Екатеринбург |
|
20 июня 2014 г. |
Дело N А50-19148/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Платоновой Е.А.,
судей Столярова А.А., Тороповой М.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - Управление Росреестра) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2013 по делу N А50-19148/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра от 23.08.2013 N 01/018/2013-207 в государственной регистрации ранее возникшего права собственности муниципального образования "город Пермь" на нежилое помещение общей площадью 308,8 кв. м, этаж 1, 2 номера на поэтажном плане N 1-23 (1 этаж), 15-19, 115, 116 (2 этаж) расположенное по адресу: г. Пермь, Ленинский р-н, ул. Пермская, 60; обязании Управление Росреестра зарегистрировать право собственности на указанный объект за муниципальным образованием "город Пермь".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (судьи Дюкин В.Ю., Гладких Е.О., Скромова Ю.В.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Росреестра просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на нарушение судами ст. 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 13, п. 1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации). Заявитель считает, что в государственной регистрации перехода права собственности отказано по основаниям, предусмотренным Законом о регистрации. Право муниципальной собственности является самостоятельным вещным правом, возникновение которого не зависит от наличия зарегистрированного права оперативного управления. Управлением Росреестра было отказано в регистрации права муниципальной собственности не в связи с наличием сомнений в возникновении права муниципальной собственности, а в связи с непредставлением документов, свидетельствующих о правомерности реконструкции спорного объекта. Кроме того, организация дверного проема в капитальной стене заключается в удалении фрагмента капитальной стены здания, по составу и видам выполняемые работы относятся к категории реконструкция, поскольку изменяют параметры объекта.
В отзыве на кассационную жалобу департамент просит оставить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения. Департамент считает доводы, изложенные в кассационной жалобе, необоснованными.
При рассмотрении спора судами установлено и материалами дела подтверждено, что на основании распоряжения департамента от 27.02.2012 N СЭД-19-10-216 зарегистрировано право оперативного управления за муниципальным казенным учреждением "Управление по эксплуатации административных зданий г. Перми" на нежилые помещения, общей площадью 308,8 кв. м, этаж 1, 2 номера на поэтажном плане 1 этаж: 1-23, 2 этаж: 15-19, 115, 116, расположенные по адресу: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, ул. Пермская, 60, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.09.2012 серии 59-БГ N 570112.
Муниципальное образование город Пермь 05.07.2013 обратилось в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации за ним права собственности на указанные нежилые помещения. К заявлению были приложены следующие документы: постановление Администрации г. Перми от 30.12.2010 N 930, решение Пермского городского совета народных депутатов Малого Совета от 13.07.1993 N 163, выписка из реестра муниципального имущества г. Перми от 25.06.2013 N 19-21-7454.
Регистрирующим органом 24.07.2013 государственная регистрация была приостановлена на срок до 23.08.2013 для выяснения вопроса о том, когда была произведена реконструкция нежилого помещения.
Сообщением об отказе от 23.08.2013 N 01/018/2013-207 Управление Росреестра в государственной регистрации права собственности на указанное имущество отказало на основании того, что заявителем не представлены документы, необходимые для государственной регистрации.
Указывая на то, что отказ Управления Росреестра от 23.08.2013 N 01/018/2013-207 в государственной регистрации перехода права собственности на спорное имущество является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, департамент обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (п. 3 ст. 20 Закона о регистрации).
В силу ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Закон о регистрации основанием для государственной регистрации прав являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона о регистрации).
Согласно абз. 10 п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с указанным Законом для государственной регистрации прав.
В силу п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Часть 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Пунктом 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.
Под характеристиками безопасности здания или сооружения понимаются количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судами установлено, что из кадастрового паспорта от 23.05.2012, представленного на государственную регистрацию следует, что реконструкция помещения N 5 (1 этаж), 15 (2 этаж) заключается в устройстве отдельного входа в пределах существующего оконного проема с разборкой подоконной части стены, которая является ограждающей конструкцией дома, реконструкция помещений N 11, 19 (1 этаж) заключается в оборудовании дверного проема в капитальной стене. В техническом паспорте на данное помещение по состоянию на 03.08.2010, на основании которого проведена государственная регистрация права оперативного управления, зафиксированы те же реконструкции.
Кроме того, департаментом в настоящее время производится регистрация права на реконструированное помещение, в отношении которого ранее было зарегистрировано право оперативного управления; указанное изменение объекта - реконструкция помещений N 5 (1 этаж), 15 (2 этаж), N 11, 19 (1 этаж), предшествовало государственной регистрации права оперативного управления; доказательств изменения технического состояния объектов, в том числе реконструкции, после регистрации права оперативного управления не имеется.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о том, что поскольку заявителем производится регистрация права на реконструированное помещение, которое ранее было зарегистрировано на праве оперативного управления, оснований для отказа в государственной регистрации не имелось.
При таких обстоятельствах, отказ Управления Росреестра в регистрации права муниципальной собственности, выраженный в сообщении от 23.08.2013 N 01/018/2013-207, по причине непредставления документов, необходимых для государственной регистрации права, является незаконным и нарушает права департамента в связи с чем суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются в силу вышеизложенного как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.12.2013 по делу N А50-19148/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Платонова |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Часть 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Пунктом 4 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 20 июня 2014 г. N Ф09-3306/14 по делу N А50-19148/2013