Екатеринбург |
|
20 апреля 2015 г. |
Дело N А60-33838/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Рябовой С.Э.,
судей Купреенкова В.А., Столярова А.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" в лице филиала по Свердловской области на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2014 по делу N А60-33838/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по тому же делу.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились.
Закрытое акционерное общество "Юг-Сервис" (далее - общество "Юг-Сервис") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Свердловской области (далее - Управление Росреестра), федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" (далее - Учреждение) об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 15 899 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125, установленную по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 11 463 000 руб. 00 коп.; об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 17 862 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170, установленную по состоянию на 01.01.2010 равной его рыночной стоимости в размере 12 753 000 руб. 00 коп.; об обязании Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 66:59:0102002:125, 66:59:0102002:170, в качестве кадастровой стоимости данных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2014 (судья Италмасова Е.Г.) заявленные требования удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка площадью 15 899 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125, признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 11 463 000 руб., кадастровая стоимость земельного участка площадью 17 862 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 12 753 руб.; с Управления Росреестра и с Учреждения в пользу общества "Юг-Сервис" взыскано по 2 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 (судьи Панькова Г.Л., Гладких Е.О., Голубцова Ю.А.) решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, Учреждение обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части удовлетворения требований к Учреждению. Как указывает заявитель жалобы, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку не является органом кадастрового учета в области оценки. Функции по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, осуществляются учреждением непосредственно в структуре Управления Росреестра, а не самостоятельно, являются федеральными государственными функциями. Заявитель полагает, что суд первой инстанции в нарушение правил о пропорциональном распределении судебных расходов, предусмотренных ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильно определил сумму государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчиков.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
При рассмотрении спора судами установлено, что обществу "Юг-Сервис" на праве собственности принадлежат земельные участки:
- площадью 15 899 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125 (свидетельство о государственной регистрации права от 22.01.2010 серии 66 АД N 071034), кадастровая стоимость 35 378 772 руб. 78 коп.,
- площадью 17 862 кв. м, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170 (свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2011 серии 66 АД N 860557), кадастровая стоимость 38 906 115 руб. 30 коп.
По заказу общества "Юг-Сервис" оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "ЦТИ Аудит" подготовлен отчет об оценке от 07.07.2014 N Оц/2606/1, согласно которому
- рыночная стоимость земельного участка площадью 15 899 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:125 по состоянию на 01.01.2010 составляет 11 463 000 руб. 00 коп.;
- рыночная стоимость земельного участка площадью 17 862 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Полевской, Западный промышленный район, 1/1, с кадастровым номером 66:59:0102002:170 по состоянию на 01.01.2010 составляет 12 753 000 руб. 00 коп.
Достоверность данных, указанных в названном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация "Экспертный совет" от 09.07.2014 N ЕК-096.
Общество "Юг-Сервис", ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных земельных участков превышает их рыночную стоимость, определенную по состоянию на 01.01.2010, обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ) кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в частности, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчет от 07.07.2014 N Оц/2606/1 об определении рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2010, а также положительное экспертное заключение от 09.07.2014 N ЕК-096 в отношении этого отчета, установив, что кадастровая стоимость спорных земельных участков по состоянию на 01.01.2010 значительно превышает его рыночную стоимость на эту дату, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований общества "Юг-Сервис".
Довод Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому спору, так как проведение государственной кадастровой оценки земель относится не к ее компетенции, а к компетенции управления Росреестра подлежит отклонению в связи со следующим.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в данном случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
Государственным органом, осуществляющим функции в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной кадастровой оценки, является Росреестр. Однако в настоящий момент ряд его функций в этой сфере, в том числе по ведению государственного кадастра недвижимости, а также по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утверждены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222), переданы федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии". Следовательно, Учреждение привлечено к участию в деле в качестве ответчика правомерно.
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерности взыскания с него судебных расходов, судом апелляционной инстанции рассмотрен и также обоснованно отклонен.
Частью 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), должностного лица такого органа, за исключением прокурора, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат возмещению соответствующим органом в составе судебных расходов (п. 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах").
Следовательно, отнесение судом первой инстанции на Учреждение судебных расходов как на одного из ответчиков соответствует нормам материального права, а также требованиям процессуального законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в соответствии со ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.10.2014 по делу N А60-33838/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2015 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области" в лице филиала по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Э. Рябова |
Судьи |
В.А. Купреенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.