03 октября 2011 г. |
N Ф09-5857/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Поротниковой Е.А., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (ИНН 0275016083, ОГРН 1020202556659; далее - учреждение, страховщик) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2011 по делу N А07-20263/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Индивидуальный предприниматель Шакирзанов Ринат Ралифович (ИНН 020800620359, ОГРН 304021710600032; далее - предприниматель, страхователь) обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительным решения учреждения от 10.09.2010 N 10 о применении предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ) ответственности за нарушение срока регистрации в органе Фонда социального страхования Российской Федерации и ответственности за осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя.
Решением суда первой инстанции от 18.03.2011 (судья Чернышова С.Л.) заявленные требования удовлетворены. Суд установил факт допущенного учреждением нарушения требований, предъявляемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшего за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 (судьи Дмитриева Н.Н., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе страховщик просит обжалуемые судебные акты отменить, указывая на установление судом факта нарушения почтовым органом порядка оказания услуг почтовой связи и отсутствие нарушений со стороны учреждения.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является одним из основных принципов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно ст. 6, п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ страхователи - физические лица, заключившие трудовой договор с работником, обязаны своевременно представлять в исполнительные органы страховщика документы, необходимые для регистрации в качестве страхователя. Регистрация указанной категории страхователей осуществляется в исполнительных органах страховщика на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников.
Нарушение установленного ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ срока регистрации в качестве страхователя у страховщика, как и осуществление физическим лицом, заключившим трудовой договор с работником, деятельности без регистрации в качестве страхователя у страховщика, влечёт за собой применение ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ.
При этом в соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ привлечение страхователя к ответственности осуществляется страховщиком в порядке, аналогичном порядку, установленному Кодексом для привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.
В соответствии с положениями п. 2 и п. 4 ст. 101 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. При рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В силу п. 8 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Как отмечено выше, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки после исследования акта налоговой проверки, иных материалов мероприятий налогового контроля и с учётом возражений лица, в отношении которого проводилась проверка.
Таким образом, перед рассмотрением материалов налоговой проверки налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщику возможность ознакомления со всеми материалами мероприятий налогового контроля с целью предоставления возможности полноценной защиты налогоплательщиком своих прав и законных интересов.
При рассмотрении материалов настоящего арбитражного дела судами обеих инстанций установлено, что по состоянию на дату рассмотрения материалов проверки учреждение не располагало сведениями о надлежащем извещении страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки либо об уклонении страхователя от получения уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о том, что при вынесении оспариваемого решения от 10.09.2010 N 10 учреждением были допущены нарушения установленных Кодексом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшие за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту, являются обоснованными, заявленные требования удовлетворены судами обеих инстанций правомерно.
Доводы учреждения, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых судом доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2011 по делу N А07-20263/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А. Татаринова |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу п. 8 ст. 101 Кодекса в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
...
При рассмотрении материалов настоящего арбитражного дела судами обеих инстанций установлено, что по состоянию на дату рассмотрения материалов проверки учреждение не располагало сведениями о надлежащем извещении страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки либо об уклонении страхователя от получения уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
При таких обстоятельствах выводы судов обеих инстанций о том, что при вынесении оспариваемого решения от 10.09.2010 N 10 учреждением были допущены нарушения установленных Кодексом процессуальных требований к производству по делу о налоговом правонарушении, повлекшие за собой существенные нарушения прав страхователя на свою защиту, являются обоснованными, заявленные требования удовлетворены судами обеих инстанций правомерно.
...
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.03.2011 по делу N А07-20263/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 3 октября 2011 г. N Ф09-5857/11 по делу N А07-20263/2010