Екатеринбург |
|
26 марта 2015 г. |
Дело N А60-19379/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Ященок Т.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 (ИНН: 6660013279, ОГРН: 1026604952252; далее - фонд социального страхования) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2014 по делу N А60-19379/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по тому же делу.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Уральский Электрометаллургический завод" (ИНН: 6623010939, ОГРН: 1026601381663; далее - общество, плательщик страховых взносов) - Афонина Ю.Е. (доверенность от 30.12.2014 N 01/1).
Представители фонда социального страхования, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) фонда социального страхования, выраженных в отказе принятия уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2010, 2011 и 2012 гг. (форма 4-ФСС) страхователя, составленные с применением страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,4%.
Решением суда от 10.09.2014 (судья Куричев Ю.А.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васева Е.Е.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе фонд социального страхования просит указанные судебные акты отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Заявитель жалобы указывает на то, что общество самостоятельно определило и указало в заявлении о подтверждении в качестве основного вида экономической деятельности производство стали (ОКВЭД 27.14), то есть ошибки в расчете отсутствуют; проверка соответствия заявленного страхователем вида основной экономической деятельности не входит в обязанности фонда; законодательством не предусмотрено внесение изменения страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ни в течение года ни в последующем. По мнению фонда социального страхования, у общества отсутствуют основания для составления и сдачи уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, так как ошибки (искажения) в расчете отсутствуют.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения, жалобу - без удовлетворения.
При рассмотрении спора судами установлено, что 09 марта 2010 г., 31 марта 2011 г. и 26 марта 2012 г. общество обращалось в Филиал N 3 фонда социального страхования с заявлениями о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением к ним справок-подтверждений основного вида экономической деятельности, в которой основным видом экономической деятельности указывало производство стали (ОКВЭД 27.14).
Филиалом N фонда социального страхования 09 марта 2010 г., 31 марта 2011 г. и 26 марта 2012 г. обществу выдано уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в котором в соответствии с заявленным основным видом деятельности - производство стали (ОКВЭД 27.14) определен 16-й класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,90%.
Обществом 25 и 26 декабря 2013 г. в филиал N 3 фонда социального страхования сданы уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2010, 2011 и 2012 гг. по форме 4-ФСС страхователя общества, составленные с применением страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,4%. Указанные уточненные расчеты направлены страховщику посредством электронного документооборота, бумажные экземпляры переданы страховщику 16 января 2014 г. с сопроводительным письмом от 15 января 2014 г. N ОД-3.
Обществом 10 февраля 2014 г. получено письмо от 27 января 2014 г. N 04-24/04/653, в котором фонд социального страхования сообщил заявителю об отказе в принятии уточненных расчетов, мотивируя тем, что размер страховых взносов, уплачиваемых страхователем, рассчитывается самим страхователем исходя из страхового тарифа, с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком в соответствии с "Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными квалификационными единицами", утвержденным Приказом Минздравсоцразвития от 31 января 2006 г. N 55.
Общество, не согласившись с действиями фонда социального страхования, выраженными в отказе принятия уточненных расчетов, полагая, что таковые нарушают его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суды удовлетворили заявленные требования, придя к выводу о том, что фондом социального страхования незаконно и необоснованно отказано обществу в приеме уточненных расчетов и документов, подтверждающих фактически осуществляемый обществом вид деятельности.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В силу ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21 - 22 Закона N 125-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Таким образом, по смыслу названных положений Правил основанием для отнесения страхователя к классу профессионального риска являются вид фактически осуществляемой им деятельности.
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Во исполнение данной нормы Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Порядок).
В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
В соответствии с пунктом 3 этого Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно представляет следующие документы: 1) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по установленной форме; 2) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности; 3) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год и 4) копию лицензии (для страхователей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие обязательному лицензированию).
Фонд социального страхования, отказывая в приеме уточненной декларации, пришел к выводу о том, что общество самостоятельно определило и указало в заявлении о подтверждении в качестве основного вида экономической деятельности производство стали (ОКВЭД 27.14) и до 2013 г. считало и определяло основным видом экономической деятельности - производство стали (ОКВЭД 27.14), а никакой либо другой вид экономической деятельности.
Учитывая, что общество неверно с 2010 г. по 2012 г. определяло основной вид экономической деятельности, после выявления данной ошибки представило уточненные расчеты с применением страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,4%, то есть соответствующего фактически осуществляемому страхователем виду деятельности (что не оспаривается фондом социального страхования), принимая во внимание правовую позицию, сформированную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 05.07.2011 N 14943/10, в соответствии с которой для целей установления страхового тарифа следует исследовать - какой вид деятельности общество осуществляет фактически, суды пришли к верному выводу о том, что отказ фонда социального страхования в принятии от страхователя уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2010, 2011 и 2012 гг. (форма 4-ФСС), составленным с применением страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 1,4%, является неправомерным, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод кассационной жалобы об отсутствии права на предоставление уточненных расчетов в случае изменения страхового тарифа по мотиву отсутствия норм права, регулирующих порядок их предоставления, не может являться основанием для отказа в принятии уточненных расчетов, поскольку объем обязательств страхователя должен определяться исключительно в соответствии с установленной законом обязанностью, а не из ошибочного исчисления и уплаты сумм платежей.
Кроме того, как верно отмечено судами, предоставление корректировочного расчета прямо предусмотрено Приказами Минздравсоцразвития от 28 февраля 2011 г. N 156н "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 марта 2011 г. N 20129), от 12 марта 2012 г. N 216 "Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и порядка ее заполнения" (вместе с "Порядком заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма - 4 ФСС)") (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20 марта 2012 г. N 23544).
Таким образом, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 10.09.2014 по делу N А60-19379/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу государственного учреждения - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 3 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Л. Гавриленко |
Судьи |
Д.В. Жаворонков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.