Екатеринбург |
|
31 октября 2011 г. |
N Ф09-6878/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Черкезова Е.О.,
судей Поротниковой Е.А., Татариновой И.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Шитоевой Елены Витальевны, Евстигнеева Виталия Викторовича, Вертуновой Валентины Тимофеевны, Моргуновой Любови Николаевны, Ушаковой Надежды Григорьевны, Сычугова Николая Сократовича, Аристова Александра Олеговича, Шитоевой Людмилы Леонидовны, Абдурахманова Элшада Мамедрза Оглы, Остроумова Алексея Юрьевича, Кобелева Валерия Владимировича, Бурдиной Алевтины Яковлевны, Филипповой Марины Витальевны, Швецовой Евдокии Петровны, Соловьева Анатолия Анатольевича, Сивкова Сергея Сергеевича, Мищенко Владимира Николаевича, Мальцева Валерия Игоревича, Мошевой Муслимы Ахнатфанзовны, Мошева Михаила Васильевича (далее - заявители) на решение Арбитражного суда Пермского края от 15.08.2011 по делу N А50-8523/2011.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежащим образом, путем направления в их адрес копий определения о принятии кассационной жалобы к производству заказным письмом с уведомлением, а также размещения данной информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили.
Заявители обратились в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействующим п. 6 приложения к Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского ((ИНН: 5902184588, ОГРН: 1025900537574; далее - РЭК) края от 23.12.2010 N 322-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей ОАО "РЖД", Пермский участок производства Дирекции по тепловодоснабжению филиала "Свердловская железная дорога" (г. Пермь)" (далее - Постановление N 322-т).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Российские железные дороги", в лице Дирекции по тепловодоснабжению филиала Свердловской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "РЖД" (далее - общество).
Решением суда от 15.08.2011 (судьи Мещерякова Т.И., Алексеев А.Е., Байдина И.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявители просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда о том, что оспариваемый нормативный акт не нарушает требований вышестоящих нормативных актов.
Как следует из материалов дела, передача тепловой энергии в жилые дома N 18 и N 28 по ул. Дзержинского г. Перми производится котельной открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" Уральский филиал Пассажирское вагонное депо Пермь" (г. Пермь, ул. Дзержинского, 44), принадлежащий обществу на праве собственности.
Постановлением РЭК от 28.09.2010 N 126-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания", Уральский филиал - Пассажирское вагонное депо Пермь (г. Пермь)" установлен и введен в действие с 04.10.2010 г.. тариф на тепловую энергию в размере 1592,03 руб./Гкал (без НДС).
Постановлением РЭК от 01.12.2009 N 235-т установлен тариф на услугу по передаче тепловой энергии по сетям филиала общества в размере 153,78 руб./Гкал.
Таким образом, конечный тариф на тепловую энергию для населения, получающего тепловую энергию от ЦТП по адресу Дзержинского, д.44, в период с 04.10.2010 г.. по 31.12.2010 г.., согласно принятых нормативных правовых актов составлял 1745,81 руб./Гкал. (тариф на тепловую энергию+тариф на услугу по передаче тепловой энергии).
Постановлением РЭК N 322-т "О тарифах на тепловую энергию для потребителей общества, Пермский участок производства Дирекции по тепловодоснабжению филиала "Свердловская железная дорога" (г. Пермь)" установлены и утверждены тарифы на тепловую энергию, в том числе для потребителей, оплачивающих производство и подачу тепловой энергии (ЦТП, ул. Дзержинского, 44, г. Пермь; п. 6 Приложения).
В январе 2011 г.. потребителями услуги, проживающими по адресу г. Пермь ул. Дзержинского д.18, д.28 получена квитанция на оплату жилищных коммунальных услуг (далее - ЖКУ) согласно которой тариф отопления по сравнению с тарифом, выставляемым потребителям в 2010 г., повысился на 210%.
Заявители, считая, что оспариваемым постановлением на них возложена обязанность по оплате необоснованно установленного тарифа, а повышение стоимости тепла ограничивает право жителей дома на получение доступных коммунальных услуг, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Проанализировав оспариваемый акт РЭК, суд, руководствуясь п. 1.1, 2.1.1, 3.2.5 Положения о Региональной энергетической комиссии Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края 24.07.2006 N 14-п, сделал правильный вывод о том, что данный акт носит нормативный характер и может быть оспорен в арбитражном суде в порядке гл. 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в качестве основания для признания оспариваемого нормативного акта недействующим в указанной части, заявители ссылаются, в том числе на ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ), согласно которой основным принципом регулирования тарифов является достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг и интересов организаций коммунального комплекса; ч. 8 ст. 9, ч. 1 ст. 13 названного закона, определяющим, что тарифы вступают в силу не ранее чем через один календарный месяц после их установления.
Судом первой инстанции установлено, что Закон N 210-ФЗ распространяет свое действие на отношения по оказанию коммунальных услуг. При этом под оказанием коммунальных услуг понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Объектом регулирования указанного закона является регламентация порядка установления определенного вида тарифов (тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов; тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры; тарифы организаций коммунального комплекса на подключение; надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса). Под сферу действия данного Закона подпадают организации коммунального комплекса - юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Федеральный закон от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ) определяет правила установления тарифов как в сфере оказания коммунальных услуг, так и в иных сферах, не связанных с оказанием коммунальных услуг. Данные правила распространяют свое действие только в отношении ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию и тепловую энергию. Объектами регулирования данного Закона являются тарифы на электрическую и тепловую энергию, т.е. система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность). Закон N 41-ФЗ распространяет свое действие на энергоснабжающие организации, т.е. на хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу потребителям произведенной или купленной электрической и (или) тепловой энергии.
Таким образом, как верно указал суд, названными законами разграничиваются и определяются принципы регулирования тарифов на продукцию и услуги, предоставляемые при функционировании коммунальной инфраструктуры локального характера (водоснабжение, водоотведение, утилизация и переработка бытовых отходов), и услуги, предоставляемые в рамках функционирования межтерриториальных организованных рынков (электроэнергия, газоснабжение, тепло).
Исходя из вышеизложенного, суд сделал правильный вывод о том, что при установлении тарифов на тепловую энергию применению и исполнению подлежали соответствующие правовые нормы, закрепленные в Законе N 41-ФЗ.
Соответственно правило о вступлении тарифов не ранее чем через один календарный месяц после установления, не действует в отношении тепловой энергии, как не предусмотренное Законом N 41-ФЗ и Федеральным законом от 27.07.2010 г.. N190-ФЗ "О теплоснабжении".
Кроме того, согласно ст. 4 Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" и Федеральный закон "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" со дня вступления в силу данного Федерального закона положения Закона N 41-ФЗ не применяются к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в электроэнергетике на 2011 год и последующие годы.
Закон N 41-ФЗ в отношении установления тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии распространял свое действие на сферу регулирования тарифов на 2011 и утратил силу с 01.01.2011 г..
Заявители, обращаясь в суд с требованием о признании оспариваемого постановления недействующим, также ссылались на несоответствие данного нормативного правового акта ст. 1-4 Закона N 210-ФЗ и постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Постановление N 109)
Согласно ст.1 Закона N 41-ФЗ (действующего в спорный период) тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
В соответствии с абз. 1 ст. 2 Закона N 41-ФЗ - государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в поименованном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статей 3 данного Закона определено, что государственное регулирование тарифов осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов.
Статьей 4 Закона N 41-ФЗ (абз. 3, 5, 8, 10) предусмотрено, что при государственном регулировании тарифов должны соблюдаться, в частности, следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Полномочия органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по установлению тарифов на услуги по передаче тепловой энергии установлены ст. 6 Закона N 41-ФЗ.
Из содержания указанной статьи закона следует, что регулирование указанных тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением N 109 утверждены "Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (далее - Основы ценообразования), а также "Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с п. 4 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые тарифы (цены) на тепловую энергию (мощность) в рамках установленных Федеральной службой по тарифам предельных уровней тарифов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган, установлен пунктами 10, 11 Правил.
Согласно п. 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В соответствии с п. 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
Из материалов дела следует, что общество в лице своего филиала 27.04.2010 обратилось в РЭК с заявлением об установлении тарифа на производство и транспортировку тепловой энергии от котельных и ЦТП Пермского регионального участка тепловодоснабжения с приложением обосновывающих документов.
При установлении тарифов применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что тариф на тепловую энергию, установленный РЭК филиалу общества для потребителей ЦТП ул. Дзержинская, 44 г. Перми является экономически обоснованным и установленным для филиала общества впервые. Ранее тариф на тепловую энергию от ЦТП по ул. Дзержинского. 44 г. Перми не устанавливался.
Кроме того, приказом ФСТ России от 07.10.2010 N 244-э/2 установлен предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Пермскому краю на 2011 г. в размере 115,6%.
Из представленного расчета РЭК следует, что рост платы граждан за тепловую энергию по муниципальному образованию г.Пермь составил 113,69 %.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильном выводу о соответствии оспариваемого акта требованиям указанных выше нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.
Доводы заявителей кассационной жалобы судом кассационной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона применительно к обстоятельствам данного дела.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Пермского края от 15.08.2011 по делу N А50-8523/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу Шитоевой Елены Витальевны, Евстигнеева Виталия Викторовича, Вертуновой Валентины Тимофеевны, Моргуновой Любови Николаевны, Ушаковой Надежды Григорьевны, Сычугова Николая Сократовича, Аристова Александра Олеговича, Шитоевой Людмилы Леонидовны, Абдурахманова Элшада Мамедрза Оглы, Остроумова Алексея Юрьевича, Кобелева Валерия Владимировича, Бурдиной Алевтины Яковлевны, Филипповой Марины Витальевны, Швецовой Евдокии Петровны, Соловьева Анатолия Анатольевича, Сивкова Сергея Сергеевича, Мищенко Владимира Николаевича, Мальцева Валерия Игоревича, Мошевой Муслимы Ахнатфанзовны, Мошева Михаила Васильевича - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.О.Черкезов |
Судьи |
Е.А.Поротникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно п. 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В соответствии с п. 18, 21 Правил решение об установлении тарифов принимается на заседании правления (коллегии) регулирующего органа. Решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов принимается по форме, утверждаемой Федеральной службой по тарифам, и включает: величину тарифов и (или) их предельных уровней с разбивкой по категориям (группам) потребителей; дату введения в действие тарифов и (или) их предельных уровней, в том числе с календарной разбивкой.
...
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что тариф на тепловую энергию, установленный РЭК филиалу общества для потребителей ЦТП ул. Дзержинская, 44 г. Перми является экономически обоснованным и установленным для филиала общества впервые. Ранее тариф на тепловую энергию от ЦТП по ул. Дзержинского. 44 г. Перми не устанавливался.
Кроме того, приказом ФСТ России от 07.10.2010 N 244-э/2 установлен предельный максимальный уровень тарифов на тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в среднем по Пермскому краю на 2011 г. в размере 115,6%."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2011 г. N Ф09-6878/11 по делу N А50-8523/2011
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-6878/11