г. Пермь
24 июня 2011 г. |
Дело N А60-41373/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июня 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сафоновой С. Н.,
судей Гуляковой Г.Н., Савельевой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания Бакулиной Е.В.
при участии:
от истца Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834): не явились,
от ответчика ЗАО "Форлекс" (ОГРН 1026602173696): генеральный директор Гузняков В.А., выписка из протокола от 30.06.2009, представитель Гузнякова Л.А. по доверенности от 01.08.2008,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца Департамента лесного хозяйства Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2011 года
по делу N А60-41373/2010,
принятое судьей Григорьевой С.Ю.
по иску Департамента лесного хозяйства Свердловской области (ОГРН 1106670035834)
к ЗАО "Форлекс" (ОГРН 1026602173696)
о взыскании 652 756 руб.00 коп.,
установил:
Департамента лесного хозяйства Свердловской области (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с ЗАО "Форлекс" (далее - ответчик) ответчика задолженности по договору аренды лесного фонда N 66-01/19-4/2005-57 от 24.12.2004 в размере 19 423 руб., и договору аренды лесного участка N215 от 08.10.2008 в размере 633 333 руб. за ноябрь и декабрь 2008 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области 17.02.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводы суда обстоятельствам дела.
Истец полагает, что судом необоснованно отказано во взыскании долга по договору аренды лесного участка лесного фонда от 24.12.2004, настаивает, что плата за пользование определяется исходя из установленного годового объема лесопользовании, не зависит от объема фактически заготовленной древесины и выдачи лесорубочных билетов. Полагает, что меньшие по сравнению с условиями договора объемы освоены по вине ответчика.
Истец также настаивает на удовлетворении требований о взыскании долга за ноябрь, декабрь 2008 года по договору от 08.10.2008 N 215. Считает ошибочным вывод суда об отсутствии обязанности арендатора оплачивать арендную плату в связи с отсутствие у него в указанный период проекта освоения лесов, так как обязанность по его получению законом возложена арендатора положениями лесного законодательства.
Ответчик направил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против изложенных в ней доводов, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судом решения.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ФГУ "Сысертский лесхоз" (арендодатель) и ЗАО "Форлекс" (арендатор, ответчик) 24.12.2004 заключен договор аренды N 1 участка лесного фонда на территории Никольского, Щелкунского, Кашинского лесничеств общей площадью 10993 га для заготовки древесины на арендуемом участке в кварталах, указанных в п.1 договора, сроком на 49 лет.
Договор зарегистрирован в установленном порядке.
В целях приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации и на основании ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" N 201-ФЗ от 04.12.2006, арендодатель ФГУ "Сысертский лесхоз" заменен на Министерство природных ресурсов Свердловской области (истец), в соответствии с полномочиями, закрепленными в Положении о Министерстве природных ресурсов Свердловской области.
В настоящее время функции осуществляются Департаментом лесного хозяйства Свердловской области (администратор доходов бюджета в части платежей за использование лесов - ст. 6, 51, 57, п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказ Рослесхоза от 16.01.2008 N 8 "Об администрировании доходов бюджетной системы Российской Федерации в 2008 году", Закон Свердловской области от 29.10.2007 N 101-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" (приложение N 2), постановление Правительства Свердловской области от 09.01.2008 N 1-ПП "О закреплении источников доходов бюджетов Российской Федерации и порядке осуществления бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации органами государственной власти Свердловской области".
Истец, ссылаясь на наличие у ответчика задолженности в рамках названного договора по арендной плате за 2008 год в размере 19 423 руб., из которых: 14 942 руб. в федеральный бюджет и 4 481 руб. в областной бюджет обратился в арбитражный суд с вышеназванными требованиями. Размер аренды рассчитан из разрешенного объема возможной заготовки древесины за год.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемый период арендатор был обязан вносить плату в соответствии с объемами, указанными в лесорубочных билетах, которая внесена полностью.
Суд апелляционной инстанции признает указанные выводы верными.
Аренда участков лесного фонда помимо Лесного кодекса Российской Федерации регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, до 11.06.2007 также Положением об аренде участков лесного фонда, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1998 N 345 (далее - Положение об аренде).
Согласно пункту 27 Положения об аренде арендная плата взимается исходя из установленного ежегодного размера отпуска древесины на участке лесного фонда, переданном в аренду. Аналогичные условия предусмотрены и заключенным сторонами договором.
Договором от 24.12.2004 предусмотрен один вид лесопользования - заготовка древесины в определенном объеме. Расчет арендной платы за арендуемый участок произведен истцом за разрешенный объем возможной заготовки древесины в год.
С 01.07.2007 введен в действие Лесной кодекс Российской Федерации, которым оформление лесорубочных билетов для осуществления лесопользования не предусмотрено.
Однако статьей 6 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года, для осуществления использования лесов вправе выдавать до 1 января 2009 года гражданам и юридическим лицам, которые заключили договоры аренды участка лесного фонда, договоры безвозмездного пользования участком лесного фонда и не осуществили приведение в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации 2006 года указанных договоров, лесорубочные билеты, лесные билеты на срок их действия.
В соответствии с п. 4.1. договора аренды от 24.12.2004 расчетный ежегодный размер главного лесопользования на арендуемом участке определен сторонами в размере 35,6 тыс.куб.м в ликвиде, в том числе 23,8 тыс.куб.м по хвойному хозяйству и 11,8 тыс.куб.м по мягколиственному хозяйству.
Согласно п. 6.1 и 6.5 договора арендная плата состоит из стоимости древесины на корню, исчисляемой на основании установленных законом Свердловской области ставок лесных податей, и платы за пользование лесным фондом, направляемой на ведение лесного хозяйства. Плата за пользование лесным фондом устанавливается в размере 30 % от стоимости древесины на корню.
Плата за пользование лесным фондом после окончания начального периода освоения арендованного участка лесного фонда рассчитывается на основании платы за древесину, отпускаемую на корню в размере ежегодного пользования по данному договору аренды, вносится в доход бюджета равными долями ежемесячно до 20 числа по мере выписки лесорубочных билетов.
Окончательный расчет по арендной плате за все виды лесопользования производится арендатором не позднее 20 января следующего года (п.6.5 договора аренды).
При этом п. 7.1, 7.1.1 договора аренды предусмотрено право арендатора на заготовку древесины в объемах выданных лесорубочных билетов.
Из материалов дела следует, что ответчиком оплачена аренда по договору в соответствии с объемами по лесорубочным билетам, что истцом не оспаривается.
Наличие у ответчика возможности освоения в большем объеме истцом не доказано.
Обязанность ответчика по оплате аренды в большем размере истцом в нарушение ст. 65 АПК РФ не доказано.
Доводы истца противоречат условиям договора и законодательству переходного периода, в связи с чем отклоняются апелляционной инстанцией, основания для отмены судебного акта в указанной части отсутствуют.
В рамках настоящего дела истец и также заявил требование о взыскании с ответчика задолженности за период ноябрь, декабрь 2008 года по договору аренды лесного участка N 215 от 08.10.2008 в размере 633 333 руб.
Суд первой инстанции, руководствуясь ст. 26, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77, ст. 614 ГК РФ, отказал в удовлетворении требований, сославшись на отсутствие у арендатора возможности в указанный период реализовать сове право на осуществление лесопользования во взыскиваемый период.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда в указанной части отмене не подлежит в связи со следующим.
В силу статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом.
Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ установлена обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование арендованным имуществом.
В соответствии с пунктом 4 той же статьи, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
В соответствии со статьей 26 ЛК РФ законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов осуществляются только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов и последующем представлении лесопользователем лесной декларации.
Частью 1 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что проект освоения лесов составляют лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.
Согласно пункту 27 приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" проект освоения лесов разрабатывается в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, документов территориального планирования.
Приведенным нормам корреспондирует положение подп "а" п. 11 договора от 08.10.2008, согласно которому арендатор имеет право приступить после представления арендодателю в установленном порядке разработанного проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию земельного участка в соответствии с условиями договора.
Из приведенных норм следует, что после заключения долгосрочного договора аренды лесного участка арендатор должен обладать всеми необходимыми документами и соблюдать условия, позволяющие арендатору использовать лесной участок в полном объеме по целевому назначению. Право на получение документов возникает у арендатора с момента подписания договора.
Из материалов дела следует, договор аренды N 215 подписан с ответчиком 08.10.2008, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.11.2008.
14.10.2008 ответчиком заключен договор на изготовление проекта освоения лесов, который 09.12.2008 представлен на государственную экспертизу, положительное заключение выдано ответчику как лесопользователю 29.12.2008.
Кроме того, как обоснованно отметил суд первой инстанции в силу пунктов 1, 2 ст. 87 ЛК РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, который утверждается органами государственной власти субъектов российской Федерации (п.1, п.2 ст.87 Лесного кодекса Российской Федерации), а лесохозяйственный регламент Сысертского лесничества утвержден Министерством природных ресурсов Свердловской области только 31.12.2008.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в ноябре и декабре 2008 года ответчик в силу объективных обстоятельств, не зависящих от его воли, не мог приступить к использованию арендованного земельного участка, возможность получения документации заблаговременно (до заключения договора), законодательством не предусмотрена, лесохозяйственный регламент также утвержден только после подписания договора.
Выводы суда первой инстанции о том, что лесопользованию также препятствовал факт несообщения арендатору о наличии прав третьих лиц на часть лесного участка, предоставленного в аренду, в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Из совокупности приведенных обстоятельств, положений ст. 614 ГК РФ, положений п. 11 договора аренды следует, что оснований для взыскания с ответчика арендных платежей за ноябрь, декабрь 2008 года не имеется.
С учетом изложенного, решение суда от 17.02.2011 отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе относятся на ее заявителя, в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ госпошлина с Департамента лесного хозяйства Свердловской области взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 февраля 2011 года по делу N А60-41373/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
С.Н. Сафонова |
Судьи |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41373/2010
Истец: Департамент лесного хозяйства Свердловской области
Ответчик: ЗАО "Форлекс"