Екатеринбург |
|
13 марта 2015 г. |
Дело N А50-8029/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Ященок Т.П., Василенко С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю (ИНН: 5902292449, ОГРН: 1025900521228; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2014 по делу N А50-8029/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель инспекции - Макарихина В.В. (доверенность от 31.12.2014 N 02.3-44/75).
Общество с ограниченной ответственностью "Камский кабель" (ИНН: 7406002523, ОГРН:1027400684299; далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к инспекции о признании недействительными решений от 27.12.2013 N 839 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 27.12.2013 N 4 об отмене решения от 29.07.2013 N 32 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленной к возмещению, от 27.12.2013 N 9 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению, требования от 27.12.2013 N 4 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС, в части исключения (уменьшения) из налоговых вычетов за II квартал 2013 года НДС в сумме 336 100 руб., предъявленного обществом с ограниченной ответственностью "Мега-Транс" (далее - общество "Мега-Транс").
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество "Мега-Транс".
Решением суда от 27.08.2014 (судья Торопицин С.В.) заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительными решения инспекции от 27.12.2013 N 839 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 27.12.2013 N 4 об отмене решения от 29.07.2013 N 32 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, от 27.12.2013 N 9 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, требование от 27.12.2013 N 4 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтённых ему) в заявительном порядке сумм НДС, в части исключения (уменьшения) из налоговых вычетов за II квартал 2013 года НДС в сумме 336 100 руб., предъявленного обществом "Мега-Транс", как не соответствующие законодательству о налогах и сборах.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 (судьи Борзенкова И.В., Голубцов В.Г., Савельева Н.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Инспекция считает, что в проверяемом периоде общество "Мега-Транс" самостоятельно не оказывало услуги по перевозке грузов общества "Камский кабель", а выполняло функции по организации перевозок, выступая в качестве агента (посредника); фактические перевозчики не выставляли счетов-фактур обществу "Мега-Транс", следовательно НДС на стоимость услуг по перевозке не начислялся; общество "Мега-Транс" могло исчислить НДС лишь со стоимости своего вознаграждения; в таком случае стоимость услуг по перевозке подлежала отражению в счете-фактуре отдельной графой и не должна содержать сумму исчисленного НДС.
Налоговый орган указывает на то, что источник для возмещения НДС не сформирован и не мог быть сформирован, так как общество "Мега-Транс" основную часть перечисленных налогоплательщиком средств отдавало перевозчикам, оставляя себе лишь вознаграждение за услуги по организации перевозки. При этом сумма данного вознаграждения была значительно ниже подлежащего уплате налога, таким образом, вменение обществу "Мега-Транс" обязанности по уплате спорной суммы налога является необоснованным; обществом не выполнены требования для применения налоговых вычетов.
Обществом "Камский кабель" представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором оно просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам проверки налоговой декларации по НДС за II квартал 2013 года, представленной налогоплательщиком 22.07.2013, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, составила 68 584 540 650 руб.; инспекцией составлен акт от 06.11.2013 N 470 и вынесены решения от 27.12.2013 N 839 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым обществу уменьшен НДС, излишне заявленный к возмещению, в сумме 336 100 руб., налогоплательщику предложено уплатить указанную сумму в федеральный бюджет, от 27.12.2013 N 4 об отмене решения от 29.07.2013 N 32 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, от 27.12.2013 N 9 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, согласно которым отменены решения от 29.07.2013 N 32 и от 29.07.2013 N 236 в части излишне заявленного к возмещению НДС в сумме 336 100 руб.
Кроме того, налогоплательщику направлено требование от 27.12.2013 N 4 о возврате в бюджет излишне полученного налогоплательщиком (зачтенного ему) в заявительном порядке НДС в сумме 336 100 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 31.03.2014 N 18-18/60 в удовлетворении жалобы отказано.
Общество "Камский кабель", полагая, что решения налогового органа от 27.12.2013 N 839 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 27.12.2013 N 4 об отмене решения от 29.07.2013 N 32 о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, от 27.12.2013 N 9 об отмене решения о возврате суммы НДС, заявленной к возмещению, а также требование от 27.12.2013 N 4 о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм НДС, в части исключения (уменьшения) из налоговых вычетов за II квартал 2013 года НДС в сумме 336 100 руб., предъявленного обществом "Мега-Транс", не соответствуют Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс), обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что оспариваемые решения и требование инспекции не соответствуют законодательству о налогах и сборах и нарушают права и законные интересы заявителя.
Выводы судов основаны на материалах дела, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют законодательству.
Плательщик НДС имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные ст. 171 Кодекса налоговые вычеты.
В силу ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов, указанных в п. 2 и 4 ст. 171 данного Кодекса, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальных активов.
Пунктом 1 ст. 176 Кодекса установлено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 146 указанного Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачёту, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями данной статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 данного Кодекса.
Абзацем 1 п. 2 ст. 173 Кодекса предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 Кодекса, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Пунктом 3 ст. 168 Кодекса определено, что при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
Счёт-фактура является документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога, предъявленных покупателю продавцом товаров (ст. 169 Кодекса).
Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 ст. 169 Кодекса, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Исходя из требований ст. 169, 171, 172, 176 Кодекса налогоплательщик имеет право на осуществление налогового вычета (возмещение) НДС при одновременном выполнении следующих условий: наличия счёта-фактуры, оформленного в соответствии с императивными требованиями ст. 169 Кодекса, принятие товара (работ, услуг) к своему учёту на основании первичных учётных документов.
Согласно п. 2 ст. 346.11 Кодекса организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС, за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с данным Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 Кодекса.
В соответствии с п. 4 ст. 346.26 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не признаются налогоплательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 Кодекса, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между обществами "Камский кабель" (заказчик), "Мега-Транс" (экспедитор) заключен договор от 10.06.2009 N 1343/09 транспортно-экспедиционных услуг, по условиям которого экспедитор от своего имени за вознаграждение и за счет другой стороны - заказчика обязуется выполнить и организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой грузов автомобильным транспортом; общество "Камский кабель" направляло обществу "Мега-Транс" заявку на перевозку; общество "Мега-Транс" направляло заявителю транспортное средство с водителем, который осуществлял перевозку кабельно-проводниковой продукции на основании транспортной накладной; между обществами "Мега-Транс" и "Камский кабель" подписывался акт выполненных услуг и обществом "Мега-Транс" выставлялись счета-фактуры за экспедиторские услуги с выделением НДС, который включался налогоплательщиком в состав налоговых вычетов.
В ходе камеральной проверки налоговым органом установлено, что общество "Мега-Транс" не являлось перевозчиком, а оказывало транспортно-экспедиционные услуги; после оплаты обществом "Камский кабель" перевозки груза общество "Мега-Транс" перечисляло денежные средства фактическим перевозчикам за минусом своего вознаграждения, которое составляло от 500 до 1000 руб. за рейс, в зависимости от стоимости перевозки и расстояния.
Судами установлено, что общество "Мега-Транс" применяло упрощенную систему налогообложения и фактически перевозку грузов не осуществляло, а привлекало для этого иных лиц (фактических перевозчиков), которые также не являлись плательщиками НДС, соответственно, общество "Мега-Транс" неправомерно выставляло в адрес общества "Камский кабель" счета-фактуры и выделяло в них НДС.
Пунктом 5 ст. 173 Кодекса определено, что сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
С учетом того, что налоговым органом не представлены бесспорные доказательства того, что общество "Камский кабель" достоверно знало и (или) должно было знать об оказании транспортно-экспедиторских услуг не обществом "Мега-Транс", а с привлечением третьих лиц (фактических перевозчиков), а также о применении обществом "Мега-Транс" и фактическими перевозчиками специальных налоговых режимов; счета-фактуры выставлены обществом "Мега-Транс" с выделением НДС и у него в силу п. 5 ст. 173 Кодекса возникла обязанность по уплате НДС в бюджет, суды пришли к законному и обоснованному выводу о том, что со стороны налогоплательщика все условия для применения налогового вычета были соблюдены: им представлены все надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие правомерность предъявления НДС к вычету (возмещению).
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, так как они направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71, ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.08.2014 по делу N А50-8029/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
Т.П.Ященок |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.