10 октября 2011 г. |
N Ф09-5842/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Василенко С.Н.,
судей Поротниковой Е.А., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Комбикормовый завод" (ИНН: 4520000276, ОГРН: 1024501575042; далее - общество, заявитель) на решение Арбитражного суда Курганской области от 03.05.2011 по делу N А34-331/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества - Дробышевская Н.П. (доверенность от 11.01.2011);
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области (ИНН: 4501109380, ОГРН: 1044500013975; далее - федеральная служба) - Масленникова М.Ю. (доверенность от 28.04.04.2004 N 2), Курячий К.О. (доверенность от 28.04.04.2004 N 4);
Департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Курганской области (ИНН: 4501034600, ОГРН: 1024500530548; далее - департамент) - Брылева О.В. (доверенность от 19.01.2011 N 15/126).
Общество обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительным представления федеральной службы от 27.12.2010 N 43-04-63/2723 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, предусмотренном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент.
Решением суда первой инстанции от 03.05.2011 (судья Обабкова Н.А.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 (судьи Тимохин О.Б., Плаксина Н.Г., Костин В.Ю.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов судов установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Заявитель жалобы указывает на нарушение прав и законных интересов общества оспариваемым представлением федеральной службы, поскольку на основании данного предписания департаментом обществу была выставлена претензия о необходимости перечисления необоснованно полученных субсидий в соответствующие бюджеты.
В отзыве на кассационную жалобу федеральная служба просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения.
Как следует из материалов дела, обществом был заключен ряд кредитных договоров для приобретения семян, горюче-смазочных материалов, удобрений, гербицидов, а именно: с открытым акционерным обществом Банк конверсии "Снежинский" договор от 15.07.2009 N 12261/2 на сумму 10 млн. руб.; с открытым акционерным обществом Банк конверсии "Снежинский" договор от 11.06.2008 N 70/99 на сумму 10 млн. руб.; с открытым акционерным обществом Банк конверсии "Снежинский" договор от 13.05.2009 N 12223/2 на сумму 18 млн. руб.; с открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк" от 06.03.2009 N 094500/0022 на сумму 11 млн. руб.
По заявлениям общества, поданным в департамент сразу после заключения вышеназванных кредитных договоров, а также на основании постановлений: Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 "О распределении и предоставлении в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах"; Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 N 998 "О предоставлении в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета субъектов Российской Федерации на возмещение сельскохозяйственным производителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года"; Правительства Курганской области от 24.12.2007 N 622 "Об утверждении Порядков предоставления из областного бюджета субсидий в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса Курганской области"; Правительства Курганской области от 14.04.2009 N 204 "Об утверждении Порядков предоставления в 2009-2011 годах субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов, направляемых на оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса при исполнении расходных обязательств Курганской области", обществу департаментом на возмещение части затрат на уплату процентов по указанным кредитам из средств федерального и областного бюджетов перечислены субсидии в 2008 г. - 307,128 тыс. руб., в 2009 г. - 1 459,178 тыс. руб., в 2010 г. - 1 439,056 тыс. руб.
Федеральной службой в целях проверки соблюдения условий получения "Целевых средств на развитие АПК" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. по направлениям использования проверка целевого использования средств заявителем, о чем составлен акт проверки от 08.12.2010.
По результатам проверки федеральной службой выявлен ряд нарушений, допущенных обществом при использовании бюджетных субсидий, выделенных ему в рамках вышеназванной государственной программы, а именно: нецелевое, незаконное (неправомерное) использование средств федерального и областного бюджета, выделенных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам в части расходов на покупку семян пшеницы - всего на сумму 3205,362 тыс. руб.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения федеральной службой в адрес общества представления от 27.12.2010 N 4304-63/2723 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В указанном представлении обществу предложено в месячный срок со дня его получения принять меры к возмещению денежных средств в сумме 1338,342 тыс. руб. в соответствии с действующим законодательством на счет Минсельхоза России, в сумме 427,964 тыс. руб. в доход областного бюджета (нецелевое использование); в сумме 1 184,997 тыс. руб. в соответствии с действующим законодательством на счет Минсельхоза России, в сумме 254,059 тыс. руб. в доход областного бюджета (необоснованное получение субсидии федерального и областного бюджета).
Не согласившись с названным представлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из того, что оспариваемый ненормативный акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом апелляционный суд, указав на недоказанность федеральной службой законности своего представления в части неправомерного получения и использования обществом бюджетных субсидий при приобретении обществом зерна пшеницы (признал целевое использование кредита), оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 ст. 78 Бюджетного кодекса предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон N 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельхозпродукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона N 264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на поддержку сельскохозяйственного производства, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Закона N 264-ФЗ).
Пунктом 4 ст. 7 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2009 N 90 были утверждены "Правила распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях" (далее - Правила N 90), которые устанавливали порядок распределения и предоставления в 2009 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельхозтоваропроизводителям на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Средства на возмещение части затрат предоставляются заемщикам при условии выполнения ими обязательств по погашению основного долга и уплаты начисленных процентов в соответствии с кредитным договором (договором займа), заключенным с кредитной организацией (п. 8 Правил N 90).
Пунктом 9 Правил N 90 установлен перечень документов, которые должны быть представлены заемщиком для получения бюджетных средств на возмещение части затрат.
Судами установлено, материалами делами подтверждено, сторонами не оспаривается, что обществом представлены все необходимые документы для принятия решения о включении в реестр на получение субсидий из федерального и областного бюджетов.
Департамент принял решение о предоставлении обществу субсидий в заявленном размере, которые были получены заявителем в установленном порядке.
Из материалов видно, что федеральной службой при проведении проверки выявлен ряд нарушений, допущенных обществом при использовании бюджетных субсидий, выделенных ему в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., а именно: нецелевое, незаконное (неправомерное) использование средств федерального и областного бюджета, выделенных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по краткосрочным кредитам в части расходов на покупку семян пшеницы - всего на сумму 3205,362 тыс. руб. Для устранения указанных нарушений федеральной службой вынесено оспариваемое представление.
Вместе с тем, соответствии с положениями ст. 268 Бюджетного кодекса, п. 3, 4, 6 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 04.09.2007 N 75н (далее - Административный регламент), Федеральная служба финансово-бюджетного надзора непосредственно или через свои территориальные органы вправе осуществляет последующий финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета в отношении получателей бюджетных средств (статья 152 Бюджетного кодекса).
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Общество как коммерческая организация в качестве получателя бюджетных средств в ст. 6 Бюджетного кодекса не поименована, в связи с чем общество не может являться получателем средств из бюджета в понятии, приведенном в бюджетном законодательстве.
Частью 2 ст. 284 Бюджетного кодекса предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 Бюджетного кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Следовательно, вынесение по результатам проверки представления в адрес заявителя в соответствии с п. 123 Административного регламента незаконно, поскольку, как указано выше, общество не является получателем бюджетных средств, в то время как представление подлежит вынесению при установлении ненадлежащего исполнения бюджетного процесса.
С учетом изложенного выводы судов о соответствии оспариваемого представления требованиям действующего законодательства являются ошибочными.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба общества подлежит удовлетворению. Судебные акты следует отменить как принятые с неправильным применением норм материального права (п. 2 ч. 1 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), с вынесением по делу нового решения об удовлетворении требований, заявленных обществом.
Руководствуясь ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Курганской области от 03.05.2011 по делу N А34-331/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.07.2011 по тому же делу отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Комбикормовый завод" удовлетворить.
Признать недействительным представление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Курганской области о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса от 27.12.2010 N 43-04-63-2723.
Председательствующий |
С.Н. Василенко |
Судьи |
Е.А. Поротникова |
|
Е.О. Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса к получателям бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) относятся орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Общество как коммерческая организация в качестве получателя бюджетных средств в ст. 6 Бюджетного кодекса не поименована, в связи с чем общество не может являться получателем средств из бюджета в понятии, приведенном в бюджетном законодательстве.
Частью 2 ст. 284 Бюджетного кодекса предусмотрено, что руководители Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов в порядке, установленном данным Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных ст. 283 Бюджетного кодекса, выносят руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.
Следовательно, вынесение по результатам проверки представления в адрес заявителя в соответствии с п. 123 Административного регламента незаконно, поскольку, как указано выше, общество не является получателем бюджетных средств, в то время как представление подлежит вынесению при установлении ненадлежащего исполнения бюджетного процесса."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10 октября 2011 г. N Ф09-5842/11 по делу N А34-331/2011