А07-18899/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
От инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, которое удовлетворено судом в силу ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество с ограниченной ответственностью "АгроХолдинг" (ИНН: 5614041640, ОГРН: 1075658030579); (далее - налогоплательщик, общество, ООО "АгроХолдинг") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, определенном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительными решения инспекции от 15.06.2010 N 6 об отказе в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и решения от 15.06.2010 N 1002 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и обязании налогового органа устранить нарушения прав и законных интересов общества путем вынесения решения о возмещении НДС, заявленного к возмещению, и направления его в территориальный орган Федерального казначейства.
Решением суда первой инстанции от 23.03.2011 (судья Сакаева Л.А.) заявленные требования налогоплательщика удовлетворены частично. Решение инспекции от 15.06.2010 N 1002 признано недействительным полностью, решение от 15.06.2010 N 6 признано недействительным в части отказа в возмещении НДС в сумме 10 976 861 руб. 05 коп. Суд также обязал налоговый орган устранить нарушения прав и законных интересов ООО "АгроХолдинг" путем вынесения решения о возмещении НДС в сумме 10 976 861 руб. 05 коп. и направления решения о возмещении указанной суммы НДС в территориальный орган Федерального казначейства для исполнения. В части признания недействительным решения от 15.06.2010 N 6 в части отказа в возмещении НДС в сумме 3 228 033 руб. 95 коп. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 (судьи Иванова Н.А., Дмитриева Н.Н., Кузнецов Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит данные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных им требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Как отмечает заявитель жалобы, совокупность представленных в материалы дела доказательств свидетельствует о недобросовестности налогоплательщика и злоупотреблении им правом на получение НДС из бюджета. В подтверждение изложенного инспекция ссылается на проведенные в отношении покупателей мероприятия налогового контроля, в ходе которых установлено, что контрагенты общества либо отсутствуют по месту регистрации, либо в их учредительных документах указан несуществующий адрес; налоговую отчетность контрагенты не представляют либо представляют отчетность с нулевыми показателями; организации имеют "массовых" руководителей и учредителей. Как отмечает инспекция, обществом не представлены доказательства, опровергающие выводы налогового органа относительно "порочности" покупателей, а также отсутствуют документы, обосновывающие применение цены реализации ввезенных товаров на внутреннем рынке, то есть позволяющие определить методику формирования цен реализации ввезенных товаров, систему скидок, сложившуюся маркетинговую политику и т.п. По мнению инспекции, указанные обстоятельства вызывают сомнения в реальности хозяйственных операций по реализации продукции на внутреннем рынке, а также реализации по ценам и в объемах, заявленных налогоплательщиком.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Как установлено судами, оспариваемые решения приняты инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС за I квартал 2009 г., в ходе которой установлены факты необоснованного применения налоговых вычетов по НДС в сумме, уплаченной налогоплательщиком при ввозе товаров (плодоовощной продукции) на таможенную территорию Российской Федерации, при последующей реализации товаров по цене, сформированной без учета таможенной и рыночной стоимости товаров. В ходе проверки налоговый орган выявил обстоятельства, вызвавшие сомнения в реальности реализации товаров на территории Российской Федерации указанным налогоплательщиком покупателям и сомнения в реализации товаров по обозначенным налогоплательщиком ценам и в обозначенных объемах, вследствие чего отказал в признании правомерными заявленных налоговых вычетов.
Налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган с апелляционной жалобой на вышеназванные решения инспекции от 15.06.2010.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан от 27.08.2010 N 499/16 оспариваемые решения инспекции оставлены без изменения, жалоба ООО "АгроХолдинг" - без удовлетворения.
Не согласившись с выводами налоговых органов, ООО "АгроХолдинг" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными вышеуказанных решений инспекции от 15.06.2010.
Рассматривая спор, суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления в части возмещения НДС в сумме 3 228 033 руб. 85 коп. по операциям с "несуществующими" покупателями - Стонером И.И., Ситниковым А.Н., Стоценко И.Н. В остальной части, сделав вывод об отсутствии у инспекции правовых оснований для отказа налогоплательщику в возмещении НДС, удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов соответствуют материалам дела и нормам действующего законодательства.
В силу п. 1 ст. 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
Пунктом 2 ст. 171 Кодекса предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении: товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно нормам ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 Кодекса. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 Кодекса, и при наличии соответствующих первичных документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.
При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: контракта от 28.06.2008 N 12/07-ЭХ/08, заключенного между Агрофирмой "Фруктовый рай Алтыарык" при Акционерной компании "Матлуботсавдо" Республики Узбекистан (продавец) и ООО "АгроХолдинг" (покупатель), контракта от 27.06.2008 N 7, заключенного между оптово-торговым предприятием по покупке и продаже сельскохозяйственной продукции при Акционерной компании "Матлуботсавдо" Республики Узбекистан и обществом, согласно которым продавец обязуется продать, а покупатель обязуется купить товар; грузовых таможенных деклараций, паспорта сделки, поручений на перевод, железнодорожных накладных, платежных поручений, ответов Челябинской и Оренбургской таможен, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности фактов исполнения внешнеэкономических контрактов и уплаты НДС при ввозе продукции на таможенную территорию Российской Федерации с учетом корректировки таможенной стоимости.
При этом судами принято во внимание, что инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, и правомерно отмечено, что обстоятельства недобросовестности покупателей - контрагентов налогоплательщика (за исключением несуществующих), изложенные в оспариваемых решениях налогового органа, не имеют правового значения при исследовании вопроса о правомерности возмещения из бюджета НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованным выводам о том, что все необходимые требования для применения налоговых вычетов, содержащиеся в ст. 171, 172 Кодекса, налогоплательщиком соблюдены, документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, не содержат противоречий, препятствующих возмещению налога из бюджета, содержат всю информацию, необходимую для применения налоговых вычетов и осуществления налогового контроля.
При таких обстоятельствах следует признать, что заявленные требования налогоплательщика в отношении НДС в сумме 10 976 861 руб. 05 коп. удовлетворены судами правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2011 по делу N А07-18899/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О. Черкезов |
Судьи |
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, а именно: контракта от 28.06.2008 N 12/07-ЭХ/08, заключенного между Агрофирмой "Фруктовый рай Алтыарык" при Акционерной компании "Матлуботсавдо" Республики Узбекистан (продавец) и ООО "АгроХолдинг" (покупатель), контракта от 27.06.2008 N 7, заключенного между оптово-торговым предприятием по покупке и продаже сельскохозяйственной продукции при Акционерной компании "Матлуботсавдо" Республики Узбекистан и обществом, согласно которым продавец обязуется продать, а покупатель обязуется купить товар; грузовых таможенных деклараций, паспорта сделки, поручений на перевод, железнодорожных накладных, платежных поручений, ответов Челябинской и Оренбургской таможен, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о доказанности фактов исполнения внешнеэкономических контрактов и уплаты НДС при ввозе продукции на таможенную территорию Российской Федерации с учетом корректировки таможенной стоимости.
При этом судами принято во внимание, что инспекцией не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды при отсутствии намерения осуществлять реальную экономическую деятельность, и правомерно отмечено, что обстоятельства недобросовестности покупателей - контрагентов налогоплательщика (за исключением несуществующих), изложенные в оспариваемых решениях налогового органа, не имеют правового значения при исследовании вопроса о правомерности возмещения из бюджета НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суды пришли к обоснованным выводам о том, что все необходимые требования для применения налоговых вычетов, содержащиеся в ст. 171, 172 Кодекса, налогоплательщиком соблюдены, документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение налоговых вычетов, не содержат противоречий, препятствующих возмещению налога из бюджета, содержат всю информацию, необходимую для применения налоговых вычетов и осуществления налогового контроля.
...
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.03.2011 по делу N А07-18899/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 сентября 2011 г. N Ф09-5783/11 по делу N А07-18899/2010