Екатеринбург |
|
25 марта 2015 г. |
Дело N А07-13229/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Анненковой Г.В.,
судей Черкезова Е.О., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан (далее - министерство, заявитель) на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2014 по делу N А07-13229/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - территориальное управление Росимущества, заинтересованное лицо) с заявлением о признании незаконным отказа о передаче горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) из муниципальной собственности в федеральную собственность.
Определением суда от 02.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация), федеральное казённое учреждение "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан" (далее - третьи лица).
Решением суда от 10.10.2014 (судья Азаматов А.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (судьи Пивоварова Л.В., Румянцев А.А., Карпачева М.И.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель жалобы полагает, что ГСМ как объект бухгалтерского учета относится к категории "иное движимое имущество", учитывается на группировочном счете 0 105 33 000 "горюче - смазочные материалы - иное движимое имущество учреждения", следовательно, подпадает под действие п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее - постановление от 13.06.2006 N 374).
Заявитель жалобы указывает, что согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, высказанной по вопросу о составе необходимых документов при передаче ГСМ из муниципальной собственности в федеральную собственность для нужд федерального органа исполнительной власти, каких - либо прямых запретительных норм не имеется.
По мнению заявителя жалобы, состав документов, подтверждающих фактическое использование ГСМ, и формы документов определены в иных нормативно - правовых актах.
Отзывов на кассационную жалобу заинтересованным лицом, третьими лицами не представлено.
Как следует из материалов дела, администрацией вынесено постановление от 25.11.2013 N 5961, в соответствии с п. 1 которого принято решение выделить муниципальному бюджетному учреждению "Центр общественной безопасности" городского округа город Уфа Республики Башкортостан 5 000 000 руб. на приобретение ГСМ (бензин) за счёт средств, предусмотренных в бюджете городского округа город Уфа Республики Башкортостан Управлению гражданской защиты городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Администрацией в порядке оказания содействия по обеспечению бесперебойной работы подразделений ППМ и ДПС Управления министерства планировалось приобрести за счёт средств городского бюджета ГСМ общим объёмом 172 487,59 л на сумму 4 999 997 руб. 30 коп.
29.11.2013 заместителем главы администрации для согласования передачи ГСМ на общую сумму 4 999 997 руб. 30 коп. из муниципальной собственности в федеральную собственность с последующей передачей министерству направлено соответствующее обращение в территориальное управление Росимущества N 01-05-3770/13.
По результатам рассмотрения пакета документов по вопросу передачи из муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан с последующим закреплением на праве оперативного управления за учреждением в федеральную собственность имущества: неэтилированного бензина марки Премиум Евро 95 (Аи 95-5) в количестве 23 521,80 л, неэтилированного бензина марки Премиум Евро 92 (Аи 92-5) в количестве 119 897,03 л, неэтилированного бензина марки Нормаль-80 (Аи 80-5) в количестве 29 068,76 л территориальное управление Росимущества направило в адрес министерства письмо от 12.05.2014 N 01/2110 об отказе в передаче рассматриваемого имущества в федеральную собственность.
Территориальное управление Росимущества сообщило, что перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, установлен постановлением от 13.06.2006 N 374, подп. "м" п. 2 которого закреплено требование о необходимости представления документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества федеральными органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам. Однако указанное спорное имущество при однократном акте использования уничтожается или существенно изменяется, фактическое его использование не может быть подтверждено. Ввиду отсутствия возможности представления документов, предусмотренных подп. "м" п. 2 постановления от 13.06.2006 N 374, соблюдение требований, установленных данным постановлением, не представляется возможным. Возможность реализации мероприятий в рамках ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) в данном случае отсутствует.
Полагая, что отказ территориального управления Росимущества является незаконным, нарушает его права и законные интересы, министерство обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований исходя из того, что отказ территориального управления Росимущества в передаче ГСМ из муниципальной собственности в федеральную собственность, выраженный в письме от 12.05.2014 N 01/2110, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В обоснование заявленных требований министерство ссылается на необходимость передачи ГСМ из муниципальной собственности в федеральную собственность в порядке, установленном Законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно ч. 11 ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ в федеральной собственности может находиться: имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае: если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с данным Законом и со ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предложения о передаче имущества направляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления: федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества, в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности в федеральную собственность.
Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Указанные решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Перечень документов, необходимых для принятия решения о передаче муниципального имущества в федеральную собственность, установлен постановлением от 13.06.2006 N 374.
Подпунктом "м" п. 2 постановления от 13.06.2006 N 374 установлено требование о необходимости представления документов, подтверждающих фактическое использование предлагаемого к передаче имущества федеральными органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности согласно соответствующим федеральным законам.
Изложенные нормы устанавливают критерии и способы разграничения публичной собственности исходя из потребностей обеспечения реализации задач и полномочий органов публичной власти.
В основу разграничения публичной собственности (применительно к данному случаю - при передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную) заложен, в том числе принцип использования предлагаемого к передаче имущества федеральными органами государственной власти в целях, необходимых для осуществления их полномочий и обеспечения их деятельности.
Судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отмечено, что ГСМ является потребляемым имуществом, которое уничтожается при его использовании или существенно изменяется, фактическое его использование не может быть подтверждено.
Следовательно, возможность реализации мероприятий по передаче ГСМ из муниципальной собственности в федеральную собственность, установленных ст. 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, отсутствует.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных по делу обстоятельств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Доводы заявителя жалобы судами первой и апелляционной инстанций рассмотрены и отклонены, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Нормы материального права применены судами правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене обжалуемых судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, установленных судами, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.10.2014 по делу N А07-13229/2014 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Анненкова |
Судьи |
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.