10 октября 2011 г. |
N Ф09-6137/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Кангина А.В., Сухановой Н.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СтройЛесКонтракт" (ИНН: 5638055320, ОГРН: 1095658008412; далее - общество) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2010 по делу N А47-7809/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по тому же делу.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Мыслин М.А. (доверенность от 20.05.2011 б/н);
федерального государственного учреждения "Камуралрыбзавод" (далее - предприятие) - Пустынников А.Б. (доверенность от 30.09.2011 б/н).
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Министерству природных ресурсов экологии и имущественных отношении Оренбургской области (далее - административный орган, Министерство) о признании незаконным и отмене постановления от 31.08.2010 N 9 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), в виде взыскания штрафа в размере 900 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено предприятие.
Решением суда от 15.12.2010 (судья Книгина Л.А.) требования общества удовлетворены частично. Размер штрафа, установленный постановлением Министерства от 31.08.2010 N 9 уменьшен до 800 000 руб. В удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 (судьи Плаксина Н.Г., Костин В.Ю., Тимохин О.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на ошибочность выводов судов о наличии в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Оренбургского района проведена проверка по факту самовольного пользования недрами обществом в прибрежной полосе о. Крестовое, расположенного в одном километре от пос. Каменноозерное в Оренбургской области.
В ходе проверки установлено, что обществом без договора аренды и получения лицензии на право пользования недрами на указанном участке осуществляется выемка, добыча, отгрузка различными организациями и частными лицами песчано-гравийной смеси из естественной толщи залегания полезных ископаемых у уреза воды с последующим вывозом.
По результатам проверки составлен акт от 28.07.2010 и вынесено постановление от 12.08.2010 N 100 о возбуждении в отношении общества дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса.
Данное постановление и материалы проверки направлены в Министерство.
Рассмотрев материалы дела, Министерством 31.08.2010 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 900 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным постановления Министерства о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в сумме 800 000 руб., суды исходили из наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения и отсутствия со стороны административного органа процессуальных нарушений.
Выводы судов являются правильными и соответствуют обстоятельствам дела.
Частью 1 ст. 7.3 Кодекса предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
На основании Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Согласно п. 6, 6.1 статьи 3 Закона о недрах к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В соответствии с Перечнем общераспространенных полезных ископаемых по Оренбургской области, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 33-р, Администрации Оренбургской области от 13.05.2005 N 202-р общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, песок (кроме формировочного, стекольного, абразивного, для фарфорово-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности, содержащего рудные минералы в промышленных концентрациях); песчаники (кроме динасовых, флюсовых, для стекольной промышленности, для производства карбида кремния, кристаллического кремния и ферросплавов); песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что общество осуществляло добычу песчано - гравийной смеси в прибрежной полосе о.Крестовое, расположенного в одном километре западнее от п. Каменноозерное Оренбургской области.
Статьей 11 Закона о недрах установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Из материалов дела следует, что лицензия на добычу общераспространенного полезного ископаемого - песчано-гравийной смеси обществу не выдавалась.
Таким образом, правильным является вывод судов о наличии в действиях общества признаков объективной стороны вменяемого ему административного правонарушения.
В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из материалов дела следует, что у общества имелась возможность для соблюдения требований, установленных законодательством об использовании недр, но заявитель не принял все зависящие от него меры по их соблюдению, что указывает на наличие вины общества в совершении правонарушения.
Обществом не представлено доказательств наличия объективных причин, не зависящих от его воли, препятствующих получению лицензии, а также доказательств того, что им предпринимались действия по получению лицензии на пользование недрами.
Следовательно, законным является вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Министерства о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 800 000 руб.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны его доводам, приведенным в апелляционной жалобе. Названным доводам апелляционным судом дана надлежащая правовая оценка.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2010 по делу N А47-7809/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СтройЛесКонтракт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Черкезов |
Судьи |
А.В. Кангин |
|
Н.Н. Суханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Обществом не представлено доказательств наличия объективных причин, не зависящих от его воли, препятствующих получению лицензии, а также доказательств того, что им предпринимались действия по получению лицензии на пользование недрами.
Следовательно, законным является вывод судов о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 Кодекса.
При таких обстоятельствах, суды правомерно отказали обществу в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Министерства о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.3 Кодекса, в виде взыскания штрафа в размере 800 000 руб.
...
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15.12.2010 по делу N А47-7809/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "СтройЛесКонтракт" - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-6137/11 по делу N А47-7809/2010
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6137/11
08.07.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-6086/11
27.04.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4361/11
02.02.2011 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-1048/2011