Екатеринбург |
|
31 октября 2011 г. |
N Ф09-6895/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Татариновой И.А.,
судей Черкезова Е.О., Кангина А.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Роскомнадзора по Свердловской области (ИНН 6659107821, ОГРН 1046603151935; далее - управление, контролирующий орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2011 по делу N А60-1182/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
управления - Солодкий В.В. (доверенность от 17.01.2011 N 4);
открытого акционерного общества "Вымпел-Коммуникации" (ИНН 7713076301, ОГРН 1027700166636; далее - общество "Вымпел-Коммуникации", заинтересованное лицо) - Черыгова И.А. (доверенность от 28.10.2010 N 66АА0297269).
Управление обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о привлечении общества "Вымпел-Коммуникации" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Евросеть-Ритейл" (далее - общество "Евросеть-Ритейл"), Кабанов Александр Анатольевич (далее - Кабанов А.А.)
Решением суда от 21.04.2011 (судья Гаврюшин О.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришёл к выводу об отсутствии в действиях общества "Вымпел-Коммуникации" состава вменяемого административного правонарушения.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Осипова С.П.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, полагая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам, свидетельствующим, по мнению управления, о совершении обществом "Вымпел-Коммуникации" вменяемого административного правонарушения.
По мнению общества "Вымпел-Коммуникации", изложенному в отзыве на кассационную жалобу, в связи с изменениями, внесёнными в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 27.07.2010 N 228-ФЗ, производство по кассационной жалобе управления подлежит прекращению, поскольку размер санкции, предусмотренной диспозицией ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, не превышает 100 000 руб., при этом кассационная жалоба не содержит ссылок на нарушение судами норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 Кодекса осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" под лицензией понимается специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; под лицензионными требованиями и условиями - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ) деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, к числу которых относятся и услуги подвижной радиотелефонной связи.
В числе лицензионных условий, предусмотренных Перечнем лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи, также утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, предусмотрено условие оказания услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон регламентируются Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328 утверждены Правила оказания услуг подвижной связи (далее - Правила оказания услуг подвижной связи), введенные в действие с 01.01.2006.
Пунктом 14 Правил оказания услуг подвижной связи услуги подвижной связи оказываются на основании возмездных договоров.
В соответствии с требованиями п. 15 Правил оказания услуг подвижной связи договор на оказание услуг подвижной связи заключается в письменной форме в двух экземплярах и подписывается сторонами; договор, заключаемый с гражданами, является публичным договором; подпись лица, уполномоченного оператором связи на заключение договора, должна быть заверена печатью оператора связи или организации, уполномоченной оператором связи на заключение договора от его имени.
Пунктом 19 Правил оказания услуг подвижной связи предусмотрено, какие данные должны быть указаны в договоре. В данный перечень входят в том числе: дата и место заключения договора; наименование (фирменное наименование) оператора связи; реквизиты расчетного счета оператора связи; реквизиты выданной оператору связи лицензии; сведения об абоненте (фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты документа, удостоверяющего личность, - для гражданина, наименование (фирменное наименование) организации, место нахождения - для юридического лица); согласие (отказ) абонента на предоставление доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи, и предоставление сведений о нем для оказания таких услуг; номер SIM-карты; согласие (отказ) абонента на использование сведений о нем в системе информационно-справочного обслуживания; способ доставки счета; права, обязанности и ответственность сторон; срок действия договора.
Пункт 20 Правил оказания услуг подвижной связи устанавливает, какие условия договора об оказании услуг подвижной связи являются существенными.
К числу существенных условий договора относится, в числе прочих, система оплаты услуг подвижной связи.
Согласно подпункту "д" п. 25 Правил оказания услуг подвижной связи оператор связи обязан не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов на услуги подвижной связи извещать об этом абонентов через средства массовой информации.
Согласно п. 24 Правил оказания услуг подвижной связи оператор связи вправе поручить третьему лицу заключить договор от имени и за счет оператора связи, а также осуществлять расчеты с абонентом от имени оператора связи. По договору, заключенному третьим лицом от имени и за счет оператора связи, права и обязанности возникают непосредственно у оператора связи.
При рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество "Вымпел-Коммуникации" осуществляет деятельность на основании лицензии N 42575 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, сроком действия до 14.11.2012.
Пунктом 5 условий лицензии N 42575 предусмотрена обязанность лицензиата оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции выявлено, что контролирующим органом проведена проверка соблюдения заинтересованным лицом лицензионных требований и условий осуществления деятельности в области оказания услуг подвижной радиотелефонной связи. Проверка проведена на основании жалобы гражданина Кабанова А.А.
Проверкой установлено допущенное заинтересованным лицом нарушение п. 5 условий осуществления деятельности, предусмотренных лицензией N 42575, выразившееся в нарушении Правил оказания услуг подвижной связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005 N 328.
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении в области связи от 30.12.2011 N 8/525.
Суды выявили, что общество "Вымпел-Коммуникации" поручило заключать договоры на оказание услуг подвижной связи от своего имени обществу "Евросеть-Ритейл".
Судом первой инстанции установлено, что гражданин Кабанов А.А. договор с заинтересованным лицом не заключал, однако в своих пояснениях, данных суду, не отрицает факт приобретения SIM-карты с пакетом документов у общества "Евросеть-Ритейл". Общество "Евросеть-Ритейл", в свою очередь, утверждает, что договор был заключен (копия договора имеется в материалах дела).
Рассмотрев представленные доказательства, суды выявили, что обстоятельства, свидетельствующие о том, что у заинтересованного лица имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, ни в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2011 N 8/525, ни в иных документах, содержащихся в материалах административного дела не отражены.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждено, что о предстоящем изменении тарифов на услуги связи (в рассматриваемом случае изменение тарифного плана "Простая логика") заинтересованное лицо разместило соответствующую информацию на своем сайте в соответствии с требованиями, установленными подп. "д" п. 25 Правил оказания услуг подвижной связи.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что в указанной части контролирующим органом не доказано событие вменяемого заинтересованному лицу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать, что в удовлетворении заявления управления о привлечении общества "Вымпел-Коммуникации" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, отказано правомерно.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела, и нормам действующего законодательства.
Доводы контролирующего органа, содержащиеся в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, основания для её непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не выявлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2011 по делу N А60-1182/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Роскомнадзора по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.А.Татаринова |
Судьи |
Е.О.Черкезов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрев представленные доказательства, суды выявили, что обстоятельства, свидетельствующие о том, что у заинтересованного лица имелась возможность для соблюдения установленных правил и норм, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, ни в протоколе об административном правонарушении от 30.12.2011 N 8/525, ни в иных документах, содержащихся в материалах административного дела не отражены.
Кроме того, судами установлено и материалами дела подтверждено, что о предстоящем изменении тарифов на услуги связи (в рассматриваемом случае изменение тарифного плана "Простая логика") заинтересованное лицо разместило соответствующую информацию на своем сайте в соответствии с требованиями, установленными подп. "д" п. 25 Правил оказания услуг подвижной связи.
Учитывая изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что в указанной части контролирующим органом не доказано событие вменяемого заинтересованному лицу административного правонарушения.
При таких обстоятельствах следует признать, что в удовлетворении заявления управления о привлечении общества "Вымпел-Коммуникации" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса, отказано правомерно.
...
решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.04.2011 по делу N А60-1182/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Роскомнадзора по Свердловской области - без удовлетворения."
Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 31 октября 2011 г. N Ф09-6895/11 по делу N А60-1182/2011