Екатеринбург |
|
30 марта 2015 г. |
Дело N А50-10979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Поротниковой Е.А.,
судей Василенко С.Н., Черкезова Е.О.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжская территориальная генерирующая компания (ИНН: 6315376946; ОГРН: 1056315070350; правопреемник открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9"; далее - общество) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.09.2014 по делу N А50-10979/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества - Суслова Л.Г. (доверенность от 01.12.2014 N 38).
Ходатайства Департамента имущественных отношений администрации города Перми (ИНН: 5902502248; ОГРН: 1025900528697; далее - Департамент имущественных отношений), Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, администрации Дзержинского района города Перми о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей судом кассационной инстанции рассмотрены и удовлетворены на основании ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным распоряжения начальника Департамента имущественных отношений Толмачевой Л.А. от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом общества "Пермский" для содержания и обслуживания.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, администрация Дзержинского района города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.09.2014 (судья Трефилова Е.М.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 (судьи Муравьева Е.Ю., Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.) решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Произведена замена открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 9" (ИНН: 5904119383; ОГРН: 1045900550024) его правопреемником -открытым акционерным обществом "Волжская территориальная генерирующая компания" (ИНН: 6315376946; ОГРН: 1056315070350).
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 07.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), Регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130, постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, иных норм материального права, указанных в кассационной жалобе, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества, Департаментом имущественных отношений нарушен порядок издания оспариваемого распоряжения от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350. Общество ссылается также на ошибочность выводов судов об отсутствии в данном случае нарушений оспариваемым распоряжением от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку именно нарушение порядка издания распоряжения повлекло, по мнению общества, невозможность компенсации расходов общества путем их учета в тарифе.
Департамент имущественных отношений представил возражение на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.
Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела согласно распоряжению начальника Департамента имущественных отношений Толмачевой Л.А. от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом общества "Пермский" для содержания и обслуживания закрепленным объектом является тепловая сеть протяженностью 96,35 п.м, расположенная по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, по ул. Малкова, 24а, в двухтрубном исполнении от наружной стены ТК-51-13 до жилого дома по ул. Малкова, 24а.
Департаментом имущественных отношений 07.03.2014 направлены в адрес общества акты приема-передачи имущества с приложением схемы объекта инженерной инфраструктуры.
Считая распоряжение Департамента имущественных отношений от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом общества "Пермский" для содержания и обслуживания недействительным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из соответствия оспариваемого распоряжения Департамента имущественных отношений от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 требованиям действующего законодательства и отсутствия нарушений прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Выводы судов являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В силу ч. 1 ст. 198, ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в частности полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
На основании п. 5.2.11 Положения о Департаменте имущественных отношений администрации города Перми, являющегося Приложением N 1 к решению Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 "О Департаменте имущественных отношений администрации города Перми и Департаменте земельных отношений администрации города Перми" (далее - Положение о Департаменте), начальник Департамента имущественных отношений в форме распоряжений издает правовые акты о закреплении бесхозяйных тепловых сетей за теплоснабжающей организацией в рамках Закона о теплоснабжении в целях содержания и обслуживания указанных тепловых сетей.
Судами с учетом правильного применения указанных норм права сделан обоснованный вывод о том, что при вынесении оспариваемого распоряжения от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 начальник Департамента имущественных отношений действовал в пределах предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Пунктами 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Из содержания п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении следует, что в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
В силу п. 3.3.1 Регламента взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, утвержденного постановлением администрации города Перми от 22.02.2008 N 130 (далее - Регламент взаимодействия), функциональный орган в соответствии с отраслевой принадлежностью выявленного бесхозяйного объекта в течение 8 рабочих дней с момента поступления документов, предусмотренных п. 3.2.4 названного Регламента, направляет в соответствующий территориальный орган и Департамент заключение об обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект.
Согласно п. 3.4.2 Регламента взаимодействия Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о Департаменте, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 названного Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Судами при рассмотрении материалов дела установлено, что на основании положений Регламента взаимодействия территориальными органами администрации города Перми проведена работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, по результатам которой администрацией Дзержинского района г. Перми выявлена бесхозяйная тепловая сеть, расположенная от наружной стены ТК-51-13 до жилого дома по ул. Малкова, 24а, протяженностью 96,35 п.м.
Из содержания письма администрации Дзержинского района от 20.12.2013 следует, что спорный объект инженерной инфраструктуры имеет техническое присоединение к сетям филиала общества.
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми, являющимся функциональным органом администрации города Перми, подготовлено положительное заключение о приобретении спорного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми.
Правильно применив положения Налогового кодекса, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суды пришли к обоснованному выводу о том, что наличие положительного заключения функционального органа администрации города Перми, необходимость выполнения соответствующей обязанности в отношении выявленного бесхозяйного спорного участка тепловой сети, а также установление факта технического присоединения тепловой сети к сетям филиала общества явились основанием для вынесения начальником Департамента имущественных отношений оспариваемого распоряжения от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом общества "Пермский" для содержания и обслуживания.
При таких обстоятельствах судами сделан правомерный вывод о соответствии оспариваемого распоряжения от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом общества "Пермский" для содержания и обслуживания требованиям действующего законодательства.
Ссылка общества, изложенная в кассационной жалобе, на нарушение Департаментом имущественных отношений порядка издания оспариваемого распоряжения от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 была предметом рассмотрения судами, отклонившими ее как основанную на неправильном толковании норм материального права, в частности п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, которая Департаментом соблюдена.
Судами сделан обоснованный вывод о недоказанности в данном конкретном случае нарушений прав и охраняемых законом интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, суды правильно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований.
Иные доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для которой у суда кассационной инстанции в силу положений ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.09.2014 по делу N А50-10979/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Волжская территориальная генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.А. Поротникова |
Судьи |
С.Н. Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.