19 октября 2011 г. |
N Ф09-6355/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Макаров В. Н.,
судей Вербенко Т. Л., Васильченко Н. С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юсупова Илгиза Абударовича на решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 31.03.2011 по делу N А07-21453/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
Государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" ( далее - предприятие "Башавтотранс") - Спиренков О.А. (доверенность от 31.12.2010 N 1194), Савельев В.М. (доверенность от 01.07.2011 N 195);
предпринимателя Юсупова И.А. - Заборский Ю.А. (доверенность от 10.12.2008);
администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан - Гареев И.М. (доверенность от 25.03.2011 N 1/750-13).
Предприятие "Башавтотранс" (ИНН: 0275026324, ОГРН: 1020202765989) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к предпринимателю Юсупову И.А. (ИНН: 027813143152, ОГРН: 304027810300240) о признании действий ответчика по осуществлению регулярных пассажирских перевозок незаконными, запрещении перевозки без соответствующего договора с уполномоченным органом.
Определениями суда от 10.02.2011, 28.02.2011 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан, Государственный комитет по транспорту и дорожному хозяйству Республики Башкортостан, администрация городского округа город Уфа и администрация муниципального района Благовещенский район.
Решением суда от 31.03.2011 (судья Кручинина Н.Е.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 (судьи Рачков В.В., Махрова Н.В., Логиновских Л.Л.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель Юсупов И.А. просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений лицензионных требований и условий, а также установленного законодательством порядка осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с его стороны. Заявитель считает, что истцом не указано какие его права и законные интересы нарушил ответчик, каким образом оспариваемые действия ответчика препятствуют истцу осуществлять свои права. По мнению предпринимателя Юсупова И.А., судами не принято во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010 N 16-П, в соответствии с которым конституционное право на осуществление предпринимательской деятельности может быть ограничено только федеральным законом, нормы, предусматривающие ограничение права на осуществление предпринимательской деятельности, законами субъектов Российской Федерации устанавливаться не могут. Заявитель ссылается на отказ суда первой инстанции в удовлетворении его ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, а также на отклонение ходатайства о приобщении к материалам дела паспорта маршрута "Колхозный рынок" г. Уфы - м-н. "Улым" г. Благовещенска.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усматривает.
При рассмотрении дела судами установлено, что перевозки пассажиров по спорному маршруту осуществляют 14 автомашин, принадлежащих различным индивидуальным предпринимателям, у каждого из которых заключен договор фрахтования с ответчиком, имеющим лицензию на осуществление перевозок автобусным транспортом от 23.12.2003 N АСС-02-01111940. Указанные обстоятельства установлены по результатам проведенной прокуратурой проверки от 20.08.2010 N 252.
Согласно сведениям, указанным в письме Управления государственного автодорожного надзора по Республике Башкортостан от 24.11.2010 N 21-2585, ответчик имеет лицензионные карточки на 27 автотранспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки по межмуниципальному маршруту N 104 Уфа - Благовещенск.
Предприятие "Башавтотранс", ссылаясь на предоставление ему в установленном порядке права на осуществление пассажирских перевозок по межмуниципальному пригородному маршруту N 104 Уфа - Благовещенск, а также на то, что деятельность ответчика по перевозке пассажиров по указанному маршруту незаконна, нарушает экономические права и интересы истца, обратилось в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования и признавая незаконными действия ответчика, суды исходили из того, что перевозка пассажиров по спорному маршруту осуществляется ответчиком без соблюдения требований, установленных законодательством, а также нарушает экономические права и интересы истца.
Выводы судов соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
Решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правительством Республики Башкортостан 19.10.2010 утверждено Положение об организации и осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан N 207, которое устанавливает основные принципы осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом и порядок организации регулярных межмуниципальных маршрутов в пригородном и междугородном сообщениях на территории Республики Башкортостан, в частности, регламентирует открытие и организацию, порядок предоставления документов на открытие нового и переоформление действующего, условия функционирования автобусных маршрутов общего пользования в пригородном (межрайонном) и междугородном сообщениях в Республике Башкортостан.
Согласно ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 N 77-з "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан" уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий полномочия в области организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, в том числе:
в установленном порядке принимает решения об открытии, изменении или закрытии межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом;
утверждает паспорта маршрутов, согласовывает расписание движения транспортных средств по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом;
осуществляет координацию работы перевозчиков на межмуниципальных маршрутах регулярных перевозок пассажирским автомобильным транспортом;
осуществляет формирование и ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок, в том числе с указанием маршрутов, на которых предоставляются меры социальной поддержки;
организует и проводит конкурсы на право выполнения регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам и заключает договоры на их выполнение.
Исследовав и оценив в соответствии с положениями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, и установив, что у ответчика отсутствует паспорт автобусного маршрута, что он не состоит в договорных отношениях ни с уполномоченным органом, ни с истцом, в конкурсе на право выполнения регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам не участвовал, с заявлением о выдаче паспорта маршрута и регистрации в реестре межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок не обращался, и, учитывая, что действия ответчика нарушают экономические права и интересы истца, суды сделали вывод о незаконности действий предпринимателя Юсупова И.А. по осуществлению перевозок по спорному маршруту и удовлетворили исковые требования предприятия "Башавтотранс".
Обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на отсутствие нарушений ответчиком лицензионных требований и условий, а также установленного законодательством порядка осуществления деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом противоречит установленным судами фактическим обстоятельствам.
Довод заявителя о том, что судами не принято во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010 N 16-П обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия нарушений права ответчика на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку необходимость соблюдения установленного законом порядка осуществления определенного вида предпринимательской деятельности не является нарушением права на занятие данным видом деятельности.
Ссылка предпринимателя Юсупова И.А. на отказ суда первой инстанции в удовлетворении его ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, была рассмотрена судом апелляционной инстанции и отклонена в связи с необоснованностью того, каким образом судебный акт по делу может повлиять на права или обязанности Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Иные доводы заявителя не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, поскольку направлены на переоценку выводов, сделанных судами на основании установленных обстоятельств дела. Переоценка выводов судов не входит в полномочия суда кассационной инстанции (ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений или неправильного применения судами при разрешении спора норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 31.03.2011 по делу N А07-21453/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юсупова Илгиза Абударовича - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н.Макаров |
Судьи |
Т.Л.Вербенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в соответствии с подп. 12 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
...
Согласно ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2008 N 77-з "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом на территории Республики Башкортостан" уполномоченный орган исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий полномочия в области организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом, в том числе:
...
Довод заявителя о том, что судами не принято во внимание постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13.07.2010 N 16-П обоснованно отклонен судом апелляционной инстанции ввиду отсутствия нарушений права ответчика на занятие предпринимательской деятельностью, поскольку необходимость соблюдения установленного законом порядка осуществления определенного вида предпринимательской деятельности не является нарушением права на занятие данным видом деятельности.
...
решение Арбитражный суд Республики Башкортостан от 31.03.2011 по делу N А07-21453/10 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Юсупова Илгиза Абударовича - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2011 г. N Ф09-6355/11 по делу N А07-21453/2010