г. Пермь |
|
04 апреля 2014 г. |
Дело N А71-9433/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гладких Д.Ю.,
судей Виноградовой Л.Ф., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициным П.Н.,
при участии:
лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда, не явились,
рассмотрев в заседании суда апелляционную жалобу ответчика,
Военного комиссариата Удмуртской Республики,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 22 января 2014 года
по делу N А71-9433/2013,
принятое судьей Бакулевой С.Ю.
по иску ООО "Обелиск" (ОГРН 1091831002988, ИНН 1831135672)
к Военному комиссариату Удмуртской Республики
(ОГРН 1021801511720, ИНН 1833004594)
третьи лица: Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, Министерство финансов Удмуртской Республики, г. Ижевск, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, г.Москва
о взыскании ущерба, в возмещение судебных издержек,
установил:
Истец, общество с ограниченной ответственностью "Обелиск" (далее - ООО "Обелиск") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Военному комиссариату Удмуртской Республики о взыскании 49 480 руб. в возмещение расходов на изготовление и установку надгробных памятников, а также 10 000 руб. в возмещение судебных издержек.
На основании ст. 49 АПК РФ истец уменьшил размер исковых требований до 49 430 руб.
Решением суда от 22.01.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Ответчик, Военный комиссариат Удмуртской Республики с решением суда не согласился, обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Обжалуя судебный акт, заявитель жалобы ссылается на п. 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно -исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу) в зависимости от последнего места ее прохождения.
Заявитель жалобы указывает на то, что законодатель требует подтверждения - проходил ли участник Великой Отечественной Войны службу в действующей армии в качестве военнослужащего и его последнее место службы.
Заявитель жалобы ссылается на то, что документы ООО "Обелиск" для оплаты расходов на изготовление и установку памятников Степанову Г.А. и Чиганову В.А. в военный комиссариат Удмуртской Республики не направлялись в связи с отсутствием полного пакета документов, поскольку истцом не было представлено сведений о последнем месте службы умерших участников ВОВ.
По мнению заявителя жалобы, отсутствие сведений о последнем месте службы может повлечь незаконное расходование федеральных денежных средств, предусмотренных на эти цели Минобороны России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 и как следствие злоупотребление правом и незаконное обогащение родственниками, взявшими на себя обязанность по увековечиванию памяти участников ВОВ.
Считает, что без выяснения данного обстоятельства, суд первой инстанции преждевременно вынес решение об удовлетворении требований истца.
ООО "Обелиск" в отзыве на апелляционную жалобу выразило возражения против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов: письма Министерства обороны Российской Федерации от 31.12.2013 N П/8843, ответа ФСБ России от 23.01.2014 N 12/272, ответа Министерства внутренних дел по Удмуртской Республике от 30.01.2014 N 25/275.
Судом ходатайство рассмотрено в порядке ст. 159 АПК РФ и удовлетворено на основании ч. 1 ст. 262 АПК РФ.
Министерство обороны Российской Федерации доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал, просит апелляционную жалобу удовлетворить.
Третьи лица, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, 25.09.2012 между ООО "Обелиск" (подрядчик) и Титовой Любовью Григорьевной (заказчик) был заключен договор подряда с физическим лицом N 114-12, в соответствии с которым истец принял обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника Великой Отечественной Войны - Степанова Григория Александровича, место захоронения: г. Ижевск, кладбище "Южное".
Стоимость изготовления и установки памятника по договору составляет 25 350 руб.
Согласно акту проверки надгробного памятника участнику Великой Отечественной войны Степанову Григорию Александровичу от 13.01.2014, составленному с участием представителей истца и ответчика, следует, что памятник из черного гранита с фотокерамикой 13х18 (см) установлен на "Южном" кладбище, имеет параметры согласно акту проверки с расхождением в миллиметрах.
Из материалов дела следует, что Степанов Григорий Александрович являлся инвалидом Отечественной Войны, что подтверждается представленным в материалы дела удостоверением инвалида Отечественной войны Р N 355503 от 01.02.1993, орденской книжкой о награждении орденом Отечественной войны II степени номер ордена 5642800, удостоверением от 06.04.1946 о награждении медалью "За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.", справкой N 2п/206 от 04.07.2013.
Согласно справке о захоронении 36/7-12/08-14 от 27.09.2012 Степанов Г.А. умерший 27.06.1995, захоронен 30.06.1995 на кладбище "Южное" города Ижевска. Запись N 899 в журнале регистрации умерших за 1995 год.
Памятник участнику Великой Отечественной Войны Степанову Григорию Александровичу установлен 08.10.2012 на кладбище "Южное" города Ижевска, что подтверждается актом приемки выполненных работ к договору N 114-12 от 25.09.2012.
20.05.2013 между Титовой Л.Г. (цедент) и истцом (цессионарий) был заключен договор цессии (уступки прав требования) N 3, в соответствии с которым Титова Л.Г. уступила истцу право требования к ответчику о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Степанову Г.А.
12.10.2012 между истцом (подрядчиком) и Ипполитовой Ольгой Васильевной (заказчиком) был заключен договор подряда на выполнение работ по изготовлению и установке памятника N 125, в соответствии с которым истец принял обязательство изготовить и произвести установку надгробного памятника для умершего участника Великой Отечественной Войны - Чиганова Василия Афанасьевича.
Стоимость изготовления и установки памятника по договору составляет 24 130 руб.
Согласно акту комиссии по проверке установки надгробных памятников на месте погребения ветеранов войны, ветеранов боевых действий и других льготных категорий от 11.01.2014, составленного с участием представителей истца и ответчика надгробный памятник Чиганову В.А. действительно установлен на Александровском кладбище имеет параметры согласно акту проверки с расхождением в миллиметрах.
Чиганов Василий Афанасьевич являлся участником Великой Отечественной Войны, что подтверждается удостоверением Серия Б N 993874 от 9 декабря 1980, справкой N 2п/192 от 02.07.2013.
Согласно справке о захоронении N 34/13-12/08-14 от 21.09.2012 Чиганов В.А. захоронен на кладбище "Александровское".
Истцом обязательства по договору выполнены надлежащим образом, что подтверждается актом приемки выполненных работ к договору, согласно которому памятник установлен 21.10.2012 на кладбище "Александровское" города Ижевска.
12.10.2012 между Ипполитовой О.В. (цедент) и истцом (цессионарий) был заключен договор цессии (уступки прав требований) N 70, в соответствии с которым Ипполитова О.В. уступила истцу право требования к ответчику о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой памятника умершему участнику войны Чиганову В.А.
Отказ ответчика в возмещении расходов, послужил основанием для обращения в суд с настоящим иском о взыскании 49 430 руб. ущерба.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что в силу закона вытекает прямая обязанность соответствующих государственных органов оплатить этим лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим) военнослужащим, ветеранам Великой Отечественной Войны и другим перечисленным категориям лиц.
Выводы суда первой инстанции являются обоснованными.
В силу статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Пунктом 1 статьи 11 Закона о погребении и похоронном деле предусмотрено, что погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 35 Приказа Минобороны РФ от 13 января 2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета. В соответствии с п.2 порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с п. 36 Приказа Минобороны РФ от 13 января 2008 г. N 5 родственники, законные представители или иные липа, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших па себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка. В соответствии с п. 38 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
Таким образом, в силу вышеуказанного истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов, что соответствует правовой позиции Высшего арбитражного суда Российской Федерации, сформированной в Постановлении Президиума N 5622/09 от 28.07.2009.
Учитывая, что обязательство по возмещению расходов, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробия умершему предусмотрено нормами Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и Порядком погребения погибших (умерших), соответственно лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона может требовать возмещения понесенных им расходов.
Из материалов дела следует, что ответчику были представлены все документы, предусмотренные п. 38 Приказа Минобороны РФ от 13.01.2008 N 5.
Доводы заявителя жалобы о том, что пакет документов на возмещение расходов был представлен истцом не в полном объеме, так как не представлена информация о последнем месте службы участников ВОВ Степанова Г.А. и Чиганова В.А., несостоятельны.
Перечень документов для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных, памятников, изложенных в п. 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (утв. Приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008 N 5), является единым, исчерпывающим и расширенному толкованию либо дополнению не подлежит.
Таким образом, истец не обязан предоставлять ответчику документы, подтверждающие, что участники Великой Отечественной Войны после службы в составе действующей армии не проходили службу в государственных органах. Данный вывод согласуется с положениями ст. 65 АПК РФ, учитывая, что сомнения ответчика, высказанные в качестве возражений на иск, подлежат доказыванию самим ответчиком.
Кроме того, из приложенных к отзыву на апелляционную жалобу ответов ФСБ от 23.01.2014 N 12/272, МВД по Удмуртской Республике от 30.01.2014 N 25/275 информации о возмещении расходов на изготовление и установку надгробных памятников умершим участникам ВОВ Степанову Г.А. и Чиганову В.А. не производились.
Поскольку расходы на оплату услуг представителя подтверждены договором об оказании юридических услуг от 26.08.2013, платежным поручением N 69 от 27.08.2013, то судом первой инстанции обоснованно с учетом сложности спора, обстоятельства дела, цены иска удовлетворено заявление истца о возмещении судебных издержек на оплату услуг представителя на основании ст.ст. 106, ч. 2 ст. 110 АПК РФ, в размере 10 000 руб.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы относится на заявителя, который в силу ст. 333. 37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь ст. 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Удмуртской Республики от 22 января 2014 года по делу N А71-9433/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д.Ю. Гладких |
Судьи |
Л.Ф. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9433/2013
Истец: ООО "Обелиск"
Ответчик: Военный комиссариат Удмуртской Республики, Военный комиссариат УР
Третье лицо: Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство финансов УР, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства обороны РФ, Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по УР)
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2363/14
20.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-3176/14
04.04.2014 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2363/14
22.01.2014 Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики N А71-9433/13