Екатеринбург |
|
17 марта 2015 г. |
Дело N А60-16618/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Купреенкова В.А.,
судей Смирнова А.Ю., Татариновой И.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Уралавторемстроймонтаж" (далее - общество "Уралавторемстроймонтаж") на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2014 по делу N А60-16618/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещенных надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа в судебное заседание не явились.
Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение "Уралуправтодор") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Уралавторемстроймонтаж" о взыскании 78 650 руб. 30 коп. в возмещении вреда причиненного автомобильной дороге.
Решением суда от 01.09.2014 (судья Евдокимов И.В.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 (судьи Мартемьянов В.И, Романов В.А., Чепурченко О.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Уралавторемстроймонтаж" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Ссылаясь на приложение N 5 к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, заявитель считает, что разрешенная максимальная масса транспортного средства в данном случае составляет 26 тонн, а не 25 тонн, как указано в акте от 03.05.2012 N 14. Общество "Уралавторемстроймонтаж" указывает, что масса транспортного средства составляет 22 290 кг, тогда как в акте указано 26 350 кг; транспортное средство не может перевезти больше максимальной нагрузки, указанной в паспорте транспортного средства; в соответствии с п. 19 постановления Правительства Свердловской области от 15.03.2012 г. N 269- ПП временное ограничение движения в весенний период не распространяется, в частности, на перевозки топлива; получения специального разрешения на перевозку груза не требовалось. По мнению заявителя, судами нарушены положения ст. 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу учреждение "Уралуправтодор" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, считая доводы, изложенные в ней, несостоятельными.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 03.05.2012 года в результате осуществления весового контроля на посту весового контроля ПВК N 1, расположенном на автомобильной дороге общего пользования федерального значения "Каменск-Уральский", установлен факт перевозки тяжеловесного груза без специального разрешения автотранспортным средством АЦ-17- 65115. гoc.peг.знак С401ЕС96 (далее - "ТС"), находящимся во владении общества "Уралавторемстроймонтаж", с нарушением нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления автомобильных перевозок тяжеловесного груза.
В отношении общества "Уралавторемстроймонтаж" составлен акт от 03.05.2012 N 14 о превышении транспортным средством установленных ограничений по полной массе и осевым нагрузкам ТС, подписан уполномоченным должностным лицом, скреплен печатью.
Акт получен представителем общества "Уралавторемстроймонтаж" - водителем Гвоздевым А.А., который управлял данным транспортным средством.
Ссылаясь на то, что при движении транспортного средства общества "Уралавторемстроймонтаж", осуществляющего перевозку тяжеловесного груза, федеральной автомобильной дороге общего пользования "Каменск-Уральский" причинен ущерб в размере 78 650 руб. 30 коп., предприятие "Уралуправтодор" обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованиями.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для удовлетворения исковых требований о возмещении убытков необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие ущерба, противоправность действий (бездействия) причинителя, причинно-следственную связь между противоправными действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий, вину причинителя и размер убытков.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 11, 13 ст. 11 Закона N 257-ФЗ установление порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, порядка определения размера такого вреда; порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, и транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных грузов; порядка осуществления весового и габаритного контроля, в том числе организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядка определения постоянно действующих маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В силу ч. 1, 3 ст. 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
Порядок перевозки тяжеловесных грузов регламентирован Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, зарегистрированной в Министерстве юстиции 08.08.1996 под N 1146, в силу п. 1.2 1.4, которой под тяжеловесным грузом понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) осевая масса превышают хотя бы один из параметров, нагрузка на одиночную ось не должна превышать 10 тонн, сдвоенную, строенную оси в зависимости от межосевого расстояния, полные массы АТС не должны превышать значений, приведенных Инструкцией. Перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном в Инструкции.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 31 Закона N 257-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
В соответствии с п. 2, 5 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
В таблице 2 приложения к Правилам установлен размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам федеральной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться не за счет налога с пользователей автомобильных дорог, поступающего в Федеральный дорожный фонд, а за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Именно с этой целью Правительством Российской Федерации введена плата за провоз тяжеловесных грузов, которая носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - предназначена для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в ст. 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт осуществления ответчиком перевозки тяжеловесного груза по дорогам общего пользования федерального значения с превышением полной и осевой нагрузки транспортного средства в отсутствие платы за провоз тяжеловесных грузов, установленной действующим законодательством, суды пришли к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для взыскания с общества "Уралавторемстроймонтаж" 78 650 руб. 30 коп. в целях возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге транспортным средством, признав расчет правильным.
Ссылка заявителя на п. 19 постановления Правительства Свердловской области от 15.03.2012 г. N 269-ПП отклоняется, поскольку нарушение выявлено на федеральной автодороге. Приказом Росавтодора от 24.01.2012 N 3 "О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году" введены временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2012 году в период с 01 апреля по 25 июня 2012 года. Какие либо исключения в части привлечения к ответственности за перевозку топлива данный Приказ Росавтодора не содержит.
Довод общества "Уралавторемстроймонтаж" об отсутствии необходимости получения специального разрешения на перевозку груза с учетом изложенного в мотивировочной части настоящего постановления, подлежит отклонению.
Доводы ответчика о том, что в соответствии с приложением N 5 к Техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, разрешенная максимальная масса транспортного средства в данном случае составляет 26 тонн, а не 25 тонн, как указано в акте N 14 от 03.05.2012, а для расчета полной массы транспортного средства должны суммироваться масса транспортного средства без нагрузки - 9750 кг (по ПТС), масса провозимого груза - 13095 кг, масса водителя - 75 кг, в результате чего масса транспортного средства должна составлять 22 290 кг, а не 26 350 кг, как указано в акте являлись предметом исследования апелляционного суда, и им дана надлежащая правовая оценка.
Как указано судом, результаты измерений нагрузки на оси транспортного средства подтверждены показаниями весов, прошедших соответствующую поверку, при этом такой показатель как нагрузка на ось не может быть использован в качестве безусловного показателя для определения полной массы транспортного средства.
Кроме того, в соответствии с Приложениями N 1, 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272, масса трехосного ТС не должна превышать 25 тонн, а осевые нагрузки при расстоянии между осями более 2 метров (у ответчика 3. 71 метра) - не должны превышать 10 тс, а при расстоянии свыше 1,3 до 1.35 (у ответчика 1, 34 метра) - не должны превышать 7 тс.
Попытка заявителя исчислить общую массу транспортного средства с учетом его общей массы и массы перевозимого груза, массы водителя в данном случае не опровергает наличия в его действиях нарушений нагрузки на оси.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 01.09.2014 по делу
N А60-16618/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Уралавторемстроймонтаж" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А.Купреенков |
Судьи |
А.Ю.Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.