Екатеринбург |
|
23 апреля 2015 г. |
Дело N А50-10998/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Василенко С.Н., Токмаковой А.Н.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конкур-Пермь" (ИНН: 5905287800; ОГРН: 1115905006612; далее - общество "Конкур-Пермь") на решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2014 по делу N А50-10998/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании принял участие представитель общества "Конкур-Пермь" - Нахабин В.Ю., генеральный директор, (протокол собрания учредителей от 20.10.2011).
Общество "Конкур-Пермь" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственной ветеринарной инспекции Пермского края (далее - заинтересованное лицо, инспекция) о признании недействительным требования от 21.04.2014 N 2.
Решением суда от 26.09.2014 (судья Аликина Е.Н.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 (судьи Щеклеина Л.Ю., Васева Е.Е., Грибиниченко О.Г.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "Конкур-Пермь" просит указанные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, возложение на него обязанностей согласно планам мероприятий по оздоровлению от лептоспироза животных (лошадей), являющимся приложениями к распоряжениям, не соответствует ст. 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии).
Общество "Конкур-Пермь" считает, что наложение ограничительных мероприятий (карантина) непосредственно на конюшни, принадлежащие ему, не соответствует ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 18 Закона о ветеринарии и ветеринарным правилам; то обстоятельство, что лошади находились в конюшнях заявителя правового значения не имеет, поскольку конюшни не входят в состав животноводческих хозяйств тех лиц, у животных которых констатирован диагноз "лептоспироз".
Общество "Конкур-Пермь" указывает, что во исполнение незаконно возложенных на него обязанностей по запрету на вывоз и ввоз лошадей последний был вынужден заключить договор об оказании охранных услуг от 07.04.2014 с обществом с ограниченной ответственностью ЧОП "РоСа-Профи", по условиям которого последний принял на себя обязательства по организации и обеспечению соблюдения ограничительных мероприятий (карантина), наложенных ветеринарной инспекцией от 04.04.2014 на территории охраняемых объектов, расположенных по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. 162 (конюшни N 4, 6, 12, 14, 15), в связи с чем заявитель понес непредвиденные и неоправданные расходы.
Заявитель жалобы полагает, что суды необоснованно применили недействующие санитарные и ветеринарные правила СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96.3.1 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных. 8. Лептоспироз. Санитарные правила. Ветеринарные правила" утвержденные Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31.05.1996 N 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18.06.1996 N 23 (далее - СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1), а также ст. 8 и ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), поскольку деятельность общества никогда не была связана с необходимостью выполнения требований санитарного законодательства.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, ссылаясь на отсутствие оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, обществу "Конкур-Пермь" принадлежат на праве собственности здания конюшен (литеры О, Н, Л, Х, К, И, Ж), расположенные по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. 162, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 59-БГ N 274169, 274171, 273151, 274183, 274168, 274172, 274173, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю.
Инспекцией в адрес общества "Конкур-Пермь" направлено требование от 21.04.2014 N 2 "О проведении ветеринарных мероприятий по профилактике и борьбе с заразными болезнями животных", в соответствии с которым обществам "Конкур-Пермь", "Инвест-Трейд" необходимо обеспечить на территории бывшего ипподрома по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, д. 162, на период проведения ограничительных мероприятий (карантина) по лептоспирозу выполнение следующих мероприятий:
1) обеспечить подключение централизованного водоснабжения всех конюшен общества "Конкур-Пермь" (тренерские отделения N 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15), где находятся на содержании лошади, для полноценного поения лошадей водой, безопасной для здоровья животных и окружающей среды, соответствующей ветеринарно-санитарным требованиям и нормам;
2) организовать соблюдение зоогигиенических и ветеринарно-санитарных требований, обеспечивающих предупреждение болезней животных, связанных с содержанием животных (конноспортивных лошадей, а именно: беспрепятственный пропуск (в дневное время суток с 09.00 до 19.00 по графику) лошадей, сопровождаемых владельцами или обслуживающим персоналом (тренеры, работники конюшен), для обязательного проведения моциона и тренинга лошадей рысистых и верховых пород (тренерские отделения N 3, 4, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15):
- на специальном беговом круге, расположенном на бывшей территории открытого акционерного общества "Пермский ипподром" (далее - общество "Пермский ипподром"),
- на специальной конской тропе, расположенной в Черняевском лесу, вблизи бывшей территории общества "Пермский ипподром" (дополнительный вход), без права выхода на оживленные улицы и места массового скопления людей на территории города Перми;
3) запретить ввод и вывод лошадей через главный вход (пропускной пункт) со стороны шоссе Космонавтов, пропуск посторонних лиц (детей несовершеннолетнего возраста), проезд личного автотранспорта, кроме доставляющего корма и материалы (опил, инвентарь) для обслуживания лошадей.
Полагая, что указанное требование инспекции вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы, общество "Конкур-Пермь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из отсутствия правовых оснований для признания оспариваемого требования недействительным.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконным решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется доказать наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному ненормативному акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 3.1 Закона о ветеринарии к полномочиям Российской Федерации в области ветеринарии, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся установление и отмена ограничительных мероприятий (карантина) на территории субъекта Российской Федерации.
На основании Положения о государственной ветеринарной инспекции Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 13.03.2008 N 45-п, государственная ветеринарная инспекция Пермского края - исполнительный орган государственной власти Пермского края, являющийся уполномоченным органом в области ветеринарии.
В силу указа губернатора Пермского края от 12.08.2011 N 65, в соответствии с п. 3.2.5 Положения о ветеринарной инспекции инспекция в рамках обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия осуществляет организацию и (или) установление, организацию и (или) отмену ограничительных мероприятий (карантина) на территории Пермского края в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных, за исключением особо опасных, болезней животных.
Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 19.12.2011 N 476 утвержден Перечень заразных, в том числе опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин). Согласно данному Перечню лептоспироз является опасной болезнью, по которой может устанавливаться карантин.
Решением комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 455 утвержден Сводный перечень опасных карантинных болезней животных, в котором в отношении Российской Федерации предусмотрено, что лептоспироз отнесен к болезням животных, при которых устанавливаются карантин или ограничения.
Инспекцией изданы распоряжения о наложении ограничительных мероприятий (карантина) по лептоспирозу от 04.04.2014 N СЭД-49-01-15-28, от 04.04.2014 N СЭД-49-01-15-31, от 15.04.2014 N СЭД-49-01-15-36, от 15.04.2014 N СЭД-49-01-15-37, от 04.04.2014 N СЭД-49-01-15-27, от 15.04.2014 N СЭД-49-01-15-38, от 04.04.2014 N СЭД-49-01-15-30, от 04.04.2014 N СЭД-49-01-15-29, согласно которым наложены ограничительные мероприятия (карантин) по лептоспирозу животных (лошадей) на конюшни N 4, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, принадлежащие обществу "Конкур-Пермь"; п. 2 указанных распоряжений утверждены планы по оздоровлению от лептоспироза животных (лошадей) на всех перечисленных конюшнях и обществу "Конкур-Пермь" совместно с владельцами лошадей, ветеринарными специалистами, ГБУВПК "Пермская СББЖ" предписано провести ряд общехозяйственных, ограничительных и ветеринарных мероприятий, направленных на устранение инфекции: запретить вывозить (ввозить) животных для племенных и пользовательских целей; запретить перегруппировку животных без ведома ветеринарного врача, обслуживающего конюшню; провести вынужденную дезинфекцию конюшни; провести дератизацию с последующим удалением трупов грызунов.
Согласно ст. 9 Закона о ветеринарии должностные лица органов государственного ветеринарного надзора, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о ветеринарии, посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других ветеринарных мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил; предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований; устанавливать причины, условия возникновения и распространения заразных болезней животных и небезопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства; принимать решения о проведении диагностических исследований и вакцинации животных по эпизоотическим показаниям; привлекать в установленном порядке к ответственности должностных лиц организаций и граждан за нарушение законодательства Российской Федерации о ветеринарии в соответствии с данным Законом.
Основные требования к комплексу профилактических, противоэпизоотических и противоэпидемических мероприятий; методы оздоровления неблагополучных хозяйств, профилактика инфицирования продуктов питания на предприятиях торговли; мероприятия, направленные на ограничение роли человека как источника возбудителя инфекции содержатся в СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1.
В силу раздела 3 СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1 лептоспироз - зоонозная природно-очаговая инфекционная болезнь диких, домашних животных и человека, широко распространенная в различных ландшафтно-географических зонах мира.
Пунктом 4.1 СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1 основанием для подозрения на неблагополучие хозяйства по лептоспирозу служат клинические признаки болезни и патологоанатомические изменения, характерные для этой инфекции, обнаружение специфических антител в крови животных. Диагноз лептоспироза во всех случаях должен быть подтвержден лабораторными исследованиями.
В соответствии с п. 4.8 СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1 при установлении диагноза лептоспироз администрация района (города) по представлению главного ветеринарного врача района (города) выносит решение об объявлении хозяйства (его отдельной части), населенного пункта неблагополучным по лептоспирозу, вводит ограничения и утверждает план по оздоровлению хозяйства.
Одновременно главный ветеринарный врач района (города) сообщает об этом вышестоящему ветеринарному органу и территориальному центру Госсанэпиднадзора.
В плане оздоровительных мероприятий правила предусматривают необходимые диагностические исследования животных, ограничительные, ветеринарные, санитарные, организационно-хозяйственные мероприятия с указанием сроков проведения и ответственных лиц.
Согласно п. 4.9 СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1 по условиям ограничений запрещается: выводить (ввозить) животных для целей воспроизводства, продавать животных населению; перегруппировывать животных без ведома ветеринарного специалиста, обслуживающего хозяйство; допускать животных к воде открытых водоемов и использовать ее для поения и купания животных; выпасать невакцинированных животных на пастбищах, где выпасались больные лептоспирозом животные, или на территории природного очага лептоспироза; скармливать невакцинированным животным корма, в которых обнаружены инфицированные лептоспирами грызуны.
В соответствии со ст. 18 Закона о ветеринарии ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны: осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства; соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства; предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении; до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании; соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства; выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Статьей 13 Закона о ветеринарии установлены требования к содержанию, кормлению и водопою животных, их перевозке или перегону, согласно которым помещения, предназначенные для временного или постоянного содержания животных, по своей площади и оборудованию должны обеспечивать благоприятные условия для их здоровья. Предприятия, учреждения, организации и граждане - владельцы животных обязаны обеспечивать их кормами и водой, безопасными для здоровья животных и окружающей среды, соответствующими ветеринарно-санитарным требованиям и нормам.
Перевозка или перегон животных должны осуществляться по согласованным с органами государственного ветеринарного надзора маршрутам и с соблюдением требований по предупреждению возникновения и распространения болезней животных.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Суды установив, что на основании протоколов лабораторных исследований, проведенных ГБУВК "Пермский ветеринарный диагностический центр" от 04.04.2014 N 1407, от 15.04.2014 N 1444, зафиксированы факты наличия инфицированных вирусом лептоспироза животных на территории конюшен N 4, 6, 10, 11, 12, 13, 14, 15, расположенных по адресу: г. Пермь, шоссе Космонавтов, 162; общество "Конкур-Пермь", являясь собственником конюшен, на которых возник очаг инфекции, обязано привести свое имущество в состояние, исключающее распространение опасной вирусной инфекции, в силу специфики объектов общества (конюшен), соответствующих требованиям Федерального закона N 52-ФЗ; для выполнения всех мероприятий заявителю направлено оспариваемое требование, предусматривающее меры, направленные на создание полноценных условий для содержания, водопоя животных, их выгула на территории бывшего ипподрома, избежание контактов с окружающими за пределами указанной территории; инфицированные вирусом лептоспироза животные в указанных конюшнях являлись угрозой возникновения и распространения заразной зоонозной природноочаговой инфекционной болезни, общей для человека и животных, в связи с чем ветеринарной инспекцией законно и обоснованно был введен карантин и утвержден план мероприятий, направленных на оздоровление животных на конюшнях общества "Конкур-Пермь", пришли к обоснованному выводу о том, что мероприятия, указанные в оспариваемом требовании, соответствуют Закону о ветеринарии, СП 3.1.091-96. ВП 13.3.1310-96. 3.1.
Доводы заявителя кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и исследованных доказательств, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, были предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Оснований для переоценки выводов судов, установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств у суда кассационной инстанции в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пермского края от 26.09.2014 по делу N А50-10998/2014 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2014 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Конкур-Пермь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Г.Гусев |
Судьи |
С.Н.Василенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.