г. Пермь |
|
09 декабря 2014 г. |
Дело N А50-10979/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 декабря 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е.Ю.,
судей Варакса Н.В., Грибиниченко О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т.В.,
при участии:
от заявителя ОАО "ТГК N 9": Суслова Л.Г., паспорт, доверенность от 25.04.2014;
от заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Перми: Левитан О.Е., паспорт, доверенность от 15.07.2014;
от третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми: Канцер А.Р., удостоверение, доверенность от 09.01.2014;
от третьего лица Администрации Дзержинского района города Перми: Пунтус Е.А., удостоверение, доверенность от 29.04.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя ОАО "ТГК N 9"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 23 сентября 2014 года
по делу N А50-10979/2014, принятое судьей Трефиловой Е.М.,
по заявлению ОАО "ТГК N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383)
к Департаменту имущественных отношений Администрации г. Перми (ОГРН 1025900528697, ИНН 5902502248)
третьи лица: 1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми;
2. Администрация Дзержинского района города Перми
о признании недействительным распоряжения,
установил:
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным распоряжения начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми (далее - Департамент) Толмачевой Л.А. от 04.03.2014 NСЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" "Пермский" для содержания и обслуживания.
Определениями от 11.08.2014, 02.09.2014 судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми и администрация Дзержинского района города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2014 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить полностью, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что Департаментом имущественных отношений Администрации города Перми, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми и Администрацией Дзержинского района города Перми не представлены доказательства соблюдения процедуры издания Распоряжения и передачи бесхозяйных сетей на содержание и обслуживание; представленная Департаментом схема объекта не соответствует требованиям п. 3.2.4 Регламента; акт осмотра тепловой сети составлен в отсутствие представителей общества; обществу не представлены документы, позволяющие идентифицировать объект, что не позволяет обществу предъявить соответствующие расходы для установления тарифа.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми представил отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, настаивая на законности Распоряжения от 04.03.2014, решение суда оценивает как законное и обоснованное, оснований для отмены судебного акта не усматривает.
Представитель Департамента против доводов апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители третьих лиц против доводов апелляционной жалобы возражали, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Представитель общества заявил ходатайство о процессуальном правопреемстве, просил заменить ОАО "ТГК N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) на правопреемника открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946).
Суд апелляционной инстанции рассмотрел ходатайство и в порядке ст. 48 АПК РФ определил ходатайство удовлетворить и произвести замену заявителя ОАО "ТГК N 9" на правопреемника открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946).
Представитель общества заявил устное ходатайство в судебном заседании о приобщении к материалам дела письма Региональной службы по тарифам Пермского края от 28.11.2014.
Судом апелляционной инстанции указанное ходатайство рассмотрено и в его удовлетворении отказано на основании ч. 2 ст. 268 АПК РФ, поскольку судом не установлена связь между содержанием письма и предметом спора, кроме того, заявитель не обосновал невозможность представления документа в суд первой инстанции.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, начальником Департамента имущественных отношений администрации города Перми Толмачевой Л.А. издано распоряжение от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" "Пермский" для содержания и обслуживания, согласно которому закрепленным объектом является тепловая сеть протяженностью 96,35 п.м., расположенная по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, по ул. Малкова, 24а в двухтрубном исполнении от наружной стены ТК-51-13 до жилого дома по ул. Малкова, 24а (л.д.11).
07.03.2014 Департаментом в адрес общества были направлены акты приема-передачи имущества к распоряжению начальника Департамента от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 с приложением схемы объекта инженерной инфраструктуры (л.д.61).
Не согласившись с Распоряжением Департамента, общество обратилось в арбитражный суд, который при рассмотрении спора пришел к выводу о том, что изданное распоряжение законно и не нарушает права и законные интересы общества.
Проверив доводы общества, приведенные в апелляционной жалобе, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Для признания ненормативного акта государственного органа недействительным в судебном порядке в соответствии с гл. 24 АПК РФ суду следует установить совокупность следующих обстоятельств: несоответствие ненормативного акта закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 5.2.12 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, начальник Департамента в форме распоряжений издает правовые акты о закреплении бесхозяйных тепловых сетей за теплоснабжающей организацией в рамках Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) в целях содержания и обслуживания указанных тепловых сетей.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод об издании оспариваемого распоряжения надлежащим должностным лицом в пределах его полномочий.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В силу п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Как следует из вышеуказанных норм, выявление органом местного самоуправления бесхозяйных тепловых сетей влечет возникновение у него обязанности по определению теплосетевой организации, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Постановлением Администрации города Перми от 22 февраля 2008 г. N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке для их приобретения в муниципальную собственность города Перми (далее - Регламент взаимодействия).
В соответствии с п. 3.4.2 Регламента взаимодействия Департамент в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. N 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 настоящего Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 3.3.1 Регламента предусмотрено направление функциональным органом в Департамент заключения об обоснованности и целесообразности (далее - Положительное заключение) либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект.
Следовательно, основанием для закрепления в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении бесхозяйного объекта теплоснабжения за теплосетевой организацией для содержания и обслуживания до момента регистрации на указанный объект права муниципальной собственности является соответствующее положительное заключение функционального органа администрации города Перми.
Судом первой инстанции верно установлено, что в соответствии с положениями Регламента взаимодействия территориальными органами администрации города Перми была проведена работа по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, по результатам которой Администрацией Дзержинского района г. Перми выявлена бесхозяйная тепловая сеть, расположенная от наружной стены ТК-51-13 до жилого дома по ул. Малкова, 24а, протяженностью 96,35 п.м. Администрацией Дзержинского района в письме от 20.12.2013 (л.д. 101) указано, что спорный объект инженерной инфраструктуры имеет техническое присоединение к сетям филиала ОАО "ТГК N 9".
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства, являющимся функциональным органом администрации города Перми, было подготовлено положительное заключение о приобретении спорного бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что действия Департамента по передаче на содержание и облуживание ОАО "ТГК N 9" "Пермский" бесхозяйной тепловой сети, расположенной по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, ул. Малкова, 24а, от наружной стены ТК-51-13 до жилого дома по ул. Малкова, 24 а, протяженностью 96,35 п.м., посредством вынесения оспариваемого распоряжения обусловлены наличием положительного заключения функционального органа администрации города Перми и необходимостью выполнения соответствующей обязанности в отношении выявленного бесхозяйного спорного участка тепловой сети во исполнение требований п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении.
Исходя из приведенного нормативного регулирования, апелляционный суд приходит к выводу о том, что распоряжение от 04.03.2014 вынесено обоснованно, на законных основаниях и уполномоченным органом местного самоуправления в пределах своей компетенции в соответствии п. 5.2.12 Положения о департаменте имущественных отношений администрации города Перми.
Поскольку Администрацией Дзержинского района г. Перми выявлена бесхозяйная тепловая сеть, то и распоряжение начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми Толмачевой Л.А. от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйного объекта теплоснабжения за филиалом ОАО "ТГК N 9" "Пермский" издано в рамках закона.
Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ не представлено доказательств нарушения оспариваемым распоряжением его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
По изложенным мотивам апелляционный суд признает, что распоряжение издано Департаментом правомерно. Законное распоряжение, изданное должностным лицом уполномоченного органа местного самоуправления, не может нарушать права и законные интересы юридического лица.
Заявитель в апелляционной жалобе ссылается на то, что Департаментом, а также третьими лицами не представлены доказательства соблюдения процедуры издания оспариваемого распоряжения и передачи бесхозяйных сетей на содержание и обслуживание.
Обстоятельства, на которые ссылается общество в жалобе, а именно, порядок выявления органом местного самоуправления указанной выше бесхозяйной тепловой сети (протяженностью 96,35 п.м., расположенная по адресу: г. Пермь, Дзержинский район, по ул. Малкова, 24а в двухтрубном исполнении от наружной стены ТК-51-13 до жилого дома по ул. Малкова, 24а), процедура определения ОАО "ТГК N 9" как теплосетевой организации, тепловая сеть которой непосредственно соединена с бесхозяйной тепловой сетью, а также порядок направления ОАО "ТГК N 9" копии распоряжения начальника Департамента от 04.03.2014 N СЭД-19-09-350 о закреплении бесхозяйной тепловой сети для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на данный объект, а также доводы заявления ОАО "ТГК N 9" были проверены судом первой инстанции применительно к нормам материального права, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для пересмотра и изменения которой суд апелляционной инстанции не находит. Аналогичные доводы общества, указанные им в заявлении, были обоснованно отклонены судом.
Доводы общества о непредставлении ему документов, необходимых для идентификации объекта, что не позволяет обществу предъявить соответствующие расходы для установления тарифа, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции на следующем основании.
Пункт 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по передаче теплосетевой организации дополнительных документов в связи с закреплением за ней бесхозяйной тепловой сети. Данной нормой установлена лишь обязанность органа регулирования по включению затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы.
Апелляционный суд полагает, что Департамент исполнил свою обязанность, предусмотренную п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении, в полном объеме.
По результатам рассмотрения дела суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности оснований для признания оспариваемого распоряжения недействительным, подтверждая правильность выводов суда первой инстанции по существу спора.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подателю жалобы подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная госпошлина.
Руководствуясь статьями 48, 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести замену заявителя с ОАО "ТГК N 9" (ОГРН 1045900550024, ИНН 5904119383) на правопреемника открытое акционерное общество "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946).
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 сентября 2014 года по делу N А50-10979/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Волжская территориальная генерирующая компания" (ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 (одной тысячи) рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 33523 от 15.09.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.Ю.Муравьева |
Судьи |
Н.В.Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-10979/2014
Истец: ОАО "Территориальная генерирующая компания N9"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Администрация Дзержинского района г. Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Перми