Екатеринбург |
|
26 октября 2011 г. |
N Ф09-5571/11 |
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 7 сентября 2011 г. N Ф09-5571/11 по делу N А07-14193/2010
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2011 г. N 18АП-5370/11
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2011 г. N 18АП-550/2011
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 24 января 2011 г. N Ф09-11591/10-С4 по делу N А07-12886/2009
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 2 сентября 2009 г. N Ф09-6451/09-С4
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 3 июня 2009 г. N 18АП-3408/2009
См. также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 марта 2009 г. N 18АП-8634/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Шершон Н.В.,
судей Кондратьевой Л.И., Лиходумовой С.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Республике Башкортостан (далее - уполномоченный орган) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан (далее - управление Росимущества) на определение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 21.04.2011 по делу N А07-14193/2010 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по тому же делу о признании открытого акционерного общества "Первушинский" (ИНН: 0234000366; ОГРН: 1080260000105; далее - общество "Первушинский", должник) несостоятельным (банкротом).
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
открытого акционерного общества "Уфимское агрегатное производственное объединение" - Хаматшин Р.Р. (доверенность от 15.08.2011 N ЮГ/2024);
управления Росимущества - Исаргапов Р.С. (доверенность от 16.02.2011 N 49-д);
уполномоченного органа - Хайруллина И.Д. (доверенность от 13.07.2001 серия 02 АА N 0828274).
Представитель Батраева А.Р. не допущена судом к участию в судебном заседании в связи с отсутствием подлинника доверенности, суду представлена копия доверенности от 13.04.2011.
Общество "Первушинский" своего представителя в судебное заседание не направило.
Уполномоченным органом заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов.
В удовлетворении ходатайства судом кассационной инстанции отказано, поскольку в силу ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации сбор и оценка дополнительных доказательств не входят в компетенцию суда кассационной инстанции, который проверяет законность принятых судебных актов на основании имеющихся в деле доказательств, исследованных и оцененных судами первой и апелляционной инстанций.
Определением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 08.12.2010 в отношении общества "Первушинский" введено наблюдение; временным управляющим утвержден Миргалеев Р.М.
Уполномоченный орган 09.03.2011 обратился в арбитражный суд с заявлением о включении в реестр требований кредиторов общества "Первушинский" задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в размере 3 600 165 руб. 81 коп., в том числе: 2 814 913 руб. 41 коп. - недоимка по налогам и сборам, 784 752 руб. 40 коп. - пени, 500 руб. - штрафы, задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 216 587 руб. 33 коп., в том числе: 90 465 руб. - накопительная часть трудовой пенсии, 126 122 руб. 33 коп - пени на страховую часть трудовой пенсии
Определением суда от 21.04.2011 (с учетом определения от 03.05.2011 об исправлении описки; судья Давлетова И.Р.) требование уполномоченного органа удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 (судьи Толкунов В.М., Дмитриева Н.Н., Малышев М.Б.) определение суда от 21.04.2011 в части включения в реестр требований кредиторов задолженности по обязательным платежам в сумме 2 035 486 руб. 53 коп. и пени в сумме 604 273 руб. 80 коп. отменено, в этой части в удовлетворении требования о включении требования в реестр требований кредиторов отказано. В остальной части определение суда от 21.04.2011 о включении требования в реестр требований кредиторов должника оставлено без изменения.
Уполномоченный орган в кассационной жалобе просит постановление суда апелляционной инстанции от 01.08.2011 отменить, определение суда первой инстанции от 21.04.2011 оставить без изменения, ссылаясь на несоответствие выводов суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Заявитель жалобы полагает, что Межведомственная республиканская комиссия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей была вправе принимать решения об отмене права на реструктуризацию долгов только после вступления в силу Федерального закона от 13.05.2008 N 67-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных производителей", то есть после 27.05.2008. До указанной даты право принимать такие решения было предоставлено уполномоченному органу, в связи с чем уведомление от 25.07.2007 N 36 о расторжении соглашения о реструктуризации долга направлено уполномоченным органом обществу "Первушинский" правомерно, порядок и сроки принудительного бесспорного взыскания задолженности уполномоченным органом соблюдены. Заявитель жалобы также указывает, что наличие спорной задолженности должником не оспаривается, доказательств её погашения не представлено.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит определение и постановление в части включения в реестр требований кредиторов должника суммы требований по налогам и сборам в размере 779 426 руб. 88 коп., пени по налогам и сборам в размере 180 478 руб. 60 коп., 500 руб. по штрафам, 216 587 руб. 33 коп. по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование отменить, принять новый судебный акт. Заявитель жалобы полагает, что указанные требования не могут быть приняты во внимание, так как ранее уже были предметом спора в рамках дела N А07-12886/2009 о банкротстве общества "Первушинский" по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Регион 102" и в рамках указанного дела были частично удовлетворены.
Уполномоченный орган в письменном отзыве на кассационную жалобу управления Росимущества просит определение суда первой инстанции от 21.04.2011 и постановление суда апелляционной инстанции 01.08.2011 в части включения Федеральной налоговой службы в реестр кредиторов общества "Первушинский" оставить без изменения, жалобу управления Росимущества - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, определением суда от 08.12.2010 в отношении должника введено наблюдение, соответствующее информационное сообщение опубликовано в издании "Коммерсантъ" от 22.01.2011 N 10.
Уполномоченный орган на основании ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) обратился в арбитражный суд с требованием о включении в реестр требований кредиторов общества "Первушинский" задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды в общей сумме 3 600 165 руб. 81 коп.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции признал указанную задолженность обоснованной, документально подтвержденной и подлежащей включению в реестр требований кредиторов должника.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в отношении требования об уплате налога от 07.09.2007 N 20965 на сумму 2 639 760 руб. 30 коп., из которых 2 035 486 руб. 53 коп. - сумма налогов и сборов, 604 273 руб. 80 коп. - сумма пени, уполномоченным органом нарушена процедура принудительного взыскания, в силу чего данные суммы не подлежат включению в реестр требований кредиторов должника, и отказал в этой части в удовлетворении требования уполномоченного органа. В остальной части определение суда от 21.04.2011 судом апелляционной инстанции оставлено без изменения с указанием на то, что уполномоченный орган подтвердил свое право на принудительное взыскание задолженности в оставшейся части, доказательств несоблюдения им порядка взыскания этой задолженности, несоблюдения сроков исковой давности для обращения в суд, несоответствия задолженности фактической обязанности налогоплательщика в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст. 71 Закона о банкротстве для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований.
В силу указанной нормы требования кредиторов рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов.
Согласно п. 19 постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, определенном ст. 47, 48 названного Кодекса.
Возможность принудительного взыскания налога и пени утрачивается при истечении срока давности взыскания налогов в судебном порядке.
В подтверждение неисполнения должником обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды в общей сумме 3 600 165 руб. 81 коп. уполномоченным органом представлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, решения о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, решения и постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, постановления службы судебных приставов о возбуждении исполнительного производства; в отношении задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование представлено уведомление о наличии задолженности от 21.01.2011 с приложением соответствующих документов.
Из материалов дела также следует, что между уполномоченным органом и совхозом "Первушинский" (правопреемником которого является общество "Первушинский") в соответствии с положениями Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" 27.02.2004 заключено соглашение о реструктуризации долга по основному долгу и пени по состоянию на 01.02.2004 в сумме 2 052 000 руб., в том числе перед бюджетами всех уровней по налогам и сборам в сумме 21 000 руб., по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в сумме 2 032 000 руб.
В связи с тем, что должником задолженность по уплате текущих налоговых платежей и пеням в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долга (уведомление о приостановлении права на реструктуризацию от 15.05.2007 N 33) не ликвидирована, уполномоченный орган направил в адрес общества "Первушинский" уведомление от 25.07.2007 N 36 о расторжении соглашения о реструктуризации долга от 27.02.2004, выставил требование от 07.09.2007 N 20965 об уплате налога в сумме 2 035 486 руб. 53 коп. Указанная сумма недоимки, а также сумма пени в размере 604 273 руб. 80 коп. учтена в составе рассматриваемого требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов общества "Первушинский".
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что оценка требованию об уплате налога от 07.09.2007 N 20965 дана судом в рамках дела N А07-15839/2008, при рассмотрении которого установлено, что решение об отмене права совхоза "Первушинский" на реструктуризацию вышеуказанной задолженности принято Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей 31.03.2008 в соответствии с п. 11 Порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного Протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4. Поскольку в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" отсроченные, рассроченные обязательства должника считаются наступившими с даты принятия Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей решения об отмене права на реструктуризацию (в рассматриваемом случае с 31.03.2008), то суды пришли к выводу, что уполномоченный орган, направив должнику требование от 07.09.2007 N 20965, содержащее реструктуризированную задолженность в сумме 2 035 486 руб. 53 коп., до принятия решения об отмене реструктуризации, нарушил порядок принудительного взыскания задолженности.
Учитывая изложенное, принимая во внимание пояснения представителя уполномоченного органа о том, что в деле N А07-15839/2008 и в настоящем деле речь идет об одном и том же требовании от 07.09.2007 N 20965, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что задолженность по обязательным платежам в сумме 2 035 486 руб. 53 коп. и пени в сумме 604 273 руб. 80 коп. не подлежит включению в реестр требований кредиторов общества "Первушинский" ввиду нарушения уполномоченным органом процедуры принудительного взыскания и отказал в удовлетворении заявления в указанной части.
Рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства и оценив их с учетом положений ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в остальной части требование уполномоченного органа документально подтверждено, бесспорный порядок взыскания налога и пеней, а также судебный порядок взыскания с учетом установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков уполномоченный органом соблюдены. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
Обстоятельства дела установлены судом апелляционной инстанции правильно, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы уполномоченного органа направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, имеющихся в материалах дела доказательств и сделанных на их основании выводов, что согласно ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Доводы управления Росимущества, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции также отклоняются, поскольку не подтверждены материалами дела. Как указано судом апелляционной инстанции, доказательств, свидетельствующих о том, что в рамках дела N А07-12886/2009 погашена именно та задолженность, которая заявлена в настоящем деле, не имеется, из представленных платежных поручений и судебных актов по делу N А07-12886/2009 данное обстоятельство не следует.
Нарушений норм материального права, влекущих в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменение или отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного постановление суда апелляционной инстанции от 01.08.2011 отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по делу N А07-14193/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Республике Башкортостан и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Шершон |
Судьи |
Л.И. Кондратьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В связи с тем, что должником задолженность по уплате текущих налоговых платежей и пеням в течение 90 дней со дня приостановления права на реструктуризацию долга (уведомление о приостановлении права на реструктуризацию от 15.05.2007 N 33) не ликвидирована, уполномоченный орган направил в адрес общества "Первушинский" уведомление от 25.07.2007 N 36 о расторжении соглашения о реструктуризации долга от 27.02.2004, выставил требование от 07.09.2007 N 20965 об уплате налога в сумме 2 035 486 руб. 53 коп. Указанная сумма недоимки, а также сумма пени в размере 604 273 руб. 80 коп. учтена в составе рассматриваемого требования уполномоченного органа о включении в реестр требований кредиторов общества "Первушинский".
Вместе с тем суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что оценка требованию об уплате налога от 07.09.2007 N 20965 дана судом в рамках дела N А07-15839/2008, при рассмотрении которого установлено, что решение об отмене права совхоза "Первушинский" на реструктуризацию вышеуказанной задолженности принято Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей 31.03.2008 в соответствии с п. 11 Порядка проведения реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей, утвержденного Протоколом заседания межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 N 4. Поскольку в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 09.07.2002 N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" отсроченные, рассроченные обязательства должника считаются наступившими с даты принятия Межведомственной республиканской комиссией по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей решения об отмене права на реструктуризацию (в рассматриваемом случае с 31.03.2008), то суды пришли к выводу, что уполномоченный орган, направив должнику требование от 07.09.2007 N 20965, содержащее реструктуризированную задолженность в сумме 2 035 486 руб. 53 коп., до принятия решения об отмене реструктуризации, нарушил порядок принудительного взыскания задолженности.
...
Рассмотрев доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные ими доказательства и оценив их с учетом положений ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции установил, что в остальной части требование уполномоченного органа документально подтверждено, бесспорный порядок взыскания налога и пеней, а также судебный порядок взыскания с учетом установленных Налоговым кодексом Российской Федерации сроков уполномоченный органом соблюдены. Доказательств иного в материалах дела не имеется.
...
постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2011 по делу N А07-14193/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Республике Башкортостан и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 октября 2011 г. N Ф09-5571/11 по делу N А07-14193/2010
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9705/13
21.08.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9023/13
16.08.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7256/13
06.08.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7253/13
06.08.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7284/13
15.07.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-7498/13
13.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5571/11
15.04.2013 Определение Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4048/13
22.01.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12186/12
29.05.2012 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-14193/10
26.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5571/2011
07.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-5571/2011
01.08.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5590/11
29.06.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5370/11
22.02.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-550/2011