Екатеринбург |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А71-9433/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Абозновой О.В.,
судей Черемных Л.Н., Черкасской Г.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Военного комиссариата Удмуртской Республики на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2014 по делу N А71-9433/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны Российской Федерации) - Кожевникова Л.Д. (доверенность от 27.03.2014 N 3878А).
Общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - общество "Обелиск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании 49 430 руб. 00 коп. в возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников, а также 10 000 руб. 00 коп. в возмещение судебных издержек (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке, установленном нормами ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2014 (судья Бакулев С.Ю.) исковые требования удовлетворены: с Военного комиссариата Удмуртской Республики за счет средств федерального бюджета Российской Федерации в пользу общества "Обелиск" взысканы ущерб в размере 49 430 руб. 00 коп., судебные издержки в размере 10 000 руб. 00 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 (судьи Гладких Д.Ю., Виноградова Л.Ф., Суслова О.В.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Военный комиссариат Удмуртской Республики просит названные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение. Заявитель указывает, что судами первой и апелляционной инстанций нарушены нормы материального и процессуального права, не в полном объеме исследованы обстоятельства дела.
Кассатор отмечает, что в п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку для участников Великой Отечественной войны в действующей армии в размере до 26 761 руб. 00 коп. При этом, по мнению заявителя, гравировка в исчерпывающий перечень не входит, поэтому стоимость гравировочных работ из суммы, подлежащей к взысканию, должна быть исключена.
Общество "Обелиск" представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на необоснованность доводов ответчика и на законность принятых по делу судебных актов.
Министерство обороны Российской Федерации представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции на основании ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Титовой Любовью Григорьевной (заказчик) заключен договор подряда с физическим лицом от 25.09.2012 N 114-12, в соответствии с которым истец принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для умершего участника Великой Отечественной войны Степанова Григория Александровича, место захоронения: г. Ижевск, кладбище "Южное".
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 25 350 руб. 00 коп.
Согласно акту проверки надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Степанову Г.А. от 13.01.2014, составленному с участием представителей истца и ответчика, памятник из черного гранита с фотокерамикой 13х18 (см) установлен на кладбище "Южное", имеет параметры согласно акту проверки с расхождением в миллиметрах.
Степанов Г.А. являлся инвалидом Великой Отечественной войны, что подтверждается представленным в материалы дела удостоверением инвалида от 01.02.1993 Р N 355503, орденской книжкой о награждении орденом Отечественной войны II степени N 5642800, удостоверением от 06.04.1946 о награждении медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", справкой от 04.07.2013 N 2п/206.
Согласно справке о захоронении от 27.09.2012 N 36/7-12/08-14 Степанов Г.А., умерший 27.06.1995, захоронен 30.06.1995 на кладбище "Южное" г. Ижевска, что подтверждается записью N 899 в журнале регистрации умерших за 1995 год.
Памятник участнику Великой Отечественной войны Степанову Г.А. установлен 08.10.2012 на кладбище "Южное" г. Ижевска, что подтверждается актом приемки выполненных работ к договору от 25.09.2012 N 114-12.
Между Титовой Л.Г. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключен договор цессии от 20.05.2013 N 3, в соответствии с которым Титова Л.Г. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Степанову Г.А.
Кроме того, между обществом "Обелиск" (подрядчик) и Ипполитовой Ольгой Васильевной (заказчик) заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника от 12.10.2012 N 125, в соответствии с которым подрядчик принял обязательство по изготовлению и установке надгробного памятника для умершего участника Великой Отечественной войны Чиганова Василия Афанасьевича.
Стоимость изготовления и установки памятника по названному договору составляет 24 130 руб. 00 коп.
Согласно акту комиссии по проверке установки надгробных памятников на месте погребения ветеранов войны, ветеранов боевых действий и других льготных категорий от 11.01.2014, составленному с участием представителей истца и ответчика, надгробный памятник Чиганову В.А. установлен на кладбище "Александровское", имеет параметры согласно акту проверки с расхождением в миллиметрах.
Чиганов В.А. являлся участником Великой Отечественной войны, что подтверждается удостоверением от 09.12.1980 серии Б N 993874, справкой от 02.07.2013 N 2п/192.
Согласно справке о захоронении от 21.09.2012 N 34/13-12/08-14 Чиганов В.А. захоронен на кладбище "Александровское".
Истцом обязательства по договору от 12.10.2012 N 125 выполнены надлежащим образом, что подтверждается актом приемки выполненных работ к указанному договору, согласно которому памятник установлен 21.10.2012 на кладбище "Александровское" г. Ижевска.
Между Ипполитовой О.В. (цедент) и обществом "Обелиск" (цессионарий) заключен договор цессии от 12.10.2012 N 70, в соответствии с которым Ипполитова О.В. уступила истцу право требования к Военному комиссариату Удмуртской Республики о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Чиганову В.А.
Неисполнение Военным комиссариатом Удмурсткой Республики обязательств по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения общества "Обелиск" в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из требований ст. 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также из того обстоятельства, что расходы истца по изготовлению и установке памятников подтверждаются представленными в дело доказательствами, ответчиком не оспариваются и не превышают норм расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, а также на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460.
Оставляя решение без изменения, суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, указав, что согласно п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В силу норм ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для возмещения вреда, причиненного имуществу, потерпевший в соответствии с требованиями ст. 15, 1064 названного Кодекса должен доказать факт неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда, причинную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, вину причинившего вред, наличие и размер ущерба.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Закона погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 35 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в п. 2 названного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п. 2 данного Порядка порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших па себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в п. 38 вышеназванного Порядка.
По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
Оценив по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела договоры от 25.09.2012 N 114-12, от 12.10.2012 N 125, акты приемки выполненных работ от 25.09.2012 N 114-12, от 12.10.2012 N 125, договоры цессии от 12.10.2012 N 70, от 20.05.2013 N 3, квитанции N 001936, 002470 с описанием размеров и материалов памятника и прейскурантом цен на оказанные услуги, фотографии установленных памятников, справки о захоронении от 21.09.2012 N 34/13-12/08-14, от 27.09.2012 N 36/7-12/08-14, свидетельства о смерти, письма Военного комиссариата Удмуртской республики от 06.08.2013 N п/4654, п/4655, акты проверки установки надгробных памятников на месте погребения ветеранов войны, ветеранов боевых действий и других льготных категорий от 26.06.2013, 18.11.2013, 11.01.2014, акт проверки установки надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Степанову Г.А. от 13.01.2014, учитывая, что расходы на изготовление и установку надгробных памятников умершим участникам Великой Отечественной войны Степанову Г.А. и Чиганову В.А. ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам об исполнении обществом "Обелиск" обязательств по всем договорам в полном объеме и, следовательно, о наличии оснований для возмещения истцу понесенных им затрат.
Довод Военного комиссариата Удмуртской Республики о том, что стоимость гравировочных работ из суммы, подлежащей к взысканию, должна быть исключена, судом кассационной инстанции отклоняется. При этом принимаются во внимание доводы общества "Обелиск" в силу следующего.
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 содержит нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку. При этом указанное постановление не раскрывает, что должно содержаться на элементах надгробного памятника.
Исходя из смысла п. 35, 38 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" целью изготовления и установления надгробного памятника является увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны, то есть указание на надгробном памятнике информации о лицах, в честь которых они установлены, размещение фотографий, военных наград, благодарственных слов.
Таким образом, гравировочные работы входят в изготовление и установку надгробных памятников и стоимость таких работ не должна быть исключена из стоимости по изготовлению и установке памятников.
Доводы Военного комиссариата Удмуртской Республики, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов. Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм действующего процессуального законодательства (ст. 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22.01.2014 по делу N А71-9433/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Удмуртской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.В. Абознова |
Судьи |
Г.Н. Черкасская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По смыслу положений ст. 5, 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
...
Пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460 содержит нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку. При этом указанное постановление не раскрывает, что должно содержаться на элементах надгробного памятника.
Исходя из смысла п. 35, 38 приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" целью изготовления и установления надгробного памятника является увековечивание памяти участников Великой Отечественной войны, то есть указание на надгробном памятнике информации о лицах, в честь которых они установлены, размещение фотографий, военных наград, благодарственных слов."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2014 г. N Ф09-3176/14 по делу N А71-9433/2013