30 сентября 2011 г. |
N Ф09-5825/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Маликовой Э.М., Сулейменовой Т.В.
при ведении протокола помощником судьи Кузнецовым С.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области (далее - территориальное управление) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2011 по делу N А47-9622/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи приняли участие представители:
территориального управления - Быстрова А.С. (по доверенности от 05.05.2011 N ЮП-56/17-3221);
закрытого акционерного общества "Оренбургская эксплуатационная компания" (далее - общество "Оренбургская эксплуатационная компания") - Епанешников А.С. (по доверенности от 10.12.2010).
Общество "Оренбургская эксплуатационная компания" обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области к территориальному управлению, Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - агентство) о признании незаконным бездействия по принятию решения о предоставлении земельного участка площадью 3,89 га (38 918 кв.м), расположенного в г. Бузулуке по ул. Фрунзе, д. 8, с кадастровым номером 56:38:0112005:29; по направлению заявителю проекта договора купли-продажи с предложением о его заключении и обязании устранить допущенные нарушения путем принятия решения о предоставлении названного земельного участка; направления заявителю проекта договора-купли-продажи с предложением о его заключении (с учетом уточнений заявленных требований, принятых судом в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 25.04.2011 (судья Малышева И.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 (судьи Соколова И.Ю., Карпачева М.И., Богдановская Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе территориальное управление просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на нарушение судом п. 3. ст. 33, ст. 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, а также несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя кассационной жалобы, материалами дела не подтверждается бездействие заинтересованных лиц, поскольку территориальным управлением выявлена противоречивость сведений в представленных обществом "Оренбургская эксплуатационная компания" документах на приватизацию земельного участка. Податель жалобы полагает, что выявленные территориальным управлением недостатки были также выявлены и судом первой инстанции, в связи с чем им были запрошены дополнительные доказательства, подтверждающие исключительное право общества на приватизацию спорного земельного участка с испрашиваемой площадью. Территориальное управление считает, что доказательства соответствия размера площади спорного земельного участка, необходимого для использования расположенного на нем объекта недвижимого имущества, а также отсутствие на земельном участке объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности третьих лиц были представлены только при рассмотрении дела в суде первой инстанции и при обращении в уполномоченный орган не представлялись. Заявитель также указал, что обязанность по сбору необходимых документов и дополнительной информации в отношении земельного участка, в отношении которого поступила заявка на приватизацию возложена на лицо обращающееся с заявлением и не может быть возложена на территориальное управление. Кроме того, податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в момент приобретения права собственности на объекты недвижимого имущества к заявителю автоматически перешло право (постоянного) бессрочного пользования земельным участком площадью 3,89 га, поскольку такого земельного участка, как объекта гражданских прав, на период заключения сделки не существовало.
Как установлено судами, общество "Оренбургская эксплуатационная компания" является собственником объектов производственного комплекса, расположенного в г. Бузулуке Оренбургской области по адресу: ул. Фрунзе, д. 8, и состоящего из одноэтажного лесопильного цеха общей площадью 130 кв. м, литера В34В35; одноэтажной деревообрабатывающей мастерской общей площадью 331,3 кв. м, литера В38В39; одноэтажной лесосушилки общей площадью 25,8 кв. м, литера В36В37; одноэтажной теплицы общей площадью 31,5 кв. м, литера В43; одноэтажного склада инертных общей площадью 431 кв. м, литера В33; двухэтажной котельной общей площадью 442,8 кв. м, литера В22; одноэтажного материального склада общей площадью 399,6 кв. м, литера В40В41; одно-двухэтажного цеха ЖБИ, арматурной мастерской общей площадью 1 139,1 кв.м, литера В26В27В29В45В30В31В28; одноэтажного склада цемента общей площадью 364,1 кв. м, литера В32; одноэтажной бытовки промзоны общей площадью 33,3 кв. м, литера В42, которые были приобретены обществом по договору купли-продажи от 02.05.2007 у закрытого акционерного общества "Оренбургская Техинформ-Компания" (далее - общество "Оренбургская Техинформ-Компания").
Право собственности общества на перечисленные выше объекты недвижимого имущества зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 14.07.2007.
Обществом "Оренбургская Техинформ-Компания" указанные объекты, в свою очередь, были приобретены по договору купли-продажи от 20.03.2007 N 1 у открытого акционерного общества "Оренбургводмелиорация", приватизировавшего их в составе прочего имущества производственного комплекса, в связи с преобразованием одноименного государственного предприятия на основании плана приватизации, утвержденного решением Комитета по управлению государственным имуществом Оренбургской области от 31.05.1993 N 1367-р.
Производственный комплекс расположен на земельном участке площадью 3,89 га (38 918 кв.м) с кадастровым номером 56:38:0112005:29, образованным на основании распоряжения территориального управления от 15.06.2009 N 533-р "Об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 56:38:0112005:29, 56:38:0112005:30 при разделе земельного участка с кадастровым номером 56:38:0112005:6" (далее - распоряжение N 533-р), путем межевания земельного участка с кадастровым номером 56:38:0112005:6.
На земельный участок с кадастровым номером 56:38:0112005:6 общей площадью 66 200 кв.м, из которого в результате проведенного межевания был выделен спорный земельный участок, как и на вновь образованный земельный участок с кадастровым номером 56:38:0112005:29, площадью 38 918 кв.м в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.06.2005 N 794-р.
Прежнему собственнику объектов недвижимости земельный участок, сформированный до межевания, площадью 66 200 кв.м с кадастровым номером 56:38:0112005:6, принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования, согласно свидетельству на право постоянного (бессрочного) пользования землей от 24.03.1999 N 7981, выданному Бузулукскому ПМК филиала открытого акционерного общества "Оренбургводмелиорация".
В целях реализации установленного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приватизацию земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу производственного комплекса, состоящего из перечисленных выше объектов недвижимости, общество "Оренбургская эксплуатационная компания" неоднократно обращалось в агентство и территориальное управление с заявлениями о реализации принадлежащего ему права выкупа земельного участка (заявления от 21.07.2009; от 16.12.2009 исх. N 91; заявление от 12.08.2010 N 27), содержащие требования общества о выкупе земельного участка с кадастровым номером 56:38:0112005:29 площадью 38 918 кв.м.
К данным заявлениям был приложен пакет документов, включающий, в числе прочего: перечень объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в отношении которого заявлено требование о выкупе, копию предыдущего ответа агентства от 16.06.2010 N ЛК-56/13-4645, выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на приватизируемый земельный участок, справки Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" об объектах недвижимости, расположенных на земельном участке, карту (план) земельного участка, письмо Федерального государственного учреждения "Земельная кадастровая палата" по Оренбургской области. В заявлении было указано, что на данном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие иным лицам.
Территориальное управление и агентство неоднократно возвращали заявителю документы на доработку с указанием следующих причин: отсутствие в кадастровом паспорте на спорный земельный участок сведений о расположенных на нем зданиях, строениях, сооружениях, что не позволяет идентифицировать нахождение на испрашиваемом земельном участке принадлежащих заявителю объектов недвижимости; несоответствие количества объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке согласно его плану, тому количеству объектов недвижимости, в отношении которого заявителем представлены правоустанавливающие документы; отсутствие в представленной Бузулукским межмуниципальным отделением Оренбургского филиала "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" справке от 16.12.2009 N 1276/1 (далее - справка от 16.12.2009 N 1276/1) идентифицирующих признаков объектов недвижимости (их назначения, общей площади, кадастрового (условного) номера), не позволяющее идентифицировать нахождение на спорном земельном участке объектов недвижимости общества и сделать вывод об отсутствии (наличии) на данном земельном участке зданий, строений и сооружений, принадлежащих третьим лицам. Кроме того, обществу предлагалось обосновать испрашиваемую для приватизации площадь земельного участка, как необходимую для эксплуатации принадлежащих ему объектов недвижимости (письмо от 15.10.2009 N 10/1198; письмо от 03.06.2010 N 10/722; письмо от 31.08.2010 N ЛК-56/03-6610; письмо от 29.12.2010 N ПП-10/39928; письмо от 14.01.2011 N ЮП-56/15-91).
Общество "Оренбургская эксплуатационная компания", ссылаясь на бездействие территориального управления и агентства, выразившееся в нерассмотрении вопроса о приватизации испрашиваемого земельного участка, необходимого для эксплуатации принадлежащего обществу производственного комплекса, а также указывая на отсутствие у государственных органов права требовать предоставления иных документов, помимо перечисленных в перечне документов, прилагаемых к заявлению о выкупе земельного участка, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370, обратилось в Арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суды исходили из того, что обществом "Оренбургская эксплуатационная компания" представлен необходимый перечень документов, предусмотренный для выкупа земельного участка, сформированного в установленном законом порядке для эксплуатации расположенных на нем объектов недвижимости. Вместе с тем заинтересованными лицами, в нарушение требований предусмотренных п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в установленный срок не принято решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность и не направлен проект договора купли-продажи данного участка. Кроме того, суды пришли к выводу, что площадь, место расположения и границы испрашиваемого земельного участка соответствуют требованиям п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 35 и п. 7 ст. 39 Земельного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В статье 39 названного Кодекса пункт 7 отсутствует
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены указанным, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок (ч. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 указанной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Агентство осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы (п. 4 положения об агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Судами установлено, что в силу п. 4.1, 4.6, 4.8 положения о территориальном управлении, утвержденного приказом агентства от 29.09.2009 N 278, территориальное управление является уполномоченным органом по приватизации спорного земельного участка.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден Приказом Минэкономразвития России N 370 от 30.10.2007.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности справку от 16.12.2009 N 1276/1, заключение открытого акционерного общества "Южно-Уральский проектно-изыскательский институт" от 07.04.2011 N 03/1322, акт осмотра от 14.03.2010 установили, что расположенный на земельном участке площадью 3,89 га (38 918 кв.м), расположенном в г. Бузулуке по ул. Фрунзе, д. 8, с кадастровым номером 56:38:0112005:29, объект - гараж площадью 69,6 кв. м, литера Г, не является объектом недвижимости, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества "Оренбургская эксплуатационная компания" обязанности по предоставлению правоустанавливающих документов на указанный объект в целях подтверждения своего права на приватизацию спорного земельного участка.
Кроме того, с учетом п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судами установлено, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка соответствует площади необходимой для обеспечения нормальной эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности производственного комплекса.
Наряду с этим, суды обоснованно указали на отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность предоставления обществу спорного земельного участка в силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что со стороны территориального управления имело место фактическое уклонение от совершения, предусмотренных законом действий по принятию решения о предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка, подготовке и направлении проекта договора купли-продажи земельного участка.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что выходит за пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, установленные ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2011 по делу N А47-9622/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.А. Купреенков |
Судьи |
Э.М. Маликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в частности справку от 16.12.2009 N 1276/1, заключение открытого акционерного общества "Южно-Уральский проектно-изыскательский институт" от 07.04.2011 N 03/1322, акт осмотра от 14.03.2010 установили, что расположенный на земельном участке площадью 3,89 га (38 918 кв.м), расположенном в г. Бузулуке по ... , с кадастровым номером 56:38:0112005:29, объект - гараж площадью 69,6 кв. м, литера Г, не является объектом недвижимости, в связи с чем суды пришли к правильному выводу об отсутствии у общества "Оренбургская эксплуатационная компания" обязанности по предоставлению правоустанавливающих документов на указанный объект в целях подтверждения своего права на приватизацию спорного земельного участка.
Кроме того, с учетом п. 2 ст. 33, п. 2 ст. 35, п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, судами установлено, что площадь испрашиваемого заявителем земельного участка соответствует площади необходимой для обеспечения нормальной эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности производственного комплекса.
Наряду с этим, суды обоснованно указали на отсутствие доказательств, подтверждающих невозможность предоставления обществу спорного земельного участка в силу п. 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 25.04.2011 по делу N А47-9622/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Оренбургской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 30 сентября 2011 г. N Ф09-5825/11 по делу N А47-9622/2010