06 октября 2011 г. |
N Ф09-6340/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Смирнова А.Ю.,
судей Столярова А.А., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН: 1106670035834; далее - департамент) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2011 по делу N А60-41373/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
закрытого акционерного общества "Форлекс" (далее - общество "Форлекс") - Гузняков В.А. (генеральный директор, протокол годового общего собрания от 30.06.2009), Гузнякова Л.А. (доверенность от 16.06.2011 N 347).
Департамент обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу "Форлекс" (ИНН: 6652002280, ОГРН: 1026602173696) о взыскании 19 423 руб. задолженности по договору аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1 и 633 333 руб. задолженности по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 215 за ноябрь и декабрь 2008 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2011 (судья Григорьева С.Ю.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 (судьи Сафонова С.Н., Савельева Н.М., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами ст. 26, 88, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, п. 27 постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 "Об утверждении Положения об аренде участков лесного фонда" и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, а также правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 12.11.2002 N 6834/02. По мнению заявителя, суды, делая вывод об отсутствии у общества "Форлекс" обязанности по уплате арендной платы за весь расчетный объем лесопользования, указанный в договоре, не учли, что плата за пользование арендованным участком лесного фонда не зависит от объема фактически заготовленной древесины. Департамент также считает необоснованным отказ во взыскании арендной платы по переоформленному договору лесного участка от 08.10.2008 N 215 за ноябрь, декабрь 2008 года, полагая, что арендная плата подлежит взысканию с момента регистрации указанного договора, то есть с 05.11.2008, и не зависит от отсутствия у арендатора фактической возможности осуществлять лесопользование в связи с длительным периодом подготовки проекта освоения лесов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 27 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345
В отзыве на кассационную жалобу общество "Форлекс", ссылаясь на несостоятельность доводов заявителя, просит оставить в силе обжалуемые судебные акты.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между федеральным государственным учреждением "Сысертский лесхоз" (арендодатель) и обществом "Форлекс" (арендатор) 24.12.2004 заключен договор N 1 аренды участка лесного фонда, расположенного на территории Никольского, Щелкунского, Кашинского лесничеств, общей площадью 10 993 га для заготовки древесины, на срок 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 17.01.2005 за N 66-01/19-4/2005-57.
В соответствии с п. 4.1 данного договора расчетный ежегодный размер главного лесопользования на арендуемом участке определен сторонами в размере 35,6 тыс. куб.м в ликвиде, в том числе 23,8 тыс. куб.м по хвойному хозяйству и 11,8 тыс. куб.м по мягколиственному хозяйству.
Согласно п. 6.1, 6.5 указанного договора арендная плата состоит из стоимости древесины на корню, исчисляемой на основании установленных законом Свердловской области ставок лесных податей, и платы за пользование лесным фондом, направляемой на ведение лесного хозяйства. Плата за пользование лесным фондом устанавливается в размере 30 % от стоимости древесины на корню.
Плата за пользование лесным фондом после окончания начального периода освоения арендованного участка лесного фонда рассчитывается на основании платы за древесину, отпускаемую на корню в размере ежегодного пользования по данному договору аренды, вносится в доход бюджета равными долями ежемесячно до 20 числа по мере выписки лесорубочных билетов.
Окончательный расчет по арендной плате за все виды лесопользования производится арендатором не позднее 20 января следующего года.
Пунктом 7.1 договора аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1 установлено, что арендатор приобретает право осуществлять лесопользование (то есть заготовку древесины) в объемах, определенных договором, только после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета.
В свою очередь арендодатель обязан производить отвод и таксацию лесосек и выдавать арендатору лесорубочные билеты в объеме лесопользования по договору (п. 7.2.2 названного договора).
В целях приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", арендодатель - учреждение "Сысертский лесхоз" заменен на Министерство природных ресурсов Свердловской области (далее - министерство, правопредшественник департамента).
Между министерством (арендодатель) и обществом "Форлекс" (арендатор) 08.10.2008 заключен договор N 215 аренды лесного участка общей площадью 10 888 га, расположенный по адресу: Свердловская обл., Сысертский р-н, государственное учреждение Свердловской области "Сысертское лесничество", Кашинское участковое лесничество, Кашинский участок, Верх-Сысертское участковое лесничество, Никольский участок и Щелкунский участок, для осуществления заготовки древесины.
Данный договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.11.2008.
Согласно подп. "а" п. 11 указанного договора арендатор имеет право приступить после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями договора.
В подп. "г" п. 10 договора установлено, что арендодатель должен выполнять обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
В соответствии с подп. "в" п. 11 договора арендатор имеет право получать информацию от арендодателя о лесном участке.
Арендатором 14.10.2008 заключен договор на изготовление проекта освоения лесов, который 09.12.2008 представлен на государственную экспертизу.
Положительное заключение выдано лесопользователю 29.12.2008.
Пунктами 1, 2, 5, 6 ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 данной статьи. В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со ст. 25 названного Кодекса; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со ст. 27 Кодекса; требования к охране, защите, воспроизводству лесов. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственный регламент Сысертского лесничества утвержден Министерством природных ресурсов Свердловской области 31.12.2008.
Департамент, ссылаясь на наличие у общества "Форлекс" задолженности по договору аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1 в размере 19 423 руб. за 2008 год, рассчитанной из разрешенного объема возможной заготовки древесины в год, а также задолженности по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 215 за ноябрь, декабрь 2008 года в размере 633 333 руб., обратился в суд с рассматриваемым иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части взыскания задолженности по договору аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно п. 1 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом.
В силу ст. 42 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года), действовавшего на момент заключения договора от 24.12.2004, осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета. Основанием для выдачи лесорубочного билета и (или) лесного билета является, в частности, договор аренды участка лесного фонда. Лесорубочный билет, ордер и лесной билет предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда.
В соответствии с п. 27 Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345, действовавшего до 11.06.2007, арендная плата взимается исходя из установленного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданного в аренду.
Статьей 6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
Пунктом 30 вышеназванного Положения предусмотрено, что арендатор приобретает право осуществлять лесопользование после государственной регистрации договора аренды и получения лесорубочного билета или лесного билета.
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, и установив, что по условиям договора аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1 обязанность арендатора по внесению арендных платежей установлена от использования лесосеки и обусловлена выдачей лесорубочных билетов, задолженность по арендной плате по выписанным лесорубочным билетам у ответчика отсутствует, доказательств иного в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), пришли к верному выводу об отсутствии оснований для взыскания с арендатора задолженности по договору аренду участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1.
Ссылка заявителя на несоответствие выводов судов в данной части правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 12.11.2002 N 6834/02, отклоняется судом кассационной инстанции. В указанном постановлении суд исходил из условий договора аренды участка лесного фонда, в соответствии с которыми арендная плата установлена в размере лесной подати на древесину, отпускаемую на корню, по главному пользованию за ежегодную расчетную лесосеку арендуемого участка независимо от её использования. В договоре аренды участка лесного фонда от 24.12.2004 N 1, представленном в материалы настоящего дела, такого условия не содержится. Кроме того, суды, проанализировав положения данного договора (п. 4.1, 6.1, 6.5, 7.1, 7.2), установили, что обязанность арендатора по внесению арендных платежей поставлена в зависимость от использования лесосеки и обусловлена выдачей лесорубочных билетов.
Отклоняя требования истца в части взыскания задолженности по договору аренды лесного участка от 08.10.2008 N 215 за ноябрь, декабрь 2008 года, суды также правомерно исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 611 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества.
Согласно п. 1 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.
В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования (п. 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки").
Суды, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, исходя из условий договора аренды лесного участка от 08.10.2008 N 215, согласно которым общество "Форлекс" имело право приступить к лесопользованию только после представления арендодателю положительного заключения государственной экспертизы по проекту освоения лесов (п. 11а договора), учитывая, что возможность получения необходимой документации для разработки данного проекта заблаговременно (до заключения договора) законодателем не предусмотрена и установив, что положительное заключение выдано ответчику 29.12.2008, лесохозяйственный регламент также утвержден только после подписания договора, пришли к верному выводу о том, что в спорный период (ноябрь, декабрь 2008 года) общество "Форлекс" в силу объективных обстоятельств, не зависящих от его воли, не могло приступить к использованию арендованного лесного участка, в силу чего отсутствуют основания для возложения на него обязанности по уплате арендных платежей в данный период.
Довод департамента о том, что арендная плата подлежит взысканию с момента регистрации указанного договора, то есть с 05.11.2008, и не зависит от отсутствия у арендатора фактической возможности осуществлять лесопользование в связи с длительным периодом подготовки проекта освоения лесов, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку не соответствует условиям заключенного между сторонами договора и основан на неверном толковании вышеприведенных норм права. Неправомерности в действиях арендатора, связанных с длительным периодом подготовки проекта освоения лесов, судами не установлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены решения и постановления согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами при рассмотрения настоящего дела не допущено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда следует оставить в силе, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2011 по делу N А60-41373/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Ю. Смирнов |
Судьи |
А.А. Столяров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В случае непредоставления обязанной стороной обусловленного договором исполнения обязательства либо наличия обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства либо отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков. Если обусловленное договором исполнение обязательства произведено не в полном объеме, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения в части, соответствующей непредоставленному исполнению (п. 2 ст. 328 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования (п. 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки").
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.02.2011 по делу N А60-41373/2010 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 6 октября 2011 г. N Ф09-6340/11 по делу N А60-41373/2010