Екатеринбург |
|
16 июня 2014 г. |
Дело N А34-6549/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д. В.,
судей Лимонова И. В., Гусева О. Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Курганской области от 23.12.2013 по делу N А34-6549/2013 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, их представители в судебное заседание не явились.
Администрация Белозерского района Курганской области (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Курганской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании в доход муниципального образования Белозерский район Курганской области убытков в сумме 1 382 164 руб. 25 коп., связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским работникам, проживающим в сельской местности.
Определением суда от 14.11.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Курганской области, Финансовый отдел администрации Белозерского района Курганской области.
Решением суда от 23.12.2013 (судья Широков В.Л.) исковые требования к Российской Федерации удовлетворены в заявленном размере.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 (судьи Ершова С.Д., Забутырина Л.В., Хоронеко М.Н.) решение суда в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации убытков в сумме 4680 руб. отменено по заявлению администрации об отказе от требований к ответчику в данной части, производство по требованию в указанной части прекращено. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Заявитель жалобы ссылается на неправильное применение судами ст. 15, 16, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, п. 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
По мнению заявителя жалобы, материалы дела не содержат доказательств совокупности элементов, необходимых для возложения гражданско-правовой ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации; вышеуказанные акты не предусматривают ответственности Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации по данной категории дел; меры социальной поддержки медицинских работников, проживающих и работающих на территории села Белозерское Белозерского района Курганской области, являются расходными обязательствами Курганской области и муниципального образования Белозерский район.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации считает неправомерным отказ суда в удовлетворении ходатайства о привлечении в качестве соответчика по делу субъекта Российской Федерации - Курганской области.
Как следует из материалов дела и установлено судами, вступившими в законную силу решениями мирового судьи судебного участка N 2 Белозерского района Курганской области в период с июля 2010 года по декабрь 2011 года с администрации за счет средств местного бюджета в пользу граждан - работников ГБУ "Белозерская центральная районная больница" Хижняк Г.Г., Меньшиковой О.А., Кайгородцева А.П., Никифоровой Г.М., Сыздыковой А.К., Носовой В.Ю., Шмаковой Т.Г., Лебедевой Т.И., Александровой Г.М., Секисова А.М., Безгачевой Г.Т., Сотовой Л.Д., Бергер Е.А., Пуховой Л.А., Шмаковой Т.Г., Никифоровой Г.М., Коростелевой Т.Г., Бочаровой Г.Г., Лепеха О.А., Рожиной Т.Г., Соловьевой Г.Н., Корюкиной Л.В., Краснощекова Б.Г., Бабушкиной О.Н., Кузьминой Л.М., Хижняк Г.Г., Королевой З.П., Мальцева П.П., Прекиной О.В., Оглоблиной Е.Л., Верховых Т.Н., Вохменцевой В.А., Шамсутдинова Р.Р., Нуркиновой Б.К., Худяковой В.С., Егоровой М.Г., Потаниной Н.А., Зарандии Н.И., Сидоренко Н.С., Меньшиковой О.А., Дмитриевой Л.Л., Гончаровой М.М., Коростелевой Т.Г., Каргаполовой О.В., Доможирова Ю.Н., Менщиковой Е.А., Секисовой Н.А., Ступиной Л.В., Бурнашовой О.А., Чертковой Г.З., Снайдерман Е.В., Шанауровой Е.С., Тимофеевой Л.П., Сыздыковой А.К., Ступиной Л.С, Рожиной Т.Г., Ермековой Д.А., Куртановой А.Б., Носковой НА., Романовой С.И., Ураскеновой М.А., Воронежской Н.А., Жевлаковой С.Ф., Устюговой Т.Л., Оглоблиной Е.Л., Калегиной Г.М., Степанюк Л.Д., Ефимовой Л.А., Медведева Н.А., Пуховой М.В., Валовой Л.А., Лебедевой Т.П., Воронежской М.Б., Белевича А.М., Кузьминой Л.Ф., Зотиковой С.А., Барбашиной А.А.,Сотовой Л.Д., Зерновой Н.С., Кассиной О.Л., Секисова А.М., Чебыкиной Т.В., Долгушиной О.В., Кайгородцева А.П., Достоваловой А.А., Пуховой Н.В., Волосниковой Е.Н., Бергер Е.А., Осиповой О.М., Хитровой О.А., Чертковой Г.З., Даниловой С.А., Пуховой Л.А., Жевлаковой Е.И., Семеновой Н.А., Гинзбург М.А., Филипских Н.Я., Зябловой Л.С., Лукашовой С.А., Неупокоевой С.А., Романовой Т.И., Белобородовой Н.Г., Унжаковой В.Ф., Зотиковой Т.И., Бикушевой Т.П., Овечкиной С.И., Шорихиной О.Г., Шевченко ТА., Шмаковой Н.С, Ковалевой И.И., Вяткиной Т.И., Ковалевой И.И., Человечковой Н.П. с администрации за счет казны муниципального образования взысканы компенсации по коммунальным платежам и возмещение судебных расходов в общей сумме 1 382 164 руб. 25 коп.; на принудительное исполнение судебных актов выданы исполнительные листы; судебные акты исполнены за счет средств администрации.
Ссылаясь на то, что исполнение вышеназванных судебных актов является убытками бюджета муниципального образования Белозерский район, так как предоставление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам является расходным обязательством Российской Федерации, которая необходимые на выплату компенсации денежные средства не выделила, администрация обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций исходили из наличия оснований для взыскания убытков с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Выводы судов соответствуют нормам права и обстоятельствам дела.
В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ст. 16, 1069 указанного Кодекса).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до 01.01.2005 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.
Согласно п. 50 ст. 35 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан признана утратившей силу, ст. 63 дополнена ч. 4, 5, 6, в соответствии с которыми меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации; муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Закона N 122-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01.01.2005 право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых указанным Федеральным законом нормах, данный Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных данным Федеральным законом.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ на территории Курганской области принят Закон от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым определены виды и объем предоставления мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения.
Исследовав материалы дела и установив, что финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот медицинским работникам в федеральном бюджете не планировались и Курганской области не выделялись, суды сделали верный вывод о том, что убытки в заявленной сумме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Возложение Российской Федерацией обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций. При недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств.
При изложенных обстоятельствах доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения гражданско-правовой ответственности на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации являются несостоятельными.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2014 по делу N А34-6549/2013 Арбитражного суда Курганской области оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.В.Жаворонков |
Судьи |
И.В.Лимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Во исполнение Закона N 122-ФЗ на территории Курганской области принят Закон от 07.09.2005 N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области", которым определены виды и объем предоставления мер социальной поддержки в виде компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения.
Исследовав материалы дела и установив, что финансовые средства на осуществление государственных полномочий по предоставлению льгот медицинским работникам в федеральном бюджете не планировались и Курганской области не выделялись, суды сделали верный вывод о том, что убытки в заявленной сумме подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
При этом суды приняли во внимание правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, согласно которой недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 16 июня 2014 г. N Ф09-3207/14 по делу N А34-6549/2013